148 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Руководителем Белорусской ассоциации журналистов избрали Андрея Бастунца
  2. «Падает мотивация платить налоги». Белорусы плохо разбираются в бюджете. Вот к чему это может приводить
  3. «Мы не гоняемся за сложными рецептурами». На Белинского открылась кондитерская Mousse
  4. «В больнице плакал и просил прощения». Поговорили с женой Виктора Борушко, которому дали 5 лет колонии
  5. Девушка Роналду — модель с невероятными формами. Вы удивитесь, узнав, чем она занималась до встречи с ним
  6. Как скручивают пробеги у машин из Европы: вопиющие примеры и советы специалистов
  7. Вместо Земфиры — Моргенштерн. Организаторы «Вёски» — о возврате билетов и новом лайнапе
  8. «Переболел COVID-19 и вернулся». История 92-летнего фельдшера, без которого в деревне никак
  9. Курсы доллара и евро заметно упали. Что происходит на валютном рынке
  10. Врач объясняет, когда выпивать два дня — это уже запой и как быстро человек может спиться
  11. «Нормализация отношений невозможна, пока не прекратится насилие». Макей встретился с послами Германии и Франции
  12. Дух захватывает. Что видно с крыши в центре Минска, где сегодня презентовали высотный огород?
  13. «Это недопустимо». Григорий Василевич — об идее ограничить возраст для голосования 70 годами
  14. Туктамышеву называют новой примой российского фигурного катания. Только взгляните, как она хороша
  15. Глава Минздрава о третьей волне коронавируса в Беларуси: заболевших меньше, но тяжелых случаев больше
  16. Где в Беларуси численность населения падала, а где росла? Посмотрели статистику по регионам
  17. Премьер-министр России в Минске: налоговая интеграция и анонс встречи Лукашенко и Путина
  18. Переговоры с Мишустиным, новые законы и задержания. Что происходило в Беларуси 16 апреля
  19. АНТ: «Ціханоўскія атрымалі долю ў кампаніі сям'і Бабарыкі задоўга да выбараў». Глядзім дакументы
  20. Врач — о симптомах хламидиоза и том, как им можно заразиться
  21. Белорус заочно получил пожизненное за убийство французских миротворцев. Рассказываем, что известно
  22. «Оказалось бы, что Минск — древний азербайджанский город». Бывший президент Армении раскритиковал Лукашенко
  23. «Белнефтехим» рассказал, насколько подорожает топливо до конца года
  24. Склепы с останками ребенка и взрослого обнаружили при прокладке теплотрассы в центре Могилева
  25. В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?
  26. В выходные чуть потеплеет, на следующей неделе — похолодание и дожди
  27. «Вы будете петь вместе с ангелами, и твой голос будет звучать, как всегда, ярко». В Минске простились с Леонидом Борткевичем
  28. На «Гомсельмаше» рассказали про 400 вакансий, приглашение россиян на работу и зарплаты выше 3600 рублей
  29. «Попытка восстановить легитимность». Эксперты — о «заигрывании с Баку» и будущей встрече с Путиным
  30. Суд приговорил музыканта Тиму Белорусских к двум годам «домашней химии»


Вадим Гагарин,

фотоКак было бы хорошо, выйдя с работы, сесть за руль машины, откинуть кресло, включить телевизор и доехать до дома, не притрагиваясь к рулю и педалям. Автомобиль сам доедет до дома, выбрав оптимальный маршрут и ритм движения. Идеальный вариант для все более “глухих” ежедневных пробок. Но пока автопроизводители не предлагают нам такой “халявы”. Однако и без автопилота уже появилось немало интересных устройств, которые значительно облегчают жизнь за рулем.

Взять, к примеру, парковку - упражнение, с которым многие не находят общего языка еще со времен обучения в автошколе. Сначала задачу сильно упростил задний парктроник, компанию которому вскоре составил и радар спереди. Потом появились камеры заднего вида и бокового обзора, но даже с таким арсеналом у особо одаренных возникали проблемы. А теперь все большее распространение получили автоматические “парковщики” - подобные системы уже предлагают Volkswagen, Mercedes-Benz, Toyota и Lexus.

С точки зрения водителя - все элементарно. Стоит снизить скорость и нажать соответствующую кнопку, как ультразвуковые сонары тут же начнут “пронюхивать” местность. Как только датчики обнаружат необходимое пространство, подается сигнал и останется только включить задний ход и нажимать на педали газа или тормоза. На бумаге все идеально, но в реальности, особенно российской, остается слишком много неизвестных - мелкие столбики, тележка из супермаркета или сугроб. Впрочем, система Park Assist даже в таком виде остается весьма востребованной опцией. Особенно среди представительниц прекрасного пола.

Еще пара технологий призвана облегчить жизнь при длительном движении по автомагистрали. Первая - это адаптивный круиз-контроль, который ныне предлагается уже для достаточно большого количества моделей. Он не просто тупо поддерживает заданную скорость, но и выдерживает дистанцию до впередиидущей машины и в случае ее сокращения задействует тормозную систему. А если добавить систему контроля рядности движения, то получается и вовсе шоколад. Можно убрать руки с руля и ноги с педалей.

Но полностью расслабиться не получится - в мало-мальски крутом повороте “авторуль” отключается. И вместо отдыха приходится сидеть в постоянном нервозе, контролируя электронные “мозги”. Да и в России, где разметка магическим образом исчезает вместе со снегом или просто нанесена каким-то извращенным способом, а в левый ряд очень любят выезжать груженые КамАЗы на скорости 60 км/ч, связка адаптивный “круиз” плюс система контроля рядности совсем не актуальна.

А вот надзор за “мертвыми зонами” - отнюдь не лишняя забота. В иных моделях боковые зеркала могут запросто “не заметить” слона. Но уже несколько лет в серийных машинах Volvo устанавливается система BLIS (Blind Spot Information System) - встроенная в корпус зеркала камера следит за появлением объекта и в случае перестроения подает водителю сигнал. Ныне подобные помощники ставятся и на многие модели других марок. Полезно в условиях вечной российской грязи на дорогах, когда после 20 километров по политому реагентами МКАДу в них не видно ничего, кроме коричневой пелены.

Более того, уже разрабатываются продвинутые системы кругового обзора, которые научатся создавать трехмерные изображения всего происходящего вокруг машины. Видимо, должно получиться что-то вроде компьютерного автомобильного симулятора, где можно выбрать ракурс сзади и сверху при управлении. А пока испытываются уже действующие, более простые аналоги, когда облепленная датчиками машина получает информацию о всех ближайших соседях и в случае опасности ДТП принимает меры, задействуя тормоза и информируя водителя.

Дальнобойщикам бы не помешал хитрый “будильник” - камера, которая следит за водителем и фиксирует положение его головы. Стоит только клюнуть носом, уснув за рулем, или пересечь линию разметки без включения поворотника, как система подаст звуковой сигнал и вдобавок немного потрясет водительское сиденье. Впрочем, это актуально и для тех, кто вообще не знает, что такое подрулевой переключатель указателей поворотов, осложняя жизнь окружающим в потоке. Хотя таких проймет только электрический разряд, направленный сразу прямо в остатки головного мозга.

Следующий помощник может оставить половину сотрудников ГИБДД без “зарплаты”. Система автоматического распознавания знаков выводит их на дисплей, информируя водителя об ограничениях скорости или, например, знаке STOP. Такая уже устанавливается на Opel Insignia, а ее аналог получит будущий Mercedes-Benz E-класса. Мало того, Toyota подумывает о более продвинутом варианте, когда для выполнения дорожных предписаний будет задействоваться тормозная система. Мол, видишь STOP - остановишься, как ни крути. Впрочем, это явно не ближайшая перспектива, ведь резкая остановка может спровоцировать ДТП.

Чтобы этого не произошло, производители совместными усилиями разрабатывают интерфейс общения автомобилей между собой. В будущем это поможет избегать большого количества аварий в сложных условиях движения — например, едущая впереди машина, попавшая на скользкий участок покрытия, по сигналу сработавшей ESP (а тогда она будет входить в базовую комплектацию подавляющего большинства моделей) отправит эту информацию всем соседям по дороге. Точно так же можно передавать сообщения окружающим о пробках, тумане, авариях. Но пока это еще далеко от реальности — слишком сложно создать общий, унифицированный механизм коммуникации, который будет работать в большинстве стран.

Не забыли и про экологию - все больше фирм оснащают свои автомобили компьютерами, которые следят за стилем вождения и высчитывают, насколько экономично (а значит, и с меньшими вредными выбросами) водитель управляет машиной. При этом поощряется именно вдумчивая езда: в гибридном Ford Fusion, например, загорается лампочка, сигнализирующая об оптимальном моменте смены передачи, а Honda Insight и вовсе рисует на дисплее симпатичные лепестки и меняет подсветку приборов на спокойную зеленую при аккуратном передвижении.

Призвана снизить бесцельное сжигание топлива и экспериментальная система Audi, которая подсказывает водителю, с какой скоростью надо ехать, чтобы попасть на зеленый сигнал светофора, а не стоять на красном. Работает она, естественно, только в связке со специальными “регулировщиками движения”. А Nissan в будущем собирается внедрить технологию Eco Pedal - усилие на педали газа будет меняться в соответствии с расходом топлива. Хочешь жечь по полной - давить придется сильно.

И это далеко не все, что в ближайшем будущем ожидает водителей. Модифицированное “ночное видение”, проекция на лобовое стекло не только показателей приборов и данных с навигационной системы, но и объектов, которые заметит инфракрасная камера ночью. Работают они все на благо безопасности и экологии. Но все же не хотелось бы, чтобы разработка полноценного автопилота полностью заняла лучшие умы в автомобильной индустрии. Ведь пока еще не все дороги общего пользования забиты пробками, а мы все так же получаем удовольствие от вождения.
-10%
-40%
-20%
-15%
-50%
-20%
-60%
-50%
-15%