147 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Три белоруски попали в популярный «Женский стендап» на ТНТ. Вот кто они
  2. «Это что вообще такое?» Владелец удивился страховой выплате за легкое повреждение Mercedes S500
  3. «Я решил отвечать соразмерно». Байден заявил, что выбрал мягкий вариант санкций против России
  4. «Сажусь рядом с сыном — и плачем». Жена Виктора Борушко, который попал в реанимацию, а потом сел на 5 лет
  5. «Вы будете петь вместе с ангелами, и твой голос будет звучать, как всегда, ярко». В Минске простились с Леонидом Борткевичем
  6. Опубликована свежая статистика Минздрава по COVID-19
  7. Бежали за границу через реки, леса и поля. Как белорусы скрываются от преследования силовиков
  8. Глава Нацбанка прокомментировал слухи о своей отставке
  9. Дом под Осиповичами, в который въехала ракетная установка, отремонтировали. Военные и жильцы рассказали как
  10. Какой уровень холестерина в крови небезопасен и чем он грозит? Врач отвечает на частый вопрос
  11. Мошенники оформили на женщину онлайн-кредит на 10 000 рублей, пришлось его выплатить. Что говорят в банке
  12. Два министра привились от коронавируса российским «Спутником» белорусского производства
  13. АНТ: «Ціханоўскія атрымалі долю ў кампаніі сям'і Бабарыкі задоўга да выбараў». Глядзім дакументы
  14. «Настроения упаднические». Работники «Белмедпрепаратов» сообщают об увольнениях из-за политики
  15. Девушка Роналду — модель с невероятными формами. Вы удивитесь, узнав, чем она занималась до встречи с ним
  16. БГУ не продлевает контракт с Еленой Лаевской (ее сын Дмитрий защищает Виктора Бабарико)
  17. Разбираемся с подержанными «китайцами». Что интересного можно купить?
  18. «Дети писали: вы крутая!» Татьяна ушла из бизнеса в школу и перевезла семью из Минска в Ляховичи
  19. Как не перепутать грипп с простудой и коронавирусом, рассказывает врач
  20. «Побелка деревьев весной — пережиток советского прошлого». Эксперт рассказал все о побелке сада
  21. «Однажды ночью мой грузовик ограбили». История Натальи, которая в 40 лет стала дальнобойщицей
  22. Посольство США в Беларуси прокомментировало задержание Юрия Зенковича
  23. Правительство запретило вывоз из Беларуси пшеницы, гречихи, кукурузы и других злаков
  24. «Сказали снять». Убирают ли с полок в магазинах запрещенную NIVEA и что об этом думают покупатели
  25. «С остринкой и иронией». Как белорусский бренд одежды стал конкурировать с известными марками
  26. Конституционная комиссия предлагает дать право голоса белорусам от 20 до 70 лет
  27. «Оказалось бы, что Минск — древний азербайджанский город». Бывший президент Армении раскритиковал Лукашенко
  28. «Белнефтехим» рассказал, насколько подорожает топливо до конца года
  29. Церковь «Новая Жизнь» просят выплатить 170 тысяч долларов. В ЖРЭО объяснили, откуда такие цифры
  30. В Минске начинается процесс над Тимой Белорусских. Его будут судить по «наркотической» статье


Наталия ЛАПИНА,

фотоКогда человек привычно садится в автобус, электричку или маршрутку, чтобы так же привычно добраться на работу, в деревню к родственникам или в город за покупками, он конечно же не думает о том, что в этой поездке может что-то случиться. И это нормально. Психологи говорят, что “аварийные” мысли свойственны только тем, кто за рулем, пассажиры же подсознательно расслаблены. У меня нет машины, поэтому я тоже относилась к авариям как к чему-то “не про меня”. Ровно до тех пор, пока мою маршрутку в утренний час пик на полном ходу не подрезала “Волга”.

С последнего сиденья я за долю секунды пролетела по проходу до середины салона, затормозив носом ровно перед входной дверью машины. Потом выяснилось, что мне просто повезло с местом в “обозе” (возле прохода), а вот соседу у окна лететь было некуда, поэтому он здорово приложился головой о стекло. Езжу ли я после этого в маршрутках? Так же, как и все. А еще и в автобусах, троллейбусах и электричках — не отменять же теперь жизнь! С одним, правда, “но”: помню о том, что в общественном транспорте не все равны — если знать, куда сесть, можно облегчить задачу своему ангелу-хранителю.

Кто-то скажет, что все это мелочи и никто не застрахован от несчастья. Однако мы с вами ездим в общественном транспорте каждый день, осенью и зимой, в дождь и метель — и отказываться от дальних поездок на ближайшие “непогожие” шесть месяцев вряд ли кто-то собирается. Поэтому лишние знания о собственной безопасности не повредят. Специалисты охотно поделились с читателями “НГ” своим опытом.

Неудобно, зато выживем

Самым быстрым и одновременно опасным видом общественного транспорта единогласно признаны маршрутные такси. В ГАИ полистали сводки ДТП только за прошлый год и хладнокровно уточнили: по вине водителей маршруток произошло больше 30 аварий, в результате которых 3 человека погибли и еще около 40 очутились в больницах. После многочисленных проверок около тысячи маршруток вообще сняли с маршрутов — они представляли потенциальную угрозу безопасности движения. Так что если вы собрались на выходные отправиться в гости к родственникам на рейсовом микроавтобусе, не поленитесь заранее забронировать места в центре салона у прохода: у пассажиров, сидящих там, при ударе больше шансов остаться невредимыми — их просто выкинет на пол.

Самый верный способ вообще никуда не доехать в маршрутке — это второпях согласиться ехать стоя. На Минской городской станции скорой помощи, где перевидали за свою практику всякого, объяснили, что, проехав в полусогнутом положении и не держась за поручень, человек и без аварии может стать инвалидом: попадет маршрутка в выбоину или водитель не заметит “лежачего полицейского” — вот и травма головы или шейного отдела позвоночника. В лучшем случае пассажир отделается вывихом.
Самые “дефицитные” места у окошка также считаются опасными: при аварии часто бьются стекла — их осколки вместе с возможностью вылететь из салона и представляют главную угрозу. Любопытно, что самые неудобные места — спиной по ходу движения — считаются и самыми безопасными, поскольку человека просто вдавливает в сиденье — больше шансов уцелеть.

Окошко для “врага”

В автобусах (и городских и пригородных), где все сиденья расставлены по два друг за другом, безопаснее всего сидеть в правом ряду ближе к проходу. Так во время поездки вы будете находиться дальше от встречного транспорта и меньше пострадаете в случае лобового столкновения. По “межгороду” небольшие автобусы с сиденьями “два к одному” не ходят, а в пригороде подобных много. Для постоянных пассажиров этих “бусиков” лучше выбирать те места, что расположены в “двойном ряду” — ближе к проходу. Лучше всего сесть против движения сразу за водителем.
— С другой стороны, не нужно забывать, что в результате аварии или из-за короткого замыкания автобус может загореться, в этом случае главное — как можно быстрее выбраться наружу и помочь сделать это окружающим, — добавила пресс-секретарь Минского областного управления МЧС Анастасия Клебан. — Тем, кто сидит недалеко от дверей, сделать это будет проще. В любом случае главное — не паниковать.

“Вообще же если есть возможность, пользуйтесь электричками и поездами”, — искренне посоветовали на Белорусской железной дороге. Спасатели согласились, что статистика железнодорожных аварий в нашей стране практически нулевая. И все же не следует забывать, что в электричках самыми безопасными считаются средние вагоны. Головные и хвостовые больше всего страдают во время столкновения или схода состава с рельсов. Опять же, садиться лучше против движения: во-первых, при резком торможении вы останетесь сидеть на месте, во-вторых, если в окно попадет камень (невероятно, но таких случаев на памяти железнодорожников в разы больше, чем аварийных ситуаций), скорее всего, вы не пострадаете.

Лучше тогда пешком

Кстати, Минсктранс недавно провел опрос на тему транспортных предпочтений жителей нашей страны во время дальних поездок. Как и следовало ожидать, больше половины опрошенных (53 процента) без раздумий выбирают железную дорогу, если есть возможность доехать до места назначения именно на поезде. А дальше симпатии с разницей всего в пару процентов разделяются между автобусами, самолетами и личным авто (16, 15 и 14 процентов соответственно). Однако по наблюдениям работников железнодорожных и автобусных касс, при покупке билетов белорусы редко проявляют дотошную избирательность в выборе мест.

— В поездах всегда в первую очередь расходятся билеты в центре состава, в том числе когда речь идет об общих вагонах, — рассказали сотрудники железнодорожных касс столичного вокзала. — Однако это связано не столько с безопасностью, сколько с комфортом. Самыми нелюбимыми у пассажиров можно назвать места в хвосте поезда.

На автовокзале ситуация оказалась несколько иной: по словам сотрудников, чаще всего люди просят билеты в начале салона и около окна, что уж точно нельзя объяснить беспокойством за свою безопасность. Бронировать конкретные места никто не запрещает, другой вопрос, что билеты надо выкупать заранее, а это для многих неудобно, поэтому вопрос опасности-безопасности автоматически опускается.

И напоследок информация для горожан — автобусы, троллейбусы и трамваи в мегаполисах считаются самыми безопасными средствами передвижения, поскольку в условиях современного трафика даже при сильных столкновениях остаются “непоколебимыми”. Пассажирам остается только держаться за поручни и стараться встать подальше от дверей — именно там сконцентрирована вся “аварийная опасность”.
-10%
-20%
-30%
-20%
-20%
-30%
-35%
-23%
-99%