Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


В нынешнем году в Минске, по оценкам экспертов, количество зарегистрированного автотранспорта может увеличиться на 60 тысяч. Общее число автомобилей с лихвой перевалит за 600 тысяч. Комфорта на дорогах от этого не добавится, зато прибавится проблем. Особенно связанных с безопасностью дорожного движения. И уменьшение числа погибших в ДТП в прошлом году (более чем на 200 человек по республике и на 11 человек в Минске по сравнению с 2006 годом), увы, актуальности этих проблем не снизило. Значит, необходимо все больше принимать современных решений, считает начальник управления Госавтоинспекции ГУВД Мингорисполкома Дмитрий КОРЗЮК.

— И это не только профилактические акции и мероприятия, направленные на снижение аварийности, — говорит он. — Основным я считаю внедрение современных технических средств и систем, которые смогут контролировать движение транспортных средств в Минске, создание новой интегрированной интеллектуальной транспортной системы управления дорожным движением (регулирование графика работы светофоров, видеонаблюдение и т. д.) на основе компьютерной техники.
Действующая система функционирует давно и на сегодняшний день морально устарела, поэтому вносить какие-либо изменения в организацию дорожного движения практически невозможно.

Всевидящее “око” с человеческим фактором

— А пока массовое отключение светофоров, как показано в одном из кинофильмов, нам не грозит?
— Ничего подобного. Действующая система справляется с ситуацией, все работает как надо. Но поскольку количество автотранспорта постоянно увеличивается, появляется необходимость в новой технике, которая на высоком техническом и технологическом уровне будет осуществлять организацию движения транспортных средств и контроль за выполнением правил дорожного движения (ПДД). На сегодняшний день объявлен тендер на установку и внедрение подобного оборудования. Новая система начнет функционировать постепенно.
— От всевидящего “ока” нарушитель не уйдет?
— Остаться незамеченным будет практически невозможно. Основные функции новой системы — видеоконтроль за соблюдением скоростных режимов, фиксация нарушений ПДД и организация дорожного движения. Например, можно будет в считанные секунды выявлять в потоке автомобили, занесенные в черный список (находящиеся в розыске и т. д.). Тут же эта информация будет передаваться на основной компьютер. Планируется оснастить видеокамерами все улицы в городе с высокой интенсивностью движения и наиболее аварийноопасные участки.

— Выходит, безопасность движения будет зависеть в основном от электронных “мозгов”. Инспектора без работы не останутся?
— Этого никогда не случится. И прежде всего потому, что сотрудник ГАИ не только обеспечивает безопасность на дороге, но и является основным помощником для всех участников дорожного движения. Человеческий фактор здесь не заменить. Просто инспектора смогут уделять больше внимания другим направлениям. Возьмем, к примеру, скрытое патрулирование. Сейчас в городе действует несколько групп, осуществляющих такое патрулирование. В будущем такие экипажи появятся в каждом районном отделе ГАИ города. Но и сегодня нарушитель не застрахован от того, что в любой момент из соседней машины его действия могут быть задокументированы мобильным прибором видеофиксации. Кстати, в нынешнем году их число увеличилось до 70 штук. А стационарных приборов в столице функционирует уже более ста.

Кодекс с убеждением

— Как собираетесь бороться со злостными нарушителями и за дисциплину на дорогах вообще?
— Есть ряд моментов, которые влияют на сознание человека. Убеждение и принуждение — главные. Начнем с убеждения, которое определяет поведение водителя и пешехода. Мы будем постоянно напоминать гражданам через СМИ, на встречах в трудовых коллективах, через плакаты и т. д., как надо вести себя на дороге. Для тех же, чье сознание не воспринимает методы убеждения, существует Административный кодекс, предусматривающий определенные санкции к нарушителям.
Немаловажный фактор — культура общения между участниками дорожного движения. Если водитель не будет уважать пешехода и наоборот, всегда возникнет конфликт. Пешеход, выходя на проезжую часть, знает, что у него есть преимущество, но он должен понимать, что автомобиль мгновенно остановить невозможно. Люди забывают, что жизнь одна. Неужели сложно посмотреть по сторонам перед переходом проезжей части и не выскакивать прямо под колеса, демонстрируя свой приоритет?! А водитель в свою очередь должен быть всегда готов уступить дорогу пешеходу.

— Как известно, проблема парковок — головная боль для всех крупных городов. Минск не исключение. Где разместить эту железную армию? Может, освободить вожделенные места, убрав с некоторых улиц знаки, запрещающие остановку-стоянку?
— Действительно, проблема парковок автотранспорта в Минске существует, и ее решение требует комплексного подхода. Госавтоинспекция с определенной периодичностью пересматривает места расположения дорожных знаков, запрещающих остановку-стоянку, для их демонтажа там, где это возможно (с учетом ремонта дорог, строительства и т. д.). Но такая ситуация типична для городских окраин, где проблема парковки не так актуальна.
Сложнее обстоит дело в центре города. Отменой здесь таких ограничений повлиять на сложившуюся ситуацию нельзя. Это повлечет за собой снижение пропускной способности улиц, которые и без того загружены транспортом. Городские власти с учетом предложений ГАИ принимают необходимые меры для улучшения ситуации с парковками. Реконструируют существующие застройки, проектируют новые микрорайоны с учетом одного машиноместа на каждую квартиру нового дома (одно гостевое место на четыре квартиры) и возможности подъезда спецмашин. Но для коренного перелома ситуации потребуется время. Комфортную парковку позволяет организовать и реконструкция дорог. Хотя поначалу строительные работы и создают определенные проблемы, зато потом результат превосходит все ожидания.
Но во многом проблему создают сами автолюбители. Ведь существующие в центре города паркинги заполнены только наполовину. Водители предпочитают бесплатно парковаться в запрещенном месте, мешая движению и образовывая заторы. Кстати, штраф за неправильную стоянку (до 17,5 тысячи рублей) во много раз выше стоимости парковочного места.

Самоуверенность притупляет бдительность

— Число водителей с каждым годом растет. За ошибки некоторые из них порой расплачиваются жизнью. Что посоветуете автолюбителям?
— В первую очередь нужно научиться правильно ездить, а значит, соблюдать Правила дорожного движения. Через какое время в действиях водителя появляется автоматизм, зависит от конкретного человека и от частоты поездок. Один ошибочно считает себя профессионалом, потому что за рулем 30 лет, хотя выезжал за это время всего пару раз. Другой водит машину пять лет, постоянно движется в потоке, отлично ориентируется в ситуации, но профессионалом себя не считает. Как только человек посчитал себя профи, обязательно должно что-то произойти. Потому что излишняя самоуверенность всегда притупляет бдительность.
И еще такой момент. Если на дороге создана нервозная обстановка, не надо поддаваться на провокации других водителей. Каждый, кто создает аварийную ситуацию во время движения, не сегодня завтра встретится с инспектором ГАИ.

Дмитрий СИНЕНКО