Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


Виталий ФЕДОРОВ,

В Витебской области более 360 тысяч транспортных средств. Наиболее многочисленная армия индивидуальных владельцев. В их распоряжении порядка 309 тысяч единиц техники, включая легко"Штампованные" водители не всегда хорошего качествавые, грузовые, спортивные автомобили. И эта цифра, говорит заместитель начальника ГАИ УВД Витебского облисполкома Олег Косов, активно растет. Радоваться тому или огорчаться?
 
С одной стороны, приятно быть обладателем персонального "железного коня", с другой - все ли соответствуют тесту на профпригодность? Пара красноречивых примеров.
 
Работница известного в стране обувного предприятия СООО "Белвест" по родной улице Максима Горького в Витебске на автомобиле "Фольксваген-Пассат" двигалась в центр города в вечернее время. Молодая, немногим более 20, и водительский стаж соответственно чуть больше года. Неуважительно пыталась проскочить участок дороги, где оборудована остановка трамвая - совершила наезд на выходившую из транспорта лаборантку поликлиники № 2. К счастью, без трагических последствий.
 
Неработающий 19-летний молодой человек, проживающий в Витебске, в полдень летом мчался по сельской дороге Тарасенки—Себяхи на автомобиле "Форд-Орион". Возле деревни Прудники не справился с управлением, съехал в кювет и "поцеловался" с придорожным деревом. В итоге водитель и трое его ровесников были госпитализированы. Как выяснилось позже, водитель получил права лишь три месяца назад.
 
Всего за 8 месяцев в Витебской области 115 человек погибли на дорогах и 575 получили ранения различной степени тяжести. Анализ показывает, что больше всего ДТП происходит по вине молодых, со стажем от года до двух лет водителей.
 
А как в специализированных учебных заведениях по обучению вождению помогают свести до минимума эту "кровавую жатву"?
 
Подполковник милиции Олег Косов утверждает, что в большинстве автошкол подготовку водителей осуществляют скорее по количественным, а не по качественным параметрам. В настоящее время в области обучением вождению занимаются 57 структур, включая автотранспортные организации, ДОСААФ, БОАМЛ, классы в колледжах, ПТУ, лицеях. Водителей нынче просто "штампуют". Права на вождение категории "В" за 8 месяцев нынешнего года получили 8769 человек, всего за год ожидается, что получат не менее 10 тысяч. Едва ли не сплошная "автомобилизация". Как некогда коллективизация, электрификация и т. п. А надо ли?
 
— Не всякий человек и может, и должен управлять транспортным средством,— высказывает свою точку зрения подполковник Косов,— хотя бы потому, что не у всех к этому есть способности. Средний срок обучения в автошколе — 3,5 месяца. И новоиспеченный ас вождения выпускается на большую дорогу. Меня это тревожит. Ведь способности у всех разные, а срок обучения - один. А ведь кого-то и за год не подготовишь.
 
Проще говоря, перед обучением в автошколе не помешало бы соискателю водительского удостоверения пройти своеобразный тест (медицинский и психологический) на профпригодность к вождению, а не просто медкомиссию, что человек здоров…
 
Теперь все больше за рулем женщин. Многие от этого в умилении. Между тем в упорном стремлении женщин на равных участвовать в дорожном движении необходимо соблюдать разумную пропорцию. Нет спора, прекрасная половина более осторожна и осмотрительна за рулем. Но до определенной черты. Независимые эксперты в разных странах свидетельствуют, что в чрезвычайных или экстремальных ситуациях на дорогах женщины за рулем нервничают и просто теряют способность сохранить собственную безопасность и безопасность других участников движения. И нет в этом никакого противоречия. Просто женщина становится той, какой ей предначертано быть природой…
Настораживает и то, что некогда самая престижная система подготовки водителей в автошколах ДОСААФ теряет свои позиции. Во всяком случае, качество подготовки молодых водителей здесь оставляет желать лучшего.
 
И снова о человеческом факторе. Теперь при желании любой курсант может дополнительно позаниматься в домашних условиях на компьютере. Что многие и делают. Но реальная жизнь - не компьютерная игра. Малейший промах или ошибка на дороге оплачиваются уже другой ценой.