Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


Станислав РИСНИК,

фотоДыхание осени уже чувствуется вовсю. Сумерки наступают заметно быстрее, а это сказывается практически на каждом участнике дорожного движения. Об особенностях поведения на дороге и водителям, и пешеходам в этот период напоминает заместитель начальника УГАИ МВД Республики Беларусь полковник милиции Игорь Ваницкий.

— Игорь Арсеньевич, о чем должны задуматься, что вспомнить, выходя из дома, и водитель, и пешеход, чтобы счастливыми и здоровыми вернуться обратно?

— Во-первых, помнить о температурных колебаниях в течение суток, почаще обращать внимание на состояние дороги. Учитывать как дорожное покрытие, так и быстро меняющуюся, случается по несколько раз на день, видимость.

Световой день резко стал уменьшаться. А на селе по-прежнему продолжается уборка урожая - работает техника. Люди уже подзабыли или еще не привыкли носить светоотражающие элементы на верхней одежде. К слову, в прошлом году целенаправленная работа правоохранительных органов по обозначению пешеходов на дороге спасла свыше 150 человеческих жизней. Поэтому и в нынешнем сотрудники Госавтоинспекции будут требовать соблюдения правил безопасности на дороге и от пешеходов - обозначить себя в темноте должен каждый! Причем это касается и молодежи, возвращающейся поздно вечером с дискотеки, и более пожилых граждан.

Требовать соблюдения элементарных норм безопасности сотрудники дорожно-патрульной службы будут вплоть до принятия административных мер, то есть наложения штрафа.

Во-вторых, осенние дожди и туманы также настоятельно требуют принятия повышенных мер безопасности от всех участников дорожного движения. Водителей особенно. Рекомендация: обязательно снизить скорость движения с 90 до 70 км, а в населенном пункте и до 50 км/час, а по обстоятельствам — еще ниже. В тумане неправильный выбор траектории движения приводит к частым заносам, съездам в кювет, опрокидываниям и прочим ДТП.

В-третьих, мокрая осенняя дорога с опавшими листьями - это своего рода "осенний гололед". Помимо того, что в первые минуты дождя любая дорога таит в себе опасность скольжения, с осенними порывами ветра и листвой эта опасность многократно возрастает. Возможны и заносы, и скольжение, вплоть до потери управления автомобилем. Выход - плавно и заранее сбросить скорость.

— Туман опасен только ухудшением видимости? Ведь снизив скорость, водитель таким образом уже достаточно обезопасил себя и пассажиров и может продолжать движение?

— Туман опасен как ухудшением видимости, так и прочими нюансами. Следует помнить о том, что он повышает расход энергии, человек быстрее утомляется, появляется сонливость. Чашка горячего кофе в этом случае тоже может стать выходом из положения. Если не помогает, надо остановиться и подышать свежим воздухом, наполнить легкие кислородом, даже немного пройтись, размять ноги.

— Расскажите о наиболее типичных ошибках водителей на осенней дороге.

— С началом сентября увеличилось количество "сонливых" ДТП: съездов в кювет и опрокидываний, наездов на препятствия самых разных машин. Например, в результате съезда в кювет и опрокидывания погибли в большегрузном автомобиле двое граждан Российской Федерации. Примерно в эти же сутки другой водитель фуры из Чехии совершил наезд на легковой автомобиль "москвич", ехавший впереди… Спешили и переоценили свои возможности.

С сентября многие возят в школу, сад детей. Опять таки, дети-пассажиры - это особая тема для разговора. Беспечность и игнорирование элементарных норм безопасности при перевозке малышей приводят к непоправимым последствиям. В самом начале сентября дети, перевозимые без применения автокресел и будучи не пристегнутыми, погибли в Минской и Брестской областях…

А ведь простой ремень безопасности в 90 случаях из 100 спасает человеку жизнь!

Вот свежий пример: практически в лобовую столкнулись на трассе легковые автомобили "Волга" и "ауди". Оба водителя машин, будучи пристегнутыми, остались в этом страшном ДТП живы. Два пассажира, ехавшие в разных машинах на передних сиденьях, требование пристегнуться проигнорировали - оба погибли…

— Игорь Арсеньевич, впереди зима, какие неожиданности нас поджидают?

— Неожиданностей никаких нет. Есть элементарная, разумная осторожность и предусмотрительность. Надо твердо знать и помнить, что с изменением погоды, первые дни езды самые опасные. Помимо осмотра автомобиля, не ленитесь и не торопитесь, проверьте, почувствуйте, как автомобиль "держит" дорогу, оцените ее состояние, дальность видимости и так далее. Не гоните! Вовремя и благополучно приезжает как раз тот, кто поспешает не торопясь.

А насчет приближения зимы - рекомендации примерно те же. Разве что зимнюю резину (из практики прошлых лет) нужно подготовить и "переобувку" автомобиля спланировать заранее. Ведь требования ГАИ остаются в этом плане по-прежнему жесткими, а заморозки синоптики обещают уже в сентябре.