Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто

Русская служба Би-би-си


фотоНамерение Белого дома прийти на помощь американским автомобилестроительным компаниям после того, как сенат США отказал им в кредитах, вызвало нападки со стороны сенаторов-республиканцев, часть которых предпочла бы, чтобы автопром просто объявил банкротство. Такой вариант поддерживают и многие экономисты.

Белый дом должен "проявить мужество" и отвергнуть призывы о том, чтобы он спешно предоставил автопрому кредиты, заявил сенатор-республиканец Джон Энсайн.

В кредитах срочно нуждается, строго говоря, не весь автопром, а две гигантских компании из трех - General Motors и Chrysler. Первая говорит, что не дотянет до конца года. Вторая - что деньги у нее кончатся в первых числах января.

Третий член триумвирата, который раньше звали "Большой тройкой", а сейчас зовут "Детройтской тройкой", - компания Ford Motors - говорит, что пока обойдется своими средствами, но на всякий случай хотела бы получить солидную кредитную линию.

Переговоры об условиях, на которых сенат бы согласился выделить автопрому кредиты, зашли в тупик в четверг вечером.

Конфликт с профсоюзами

Республиканцы объясняют это тем, что хотя представители профсоюза автопрома согласились на сокращение зарплаты до уровня рабочих автозаводов иностранных компаний, работающих в США, таких как Toyota или Nissan, они настаивали, чтобы это произошло лишь в 2011 году, когда у них кончится контракт с "Детройтской тройкой".

Республиканцы же требовали, чтобы зарплату сократили уже в наступающем году. Компромисс не получился, и вопрос о кредитах закрылся в конгрессе до 5 января, когда он соберется уже в новом составе.

Сенаторы-республиканцы винят в провале переговоров Белый дом и говорят, что если бы он не выказал готовности помочь автопрому, то профсоюзники бы пошли на уступки. А так они уперлись, поскольку знали, что у них есть запасной вариант.

Профсоюз обвиняет во всем республиканцев и говорит, что они мстят ему за поддержку, которую он традиционно оказывает демократам на выборах.

Согласно опросам, большинство американцев сейчас выступают против финансовой помощи автопрому, а часть экономистов и консервативных комментаторов доказывают, что ему нужно просто позволить обанкротиться.

Этот лагерь любит говорить о "созидательном разрушении", которое свойственно капитализму по выражению покойного экономиста Джозефа Шумпетера. По его словам, при капитализме идет постоянное вымирание компаний, которые не идут в ногу со временем, но на их место постоянно становятся новые.

Жизнь после смерти?

Американцы много лет ходили в огромные универмаги Caldor и Woolworth и летали по миру на Pan American. Их уже нет с нами, но это не значит, что им некуда больше ходить за покупками и не на чем летать.

Автором сделал свое дело, автопром может уйти, говорят сторонники банкротства, подчеркивая, что оно вовсе не обязательно означает закрытие компаний. Они могут воспользоваться статьей 11-й Закона о банкротстве, которая даст им время на перестройку, защитит от кредиторов и объявит недействительными все их контракты, в том числе коллективные договоры с профсоюзом.

По словам этого лагеря, если просто предоставить автопрому кредиты, то он продолжит функционировать в прежнем режиме, не перестроится, проест деньги и снова встанет в очередь у окошечка кассы.

А очередь будет длинная, потому что если государство выручит одни компании, то почему бы ему не выручить другие?

Миллионы рабочих мест

Руководители автопрома не готовы объявить себя банкротами, хотя General Motors на всякий случай уже наняла юристов, специализирующихся на банкротствах.

Представители автомобильной промышленности говорят, что американцы перестанут покупать машины у официально обанкротившихся компаний из опасения, что те будут не в состоянии проводить гарантийный ремонт и производить запчасти.

Глава профсоюза автомобильных рабочих Рон Геттелфингер предупреждает, что если компании не получат финансовой помощи от государства, то их поставщики перестанут снабжать их деталями и узлами, которые автопром заказывает на стороне, или прекратят отпускать их в кредит, настаивая на платеже наличными.

По его словам, коллапс компаний приведет к потере миллионов рабочих мест не только на автозаводах Детройта, но и на предприятиях сотен субподрядчиков, которыми пользуется "Большая тройка", в автосалонах и прочей сфере обслуживания, образовавшейся вокруг автопрома.