Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


Елена ХОДЯКОВА,

фотоС производства снимают ЗАЗ-1103 "Славута" и ЗАЗ-110557. Вместе с уходом последних "Запорожцев" для отечественных автомобилистов уходит в прошлое целая эпоха.

Запорожский автозавод (ЗАЗ) завершает производство седанов ЗАЗ-1103 "Славута" и пикапов на базе этой модели ЗАЗ-110557. Их место займут корейские модели Lanos, сообщает информационно-аналитическая группа AUTO-Consulting. С уходом с конвейера этих автомобилей для завода окончен этап собственного производства.

По сути, украинское предприятие превратилось в недорогую сборочную площадку для бюджетных иномарок.

Отечественный "АвтоВАЗ", чьим иностранным партнером с этого года стал Renault, может со временем постигнуть похожая участь, считают эксперты авторынка.

В автопарке России на начало этого года из почти 30 млн автомобилей на долю автомобилей "ЗАЗ" приходилось примерно 906 тыс. (данные ГИБДД России). Однако большинство из них - ветхие машины, купленные еще лет 10 назад. По оценкам аналитика ИК "Финам" Юлии Голышевой, в прошлом году продажи моделей не превысили 2-2,5 тыс. По цене "ЗАЗы" близки к отечественной "Классике" - $6-7 тыс. При этом по ходовым качествам "украинки" даже немного обходили отечественные "пятерки" и "семерки". Но ломались они не меньше "Жигулей", а найти запчасти для них было сложнее.

Прекращение выпуска "Славуты" может сыграть на руку "АвтоВАЗу", считает директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков. В результате "классические" модели остались на рынке вне конкуренции. В этот сегмент пытаются вклиниться китайские автопроизводители, но им мешают недостаточно развитый сервис и слабый имидж, не вызывающий доверия.

Именно на "Классику" сейчас приходится самая крупная доля продаж "АвтоВАЗа". Причем, по мнению экспертов, заменить эти модели более современными, но близкими по цене даже в партнерстве с крупным иностранным автопроизводителем тольяттинцам не удастся. Однако "Классика", так же как и украинские модели, скоро покинет основной конвейер "АвтоВАЗа", уступив место производству иномарок", - замечает аналитик Национального апгентства промышленной информации Татьяна Арабаджи. Как поясняет эксперт, скорее всего, "Классика" исчезнет не сразу, а для начала перекочует в Удмуртию, на "Иж-Авто". Здесь уже производятся вазовские "четверки". "Полностью снимать заднеприводные "Жигули" с производства просто нерентабельно, - считает она. - Причина в том, что их нечем заменить, а продажи "Классики" в регионах по-прежнему приносят прибыль.

Разработки бюджетных моделей, которые французы сейчас ведут совместно с "АвтоВАЗом", будут в ценовой нише нынешней "Калины" и "Приоры". Именно эти модели, скорее всего, пойдут "под нож", чтобы уступить место на конвейере русско-французским моделям".

"Нельзя исключать, что сокращение затронет и семейство LADA Samara", - соглашается Юлия Голышева. Меж тем в России замещение отечественным марок импортными будет происходить намного медленнее, поясняют специалисты. "Сценарий Украины в России вряд ли повторится в ближайшие годы. "АвтоВАЗ", по сути, контролируется государством, для которого сохранение национального автопрома дело принципа", - заключила Гладышева. Выпуск устаревших и неконкурентоспособных моделей будут объяснять спросом на них на менее обеспеченных региональных рынках, считает она.