Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


Руководство МВД считает, что конфискация автомобиля у любителей выпить за рулем "отрезвит" эффективнее, чем штраф, арест или исправительные работы. Корреспондент "Завтра твоей страны" провел экспресс-анализ отечественных антиалкогольных кампаний на дорогах и выяснил, как в мире борются с пьянством за рулем.

Андрей КОТОВ

На днях министр внутренних дел Владимир Наумов сообщил журналистам об идее конфисковывать автомобили у граждан, которые повторно в течение года привлекаются к ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Это предложение уже нашло одобрение у членов постоянной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Совете Министров. Таким образом, ставка делается на карательные меры. Но отрезвляет ли страх?

Назад в БССР?

Вот уж действительно, все новое - хорошо забытое старое. Идея отбирать у пьяных водителей транспортные средства из этого же разряда. В Беларуси подобная мера наказания существовала еще в советские времена: с 1968 по 1983 годы. Более того, она применялась не только к нетрезвым водителям. Лишиться своего автомобиля или мотоцикла можно было и за передачу его вполне трезвому, но не имеющему водительских прав, лицу. "Конфискат" реализовывался "с молотка" и его прежнему владельцу возвращались вырученные деньги за вычетом предпродажных расходов. Кстати, эти расходы зачастую превышали стоимость конфискованных транспортных средств. Крутых иномарок тогда не было, да и автомобиль считался роскошью, доступной совсем немногим. Так что у пьяниц конфисковывали в основном старенькие мотоциклы, которым была грош цена. Скорее всего, именно поэтому, данную практику и прекратили. Да и вообще о пьяных водителях в высших эшелонах власти надолго забыли.

Последняя кампания борьбы с пьянством в Беларуси развернулась несколько лет назад. А своего апогея она достигла в прошлом году. Вступивший в силу с 1 марта 2007 года новый Кодекс административных правонарушений (КоАП) существенно ужесточил ответственность за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. В частности, были значительно увеличены размеры штрафов. За единичное в течение года нарушение такого рода предусмотрен штраф от 10 до 20 базовых величин (525 тысяч до 1 225 тысяч рублей). Если пьяный водитель не имеет прав, то штраф еще больше: от 20 до 50 базовых (875 тыс. до 1 400 тыс. рублей). Но самое суровое наказание предусмотрено для лиц, которые в течение года боле одного раза задерживались в пьяном виде за рулем. Эти "рецидивисты" уже подпадают под уголовную ответственность. Им грозит до 2 лет исправительных работ, именуемых "химией", либо арест на 6 месяцев, а также штраф до 35 млн рублей.

Казалось бы, такие санкции должны были отрезвить белорусских водителей. Но ни огромные штрафы, ни аресты рьяных любителей порулить навеселе особо не испугали. Как и в прежние годы, в минувшем году было задержано более 130 тысяч нетрезвых водителей. Почти не изменилась и статистика "пьяных аварий". К примеру, в 2006-м году по вине нетрезвых водителей было совершено 867 ДТП, в которых погибли 196 и ранены 1080 человек. В прошлом году пьяные водители были виновниками 855 аварий, смертельными жертвами которых стали 195 человек, еще 1050 получили увечья.

Угроза оказаться за решеткой, похоже, особо не пугает пьяных водителей. В прошлом году за подобное нарушение к уголовной ответственности были привлечены более 1 тысячи водителей. А за 3 месяца этого года задержано почти 900 таких лиц, по которым "тюрьма плачет". Впрочем, в местах ограничения свободы в связи с наплывом "пьяных водителей" уже тесно. Во время одной из недавних встреч с журналистами министр внутренних дел Беларуси Владимир Наумов посетовал, что для такого "контингента" необходимо в срочном порядке строить несколько дополнительных спецучреждений. Кстати, глава МВД тогда же высказался против внедрения практики конфискации транспортных средств у пьяных водителей. По его мнению, нужно делать упор на повышение культуры наших сограждан. Однако спустя месяц Владимир Наумов изменил свою точку зрения и стал сторонником "конфискационной меры". Хотя, по его словам, у этой идеи есть уязвимые места. Например, справедливо ли конфисковывать автомобиль, принадлежащий не тому человеку, который сел пьяным за руль, а другому лицу? Если начнется повальная конфискация и в таких случаях, то будут нарушены права ни в чем не повинных граждан. С другой стороны, если подобные меры не будут применяться к трезвым владельцам, то любители выпить за рулём начнут переписывать свои транспортные средства на родственников, и конфискацией их не испугаешь. Еще одна прогнозируемая проблема: реализация конфиската. Министр признался, что в настоящее время на милицейских базах хранения стоят десятки автомобилей, которые были угнаны в странах Западной Европы. Прежние владельцы, получившие страховку, не хотят забирать свои авто. А продать их тоже нельзя, поскольку формально у них есть законные владельцы. Похожая ситуация может возникнуть и с "пьяным конфискатом". Ведь не на все изъятые машины найдется покупатель.

А что думают по этому поводу в других странах?

Профилактика в писсуарах

Пьянство за рулем - проблема, без преувеличения, планетарного масштаба. В разных странах с ней пытаются бороться всевозможными способами. Например, в Великобритании внедрили практику "стукачества". За каждый "сигнал" в полицию об обнаружении пьяного водителя бдительный доносчик получает премию в 600 фунтов стерлингов. В Беларуси, тоже пытаются перенять этот английский опыт. Недавно житель Минска, который заметил на дороге пьяного водителя и сообщил в ГАИ, получил грамоту от министра внутренних дел и электрочайник от Госавтоинспекции.

В некоторых американских штатах пьяные водители помечаются специальным номерным знаком с надписью, свидетельствующей об их пагубной привычке.

В Объединенных Арабских Эмиратах за вождение в нетрезвом виде кроме штрафа и нескольких месяцев ареста, наказывают десятками ударов плетью.

В Японии перспективу заплатить крупный штраф и даже оказаться за решеткой имеют не только пьяные водители, но и их собутыльники: лица совместно распивавшие спиртные напитки с человеком, задержанным в нетрезвом состоянии за рулем. Недавно в Японии был впервые арестован такой "тандем": приятели пили сакэ в салоне машины, припаркованной на автостоянке магазина, но полиция сочла их вину доказанной.

Но самый креативный способ решения проблемы придумали немцы. В барах, ресторанах и других питейных заведениях Франкфурта на Майне прямо над писсуарами установили мониторы, которые при приближении желающего справить малую нужду запускают специальную игру - гоночный стимулятор. Особенностью этой игрушки является то, что автомобилем нужно управлять при помощи струи мочи. Естественно, чем больше человек выпил, тем медленнее его реакция и тем быстрее он "попадает в аварию". После "игрушечного ДТП" на экране монитора загорается надпись: "Ты слишком пьян, чтобы вести машину. Вызови такси".

Медико-психологическая экспертиза (на нее в Германии направляется почти каждый водитель, у которого были отобраны права за вождение в нетрезвом виде) называется в этой стране "тестом для идиотов". Такое название экспертиза, применяемая к нарушителям по части трезвости, получила не шутки ради, а с абсолютно железной мотивацией. В сознании большинства немцев только "идиот" способен осознанно рисковать работой, карьерой, репутацией, здоровьем, своей и не своей жизнями.

Что такое "идиотентест"? Например, человеку дают лист, на котором в ряд нарисованы три одинаковые белые бабочки, и нужно сказать, чем они отличаются друг от друга. Отвечаешь "они все одинаковые" и попадаешь впросак. "Одна расположена слева. Другая справа, третья посередине", - вот что надо говорить. Дальше - больше. У кандидата на звание "идиота" спрашивают, сколько деревьев расположено по дороге от Мюнхена до Нюрнберга. "А кто их считал", - резонно полагает экзаменуемый и отвечает "много". Неправильный ответ. Их столько же, сколько по дороге от Нюрнберга до Мюнхена. Или есть, к примеру, вопрос о том, сколько в Германии поворотов. Правильный ответ: два - левый и правый.

Считается, что, помимо Германии, в Западной Европе самый строгий "антиалкогольный" контроль - в Словении, Германии, Австрии, Бельгии, Португалии и Франции. Но в последнее время с Европой в этом отношении все успешнее соревнуется Китай, готовящийся к приему Олимпийских игр. За уровень алкоголя в крови, достигающий 0,2 промилле, полагается штраф от 200 до 500 юаней или лишение водительских прав на один - три месяца. За 0,8 полагается уже до 15 суток ареста, лишение прав на три-шесть месяцев или штрафы в размере 500 - 2 тыс. юаней. Причем власти продолжают ужесточение наказаний.