Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


Глеб Белов,

Белорусам, планирующим приобрести автомобиль, не стоит долго тянуть с принятием решения. По прогнозам автодилеров, после Нового года ассортимент автомобильного рынка Беларуси заметно оскудеет, а цены взметнутся вверх.
 
Дистрибьюторы практически всех марок автомобилей - американских, европейских, азиатских - с удивительным единодушием заявляют, что в течение первого полугодия 2009 года на автомобильном рынке Беларуси будет наблюдаться тенденция к снижению количества ввозимых в страну машин при одновременном росте цен на них. Расходятся они только в том, насколько сильно могут измениться ценники в наших автосалонах: самые оптимистичные прогнозы предрекают подорожание на 2-4%, самые пессимистичные - на 15-20% по сравнению с ценами конца 2008 года.
 
Причин, по которым это может произойти, несколько, но все они так или иначе связаны с пресловутым мировым экономическим кризисом.
 
Ссылаясь на него, банки безжалостно поднимают процентные ставки по кредитам. А ведь именно кредитные средства, как правило, используются поставщиками для закупки автомобилей.
 
Валюта, которой платят за эти автомобили, также постоянно дорожает. Неважно, в каких "тугриках" несут производственные расходы автопроизводители - в долларах, евро, или шведских кронах. Важно, что отечественный "зайчик" медленно, но верно сдает свои позиции по отношению к этим валютам и, судя по опыту стран-соседей, еще не достиг всей возможной глубины своего падения. Чтобы в этих условиях не работать в убыток, дилерам придется увеличивать розничную цену машин.
 
Однако цены, по которым они закупают авто у производителей, тоже не будут стоять на месте. Снижение объемов производства, о котором на сегодняшний день заявили уже многие гиганты автомобилестроения, неизменно приведет к удорожанию единицы выпускаемой продукции. Кроме того, дорожает сырье: так, сталелитейные компании уже "обрадовали" производителей тем, что поднимают цены на сталь.
 
Помимо внешних проблем дилеры опасаются еще и неприятных сюрпризов со стороны непредсказуемых белорусских чиновников от экономики. Ссылаясь на просачивающуюся "сверху" информацию, представители многих компаний говорят о своих опасениях по поводу антикризисных мер, которые могут быть предприняты в Беларуси с целью предотвращения оттока средств из страны. По некоторым данным, автомобили наравне с бытовой техникой и предметами роскоши также рискуют попасть в категорию товаров, на которые могут быть увеличены таможенные пошлины.
 
Однако даже по повышенной цене в Беларуси можно будет купить далеко не все модели автомобилей, которые представлены на рынке сейчас. Как и представители многих других сфер бизнеса, осторожные автодилеры в преддверии кризиса предпочитают перестраховаться и подождать, что будет дальше. Стремясь максимально аккумулировать средства, они стараются избавиться от большей части своих запасов и освободить склады. Наполнять же их большим количеством новой продукции им пока представляется нецелесообразным. Такую роскошь могут позволить себе только самые крупные участники автомобильного рынка, но и они действуют при этом с большой осторожностью.
 
Так что белорусам, планирующим покупку машины, не стоит затягивать с принятием решения до наступления праздников - такого изобилия предлагаемых автомобилей, таких низких цен и такого количества разнообразных бонусов, предлагаемых изобретательными продавцами для того, чтобы расчистить склады, можно не увидеть еще очень долго.
 
Комментарии:
 
Мария Сухарева, руководитель отдела продаж автоцентра KIA "Атлант-М Боровая":
"Безусловно, цена на автомобили после Нового года вырастет - хотя бы потому, что в автоцентрах уже не будет такого большого объема продаж, который позволял зарабатывать на эффекте масштаба и давать потребителям максимально низкие цены, работая на низкой доходности.
Кроме того, банки серьезно поднимают процентные ставки и кредиты для автодилеров (на выкуп автомобиля у производителя) - в ближайшем будущем они просто "взлетят".
Кстати, многие московские дилеры уже обнародовали новые прайс-листы на 2009 год, и цены в них существенно выше цен 2008 года.
 
Насчет нашей стратегии развития хочу сказать следующее: в общем "Автопалас-М" планирует представить на рынок в 2009 году большое количество новинок и привлечь покупателя высокотехнологичными разработками и новым дизайном. На сегодняшний день KIA находится в среднем ценовом сегменте и представляет на рынке бюджетные автомобили, на которые всегда есть спрос. Однако прогнозов на развитие автомобильного рынка страны, к сожалению, строить никто не решается, поэтому долгосрочными стратегиями мы не располагаем".
 
Владимир Воронецкий, руководитель отдела маркетинга официального дилера Volkswagen в Беларуси "Атлант-М на Машиностроителей":
 
"Цена на новые автомобили в 2009 году вырастет - если сравнивать с ценами 2008 года, и особенно с ценами предновогодних распродаж. Предполагаем, что стабильной останется лишь цена на автомобили 2008 года выпуска, но только на те модели и комплектации, на которые не было очень больших скидок.
 
Такова реальность: автопроизводителям и дилерам необходимо компенсировать потери четвертого квартала 2008 года. Кроме того, ситуация со слабеющим рублем и прогнозируемые проблемы с иностранной валютой явно не способствуют снижению цен. Надеемся, рост цен на автомобили основных марок превысит 5%.
 
К сожалению, строить долгосрочные планы сейчас не приходится: сложившаяся ситуация обуславливает только четкое отслеживание ситуации на рынке и своевременные корректировки в плане тактических решений.
 
Исходя из всего вышесказанного, хочу отметить, что ожидание в такой ситуации - не лучшая политика для покупателя. Решение об инвестировании средств лучше не откладывать. Более выигрышных условий для покупки авто, чем в конце 2008 года, не будет точно. Сейчас в Беларуси предлагается покупка автомобилей на самых выгодных условиях, которые только возможны - дальше двигаться просто некуда. К сожалению, не все понимают, что автомобили с завода приходят совсем не по бросовым ценам (если мы говорим о престижных марках), а скидки дилер может предоставить только из своей прибыли, которая не такая большая, как думают покупатели и как нам самим хотелось бы".