Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


Станислав РИСНИК,

Не страшись техосмотра — бойся недосмотра!В ноябре Управление ГАИ МВД совместно с транспортной инспекцией и УП "Белтехосмотр" Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси впервые провели акцию по выявлению водителей-нарушителей, не прошедших в установленные сроки государственный технический осмотр автомобиля. Главной причиной проведения акции послужили результаты выявленных в текущем году более двух с половиной тысяч липовых штампов о прохождении ТО. Среди подделок были обнаружены и настоящие квитки, но наклеенные на стекло явно не соответствующих техническим требованиям и внешнему виду автомобилей.
 
Особо неблагоприятной обстановка сложилась в агропромышленном комплексе страны. Там, по данным специалистов УП "Белтехосмотр", на диагностику технического состояния в положенный срок представляется всего лишь около 15 процентов техники.
 
Почему так происходит? Может, требования к техническому состоянию автомобилей предъявляются чрезмерно завышенные? Или ГАИ на местах недорабатывает?..
 
Для изучения ситуации в один из районов вместе с заместителем начальника УГАИ Минской области подполковником милиции Дмитрием Киселевым, представителем УП "Белтехосмотр" Константином Севбо выехал и журналист "Р". Вообще-то, Минщина по итогам года обеспечивает самый большой прирост прошедших техосмотр машин, но все ли сделано и что еще надо предпринять, чтобы техосмотр прошли все машины, — таким вопросом задались ответственные руководители.
 
На кольце при въезде в Слуцк уже работали офицеры Госавтоинспекции. Исполняющий обязанности начальника ОГАИ Слуцкого РОВД капитан милиции Александр Тумас также принимал непосредственное участие в спецоперации. Опытным взглядом стражи дорог буквально выхватывали из потока автомобилей нарушителей.
 
Вскоре у обочины затормозил синий БМВ с затемненными стеклами. За рулем оказался супруг владелицы машины. С техосмотром у иномарки было все в порядке, а вот тонировку стекол салона водителю пришлось убирать прямо на месте. С таким же нарушением требований Правил дорожного движения к разъезду подъехал и микроавтобус. А вот у владельца джипа "Опель Фронтера" оказался просроченным срок прохождения ТО. К временному посту ГАИ подъехал ГАЗ-53 из СПК "Висейский покров": у его водителя также не оказалось заветного корешка с отметкой о прохождении гостехосмотра автомобиля. Более того, как объяснил находящийся за рулем инженер хозяйства, он вынужден был лично отправиться в поездку из-за отсутствия штатного водителя. Впрочем, для сотрудников ГАИ такой аргумент показался неубедительным. В милицейский протокол в этот день попали многие.
 
Впрочем, не в наказании проштрафившихся была задумка этого рейда. Нарушителям ПДД раздавали памятки с координатами и часами работы диагностических станций области, где можно пройти техосмотр.
 
Что обследовать "здоровье" своего железного друга сегодня несложно, мы смогли убедиться на примере жителей Слутчины и прилегающих Узденского и Стародорожского районов, посетив филиал Слуцкой станции диагностики № 80. Сотрудники станции и водители спокойно делали свое дело. Очереди как таковой не было. Уезжал один автомобиль, через минуту-другую подъезжал другой.
Как пояснил начальник филиала Олег Бессонов, Слуцкий, Узденский и Стародорожский районы обслуживает, помимо стационарной, еще и передвижная станция диагностики. Шестнадцать человек инженерно-технического персонала обеспечивают бесперебойную работу всех линий. На стационарной их две — для автомобилей с грузоподъемностью до 3,5 и до 12 тонн.
 
Оборудование немецкой фирмы "МАХА" обеспечивает непредвзятый контроль всех узлов и агрегатов любых марок машин. При нас техосмотр успешно прошел и "Москвич-412", и "Фольксваген Гольф-2".
Из личных наблюдений: для измерения количества вредных веществ в отработанных газах водителю необходимо поднять обороты двигателя до 2000: экран компьютера подсказывает, когда можно приостановиться — вот 1700, 1900 и заветные 2000 оборотов. Через некоторое время на дисплее появляется новая надпись: "Сбросьте газ", и, пожалуйста, вот вам компьютерная распечатка результатов исследований. К слову, здесь же делается цифровой снимок автомобиля и водителя, представившего технику на ТО. Все четко и непредвзято.
 
С 2008 года водителям предлагается новая услуга — предварительная запись на прохождение техосмотра. В среднем диагностику "здоровья" автомобилей в Слуцке проходят около полутора тысяч единиц техники в месяц. Правда, к концу года цифра несколько возрастает, в октябре на техосмотр было представлено более 1900 машин. Но, как уверяет Олег Бессонов, правильно организованная работа сотрудников станции диагностики позволяет избегать очередей. Ведь пройти ТО можно и в субботу — пожалуйста, только приезжайте!
 
В среднем процент прохождения техосмотра по региону составляет свыше 60, у трети приезжающих обнаруживаются неполадки, требующие устранения. Среди наиболее часто встречающихся неисправностей — недочеты в работе тормозной системы. Требования здесь жесткие.
В настоящее время, предупреждает Олег Бессонов, участились случаи замены разбитых фар европейских авто запчастями азиатских, английских с правосторонним рулем марок. Увы, такие световые приборы для эксплуатации на наших дорогах не годятся — их невозможно исправить, отрегулировать. При покупке фар на это надо обращать особое внимание! Еще один совет от начальника станции диагностики: не забывайте о незамерзающей жидкости для очистки стекол машины. И в добрый путь!