Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


Дорожная безопасность во многом зависит от качества подготовки курсантов, профессионализма преподавателей, технической базы автошкол… Но проблем здесь — вагон с тележкой.

Желающих получить водительское удостоверение с каждым годом меньше не становится. Так, в прошлом году сотрудники межрайонного экзаменационного отдела ГАИ ГУВД Мингорисполкома проэкзаменовали почти 124 тысячи человек, что на 7,8 процента больше, чем в 2006 году. Из них более 29 тысяч курсантов впервые получили заветные водительские "корочки".

— Качество подготовки водителей ухудшилось, — комментирует ситуацию начальник экзаменационного отдела Игорь Рубан. - С первого раза не сдали экзамены без малого 60 процентов выпускников. Это на четыре процента хуже позапрошлого года, но ведь в 2003 году было 51,3 процента. Более чем в два раза хуже сдают практический экзамен: вождение завалили почти 50 процентов курсантов, что на 10 процентов больше, чем в 2006 году. Куда дальше ехать?

Неплохие результаты сдачи экзаменов у Военной академии, МЧС, ОАО "Центральный автоучебный комбинат", ПТУ-31, Спортивно-технического клуба Минского железнодорожного узла, "Автоцентра Атлант-М". Но из 43 городских учебных организаций больше половины (22) сработали ниже общегородского уровня. А как понимать такое "качество", когда экзамен не сдают 70—80 процентов курсантов?

— Как следствие такой "учебы" — в 78 дорожно-транспортных происшествиях прошлого года, совершенных выпускниками учебных организаций с водительским стажем до одного года, погибло 8 и ранено 95 человек, — продолжает Игорь Владимирович. — Если по их вине количество ДТП увеличилось незначительно, то намного возросло число погибших и пострадавших. Причем пятеро "молодых" виновников аварий были лишены прав вождения. И это начинающие. Видели бы, на каких автомобилях обучают курсантов! Из 1204 проверенных транспортных средств в 43 процентах установлены различные нарушения. Наши сотрудники обнаружили около 140 нарушений программных требований и методики преподавания, 73 факта использования учебных авто с неисправностями, 12 — не оборудованных в соответствии с ПДД, 45 случаев отклонения от установленных маршрутов. Не говоря уже об отсутствии у мастеров производственного обучения элементарных, но необходимых документов, приписках часов вождения, пробега и необоснованного списания горючего. То есть некоторые "наставники" просто работают на свой карман.

Да и сами курсанты, к сожалению, идут на уголовно наказуемые деяния. По словам Игоря Владимировича, сотрудниками МЭО ГАИ ГУВД Мингорисполкома пресечены 4 попытки дачи взятки, выявлено несколько поддельных медицинских справок.

Практикуют в МЭО и анкетирование выпускников автошкол и клубов по вопросам качества их обучения, уделяя особое внимание практической части. Увы, даже выпускники учебных организаций не всегда знают о количестве своих отработанных часов по вождению в городе и на площадке. Более чем у половины продолжительность одного практического занятия на полчаса-час была меньше положенного. Снова в анкетах звучат и предложения об увеличении практической езды, и сетования на неудовлетворительное техническое состояние учебного транспорта. Так кого и для чего учат в автошколах? Ради моды на "корочки" или безопасности на дорогах?

Леонтий КУЧКО