Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


Тамерлан ФАТТАХОВ,

Жертвой экономического кризиса в США стал один из главных инструментов продаж новых автомобилей - лизинг. Он стал невыгоден, и от этой схемы продаж уже отказался Chrysler, а следующим может оказаться Ford.

После того как рост цен на бензин привел к обвалу продаж в США, так называемой детройтской тройке - General Motors, Ford и Chrysler - следом за сокращением сотрудников на предприятиях и снятием с конвейера некоторых моделей пришлось прибегнуть к еще более решительным мерам. Проблемы американской экономики заставляют автопроизводителей прекратить продажи автомобилей в лизинг (долгосрочная аренда автомобиля с возможностью дальнейшего выкупа). Он стал невыгоден, так как стремительное снижение цен на вторичном авторынке не позволяет производителю или банку вернуть полностью стоимость машины, проданной по такой схеме. На этой неделе об остановке продаж в лизинг объявил Chrysler. В ближайшее время от этого инструмента продаж откажутся и другие компании, предсказывают западные аналитики.

Chrysler объявил, что с 1 августа финансовое подразделение компании прекращает продажу машин по лизинговой схеме.%

"Цены на подержанные машины упали, мы видим, что очень многие не могут справиться со своими кредитами", - цитирует представителя Chrysler Билла Портера американское автомобильное издание Automotive News. В компании объяснили этот шаг смещением стратегии в сторону увеличения розничных продаж, которые Chrysler планирует стимулировать при помощи различных акций: бесплатный бензин, скидки на машины, беспроцентные ссуды. Chrysler не раскрыла данные о своих потерях от невозврата денег от лизинга, но аналитики газеты The Detroit News считают их весьма ощутимыми, так как компания продавала в лизинг почти 20% от всех проданных автомобилей в США.

Американские автодилеры говорят о выходе компаний из лизинга как о начале нового тренда для всего американского авторынка. По словам владельца дилерской компании Team Hillsdale, продающей машины Jeep, Dodge и Chrysler в штате Мичиган (США), 70% от всех автомобилей он продает в лизинг и не представляет, что будет делать после выхода Chrysler из этой схемы. При этом глава дилерской сети считает, что вслед за Chrysler лизинговые продажи закроют и другие автопроизводители. Как пишет газета Detroit Free Press, к такому же мнению пришли и ряд американских бизнес-аналитиков и экспертов.

Подобные трудности уже сейчас испытывают и в других компаниях.

В конце прошлой недели Ford Motor опубликовал данные о том, что его подразделение, ведающее продажами машин в кредит и лизинг, понесло убыток в $2,1 млрд из-за разницы между расчетной и реальной остаточной стоимости лизинговых машин.

С таким мнением соглашается и аналитик ИК "ЦентрИнвест" Наталья Сорокина. "Приверженность лизингу - один из факторов культуры потребления, сложившейся в США, чему сами автопроизводители способствовали. В результате человек предпочитает не брать кредит и покупать авто, а пользоваться лизингом, то есть фактически не снимая с автопроизводителя всех рисков", - пояснила Сорокина. Теперь, отмечает аналитик, автопроизводители пытаются переложить собственные риски на плечи финансовых компаний, банков и любых других структур, которые будут заниматься лизинговыми контрактами вместо них.