Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


Палата представителей конгресса США одобрила выделение американским автопроизводителям экстренного правительственного кредита на сумму 14 млрд долл. Теперь документ должен получить одобрение в сенате, передает Reuters.

Конечно, есть опасения, что сенаторы могут заблокировать его: часть сенаторов (в основном это республиканцы) критически настроены в отношении автопроизводителей. Между тем, по мнению экспертов, документ все же получит "зеленый свет", так как американский автопром создает около 10% рабочих мест в США и, если государство не поддержит автогигантов, это приведет к серьезным проблемам.

Более того, по словам некоторых аналитиков, крах "детройтской тройки" может спровоцировать очередной виток мирового кризиса, поскольку General Motors Corp, Ford Motor Co и Chrysler LLC очень активно пользовались сложными финансовыми инструментами. "Если американские автопроизводители обанкротятся, кредитные рынки потеряют порядка 1 трлн долл., вложенных в корпоративные облигации, рынок дефолтных свопов (CDS) и другие финансовые инструменты", - отмечает сенатор от штата Мичиган, демократ Карл Левин. Вторит ему и аналитик J. P.  Morgan Эрик Селл: по его словам, крах американских автопроизводителей сильно усугубит текущее состояние экономики.

Правда, большинство республиканцев все еще критично настроены в отношении автопроизводителей. По их словам, готовящийся план спасения "детройтской тройки" не имеет под собой никаких оснований, поскольку предполагает выделение средств на кредит из $700-миллиардного фонда "Программы устранения проблемных активов" (TARP), которая изначально создавалась для помощи американским финансовым институтам. Демократы парируют, что крах автопроизводителей ударит по всей американской экономике, следовательно, использование средств из фонда TARP выглядит вполне логичным и закономерным. "Банкротство даже одного из американских автопроизводителей усугубит кризис мировой финансовой системы", - заявил на прошлой неделе конгрессмен Франк Барни.

Некоторые эксперты отмечают, что крах General Motors, Ford или Chrysler при самом пессимистичном сценарии развития событий спровоцирует "эффект домино" и повлечет за собой банкротство других автопроизводителей и поставщиков автомобильных запчастей. "Конечно, все последствия предвидеть невозможно, но в случае их банкротства очень нелегко придется крупным поставщикам и многим крупным компаниям", - отмечает аналитик Bernstein Research Макс Варбуртон.

Напомним, что на данный момент в госпомощи нуждаются сразу три крупнейших автомобильных производителя Америки - General Motors, Ford и Chrysler. В начале декабря компании определились с суммами, необходимыми для их дальнейшей деятельности. В конгресс были представлены планы по реструктуризации компаний, предусматривающие выделение до 34 млрд долл.

Времени для решения вопроса остается совсем немного: согласно заявлению Chrysler (третьего по величине американского автопроизводителя), для выхода из кризиса ей нужны 7 млрд долл., причем эта сумма должна быть выделена до конца с.г., в противном случае компания будет не в состоянии поддерживать свои операции в I квартале будущего года.

Ford запросил 9 млрд долл., а General Motors необходимы для продолжения деятельности 12 млрд долл., причем 4 млрд должны быть выделены уже в этом месяце.