Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


Ирина МЕНДЕЛЕВА,

фотоМогилевчанин Александр Моргунов из окна своей квартиры увидел, как двое парней пытаются украсть его скутер. Хорошо, что живет он на первом этаже, иначе не успел бы отпугнуть воров. Чуть не оставшись без "колес", Александр решил застраховать свой транспорт. Однако во всех компаниях, в которые он обратился, выдать страховой полис отказались.

Объяснения были одинаковы: слишком велик риск — невыгодно. Школьнику Саше Виннику скутер подарила мама. На трассе он зазевался, врезался в иномарку и помял ей бампер. Была бы оформлена "автогражданка", конфликт разрешился бы не так болезненно для бюджета семьи. Но страховки, конечно, не оказалось, и хозяин авто, 23-летний директор фирмы, обратился в суд за возмещением ущерба. Обошлось недешево…

Бизнесмен Антон Кучинский зарабатывает на жизнь тем, что выдает скутеры напрокат. Рискует каждый день. Ведь его транспортные средства тоже не хотят страховать. Мало ли что с ними может случиться: не вернут или разобьют…

Новый вид транспорта на наших дорогах появился сравнительно недавно. Возможно, этим и объясняется то, что в Правилах дорожного движения нет пункта, предписывающего скутеристам регистрировать свой транспорт в ГАИ. Точнее, регистрируются только модели, развивающие скорость более 50 километров, с объемом двигателя свыше пятидесяти "кубов". Владельцы же менее мощных скутеров, пользуясь пробелами в законодательстве, предпочитают не учить Правила дорожного движения, не сдавать экзамены, не проходить медкомиссию, ездить без шлемов — словом, делать все, что заблагорассудится. И, конечно, держаться подальше от ГАИ. Обиды начинаются лишь тогда, когда дорогостоящую технику (средняя цена скутера в Могилеве около 3 миллионов рублей) наотрез отказываются страховать. Ведь по положению о страховании незарегистрированные транспортные средства — "вне закона".

Выход попытались найти в Ленинском районном совете могилевской организации Белорусского общества автомотолюбителей. На основании устава организации и… инструкции для водителей скутеров, подписанной мэром Москвы Лужковым (своей инструкции в Беларуси нет), здесь стали ставить проблемный транспорт на учет, выдавать номера и удостоверения. Но сотрудников страховых компаний это не убедило…

Чтобы узнать, где в Могилеве все же можно застраховать скутер, я обзвонила 8 различных страховых компаний. Где-то мне сразу отказали в услуге, где-то предлагали обязательное страхование только для более мощных моделей, состоящих на учете в ГАИ. То есть фактически легких мотоциклов. О добровольном страховании речь вообще не шла.

Вскоре стала ясна и причина. Могилевской скутеристке Маргарите Кривко, единственной из всех желающих, все же удалось получить страховой полис на год за 4 евро. "Скутер — это мое имущество, и я имею право его застраховать", — убедила Маргарита директора страховой компании. А когда он согласился, сама поняла, насколько ей повезло: сумма взноса оказалась более чем скромной в сравнении со степенью риска организации, выдавшей полис. Что греха таить: скутеры угоняют гораздо чаще, чем любой другой вид транспорта. На них ездят все кому не лень и зачастую как попало. Поэтому и опасаются страховщики: скутеристы способны даже успешную компанию поставить на грань разорения.

Но, с другой стороны, скутер — транспорт, доступный по цене и простой в обращении. Его часто выбирает не только бесшабашная молодежь, но и осторожные пенсионеры со скромными доходами. Получается, что и они не могут защитить свое имущество от угонщиков. Где же выход?

Компетентное мнение

Евгений ЖИЛИНСКИЙ, инспектор отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД Могилевского облисполкома:

— Человек вправе застраховать свое имущество. Однако можно понять и страховщиков. Скутеры сейчас ходят по рукам — дарятся, передаются, сдаются напрокат. Не редкость, когда ими управляют в нетрезвом виде. Кто в этой ситуации согласится взять на себя ответственность за "непредсказуемый" транспорт? Страховых случаев будет слишком много, включая ложные угоны. Хотя если бы в Правилах дорожного движения появился пункт, касающийся скутеристов, все встало бы на свои места.

Василий ГАЛАЙДЕНКО, председатель Ленинского райсовета могилевской организации Белорусского общества автомотолюбителей:

— Мы не только регистрируем скутеры и выдаем номера и удостоверения. Мы еще и обучаем всех, кто к нам обращается, правилам дорожного движения. То, что страховые компании не хотят с нами сотрудничать, только усугубляет ситуацию. Зная о реальном положении дел, лишь 30 — 40 процентов могилевских скутеристов приходят к нам регистрироваться. Остальные предпочитают быть сами по себе, создавая аварийные ситуации на дорогах.