Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


Новость о возможном повышении стоимости обучения в автошколах не на шутку взбудоражила автолюбителей. Мнения прямо противоположные. Автомобилисты со стажем не без злорадства рассчитывают на то, что в результате ажиотаж вокруг водительских курсов спадет и, как следствие, уменьшится количество "чайников" на дорогах. Будущие водители переживают: не станут ли права "золотыми"? Дискуссия, надо сказать, возникла не на пустом месте. На последнем заседании коллегии руководство Минтранса высказалось предельно ясно: отпустить тарифы необходимо (проект соответствующего документа на стадии согласования). Для автошкол это вопрос выживания. Треть из них сегодня работает в убыток. Остальные на грани краха. Тем временем запись на обучение ведется уже на 3 — 9 месяцев вперед.

…У известной минской автошколы ЦАУК самый большой в городе автомобильный парк — 70 машин. Казалось бы, дела должны идти неплохо.

— Да что вы! — горько усмехается директор Виталий Клышевский. — Рентабельность — минус 16 с лишним процентов. За год мы выпускаем более 3 (!) тысяч водителей легковых автомобилей. И при этом еле сводим концы с концами. Чтобы не снизить качество обучения, с трудом, но обновляем парк машин. Экономим на чем только можно, в том числе и на зарплате мастеров производственного обучения вождению. В среднем они получают 700 тысяч. Кто за эти деньги будет работать? Люди уходят…

Автошколу "Атлант-М" курсанты между собой называют "закрытой". Попасть туда — в самом деле большое везение. Запись на август — декабрь. Причем группы набираются в течение часа. Не попал в число счастливчиков, жди три месяца следующего набора. Чем обусловлен бешеный спрос на услуги? Все просто: цены, как везде, а качество образовательного процесса на несколько порядков выше. Марку атлантовцы держат в основном за счет класса автомобилей: азы водительского мастерства здесь изучают на "Фольксвагенах"-четырехлетках, а не на "убитых" "Жигулях" (неотрадный факт: возраст большинства машин, за руль которых садятся курсанты, — 10 лет и старше). Впрочем, плюс для престижной автошколы неожиданно обернулся минусом.

— Нам, пожалуй, тяжелее, чем другим, — вздыхает руководитель автошколы "Атлант-М" Сергей Шубич. — Чем лучше машина, тем она дороже в обслуживании. А аренда помещений и площадок для автодромов в нынешнюю цену обучения, по-моему, вообще не заложена. За прошлый год мы насчитали 96 миллионов убытков. Впору закрываться. Вся надежда на отмену фиксированных тарифов.

План Министерства транспорта в общем-то ясен: поднимутся цены — появится прибыль, это даст автошколам возможность развиваться. И, в конце концов, предложение удовлетворит растущий как на дрожжах спрос. К примеру, директор ЦАУКа уже прикинул, что, став рентабельной, его автошкола сможет закупить 18 автомобилей и открыть дополнительно 9 учебных групп. Площади позволяют. Однако есть один существенный нюанс. Если ЦАУКу, обучающему курсантов на "девятках", для работы в плюс требуется накинуть 200 тысяч рублей к нынешним 600, то атлантовцы вынуждены поднять стоимость до 1 млн. 200 тыс. — 1 млн. 400 тыс. Не приведет ли такой разброс цен к новому ажиотажу? Возле дверей автошкол подешевле вновь выстроятся очереди, а в учебных центрах вроде "Алтант-М" будет недобор? Сергей Шубич проблем не предвидит: "Один покупает "Мерседес", другой — "Жигули". Это рынок. Кроме того, если у нас появится возможность самим регулировать стоимость обучения, мы сумеем найти разумное соотношение цены и качества".

Ну а пока тысячи кандидатов в водители часами висят на телефоне, пытаясь впрыгнуть в последний вагон до скачка цен: может, где-то найдется местечко не на декабрь, а хотя бы… на август.

Татьяна ЩЕДРЕНОК

Фото Адександра РУЖЕЧКА