Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто

Русская служба Би-би-си


В четверг 8 января, сразу после новогодних и рождественских праздников, в 30 городах России пройдут акции протеста против повышения таможенных пошлин на импортируемые автомобили.

Kак сказано в заявлении для СМИ, распространенном накануне организаторами - общественным движением "Товарищество инициативных граждан России" (ТИГР), они станут продолжением выступлений против "непрозрачной, коррумпированной, не учитывающей интересы народа системы принятия государственных решений", имевших место в ряде российских городов в конце прошлого года.

Участники акций намерены также выступить против повышения жилищно-коммунальных тарифов и высоких цен на бензин.

Разрешения на проведение митингов получены от властей Санкт-Петербурга, Иркутска, Екатеринбурга, Благовещенска, Новороссийска, Читы. В большинстве случаев были отклонены заявки на проведение автопробегов по городским улицам.

Во Владивостоке, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Нижнем Тагиле, Калининграде, Москве, власти не санкционировали акции, в некоторых случаях без объяснения причин.

Вместо митинга - собрание

Тем не менее, во Владивостоке, считающемся главным центром протестного движения против повышения пошлин на иномарки, с утра уже состоялось "собрание граждан" на Корабельной набережной.

Как разъяснили журналистам в инициативной группе, для проведения собрания, в отличие от митинга, разрешение по закону получать необязательно.

Собрание проходило без лозунгов, листовок и плакатов. Призывов перекрывать дороги или отправиться протестовать на центральную площадь не прозвучало.

Около ста участников подписались под коллективным обращением в Генеральную прокуратуру России с жалобой на действия милиции 21 декабря прошлого года в центре Владивостока, когда акцию протеста против повышения автопошлин разогнал московский отряд СОБРа "Зубр".

Около 20 милиционеров, наблюдавших за происходящим, в события не вмешивались.

Собравшиеся высказывали намерение объединиться с другими правозащитными и общественными организациями для защиты своих прав и отстаивать интересы автомобилистов через суд.

Аналогичное собрание планировалось в Находке, однако оно было сорвано, так как главного организатора за несколько минут до начала мероприятия забрали в милицию, где продержали около часа.

В Москве несанкционированное пикетирование должно состояться в Новопушкинском сквере. Однако, как заявил накануне Русской службе Би-би-си лидер народного движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков, его сторонники туда не пойдут, поскольку в акции намерены участвовать активисты радикального Движения против нелегальной иммиграции.

Болезненная мера

Импортные пошлины на иномарки повышаются в России с 12 января на 20-80 процентов в зависимости от возраста и типа автомобиля.

Как сообщил Русской службы Би-би-си по телефону из Владивостока заместитель председателя Общества защиты прав автомобилистов Приморского края Константин Шатоба, эта мера больно ударит по многим в Приморье.

По его словам, пострадают автодилеры, владельцы и работники станций автосервиса и пунктов шиномонтажа, владельцы гостиниц, в которых останавливаются приезжие из Сибири и Центральной России, ожидающие растаможивания купленных в Японии автомобилей, турфирмы и судовладельцы.

25 декабря 2008 года правительство Японии призвало Россию не повышать пошлины на иномарки.

"Мы считаем, что подобные меры противоречат принципам свободной торговли", - заявил официальный представитель МИД Японии.

В Токио полагают, что движение в сторону протекционизма не соответствует официальной линии России на вступление в ВТО.

Российское правительство объясняет свое решение необходимостью поддержать отечественных автопроизводителей, переживающих трудности на фоне мирового финансового кризиса.

Мнение автовладельцев

Согласно данным опроса 1,8 тысячи россиян, имеющих водительские права, проведенного 18-20 декабря во всех федеральных округах России исследовательским центром интернет-портала superjob.ru, 53% его участников расценивают повышение пошлин как "незаконное ограничение права граждан на свободный выбор, принудительное навязывание товара более низкого качества - автомобилей российского производства".

Особенно много недовольных на Дальнем Востоке (93%) и в Сибири (64%).

24% опрошенных заявили о "скорее отрицательном" отношении к новациям, 8% полностью или частично поддержали их, и 15% затруднились с ответом.

Больше всего сторонников повышения пошлин оказалось в Уральском федеральном округе - 9%.