98 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Из-за анорексии попал в реанимацию». История пары, где у одного психическое расстройство
  2. Верховный комиссар ООН: В Беларуси беспрецедентный по масштабу кризис в области прав человека
  3. Как сложилась судьба участников групп, известных в 1990-е и 2000-е? Оказалось, очень по-разному
  4. Бывший офицер: «В августе понимал, что рано или поздно дело коснется меня и я не смогу на это пойти»
  5. Виктора Лукашенко уволят с должности помощника президента
  6. «Оправдания не принимаются». Лукашенко заявил, что на Олимпиаду надо отправить «боеспособный десант»
  7. «Самая большая покупка — 120 рублей». История Маргариты, которая работает продавцом в деревне
  8. «Произойдет скачок доллара — часть продуктов может исчезнуть». Вопросы про ограничения в торговле
  9. Сейчас плюс даже ночью, а какими будут выходные: синоптики о погоде на конец февраля — начало марта
  10. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го
  11. Александр Лукашенко — больше не президент Национального олимпийского комитета
  12. «За 5−10 тысяч можно взять дом». Белорус переехал из Минска за 90 километров «у мястэчка» и возрождает его
  13. Лукашенко поручил госсекретарю Совбеза разработать план противостояния «змагарам и беглым»
  14. «Магазины опустеют? Скоро девальвация?» Экономисты объяснили, что значит и к чему ведет заморозка цен
  15. «Стояла такая тишина, что можно было услышать жужжанье мухи». Как Хрущев развенчал культ Сталина
  16. «Когда Володя готовит, в доме все замирает». Макей и Полякова — о секретах брака, быте, Латушко и политике
  17. Можно ли носить одежду БЧБ, новый глава НОК и «водометный» суд. Что происходит в Беларуси 26 февраля
  18. Верховный суд отменил летнее решение о сутках. Районный суд рассмотрел дело заново и опять назначил арест
  19. Биатлонистка Блашко рассказала, как ей живется в Украине и что думает о ситуации в Беларуси
  20. Выброшенные на лед в Шклове освежеванные трупы животных оказались лисьими. Их проверяют на бешенство
  21. Политолог: Россия устала играть в кошки-мышки с Лукашенко, но не видит альтернативы
  22. «В могиле был похоронен еще один человек». Белорус нашел захоронения соотечественников в Чехии и Словакии
  23. Гинеколог и уролог называют типичные ошибки пациентов на приеме. Проверьте, не совершаете ли вы их
  24. 10 лет по делу о выстреле в Бресте. Что рассказывают родные осужденных и адвокат
  25. Приватизировали, отобрали, продали, национализировали. Чем известно предприятие, на котором ждут Лукашенко
  26. Могилев лишился двух уникальных имиджевых штук — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  27. Требования дать «план победы» — это вообще несерьезно. Ответ Чалого разочарованным
  28. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  29. Жила в приюте для нищих, спаслась после теракта в США. Женщина, которая перевернула российскую «фигурку»
  30. «Дешевле, чем в секонде». В модном месте Минска переоткрылся благотворительный магазин KaliLaska


Авиаколлапс в Москве, вызванный непогодой, обледенением взлетно-посадочных полос и нарушениями энергоснабжения, во вторник так и не закончился, хотя обстановка в аэропортах Шереметьево и Домодедово начала меняться к лучшему. Число застрявших пассажиров снизилось вдвое, однако кресел по-прежнему не хватает - многие вынуждены сидеть и лежать на полу. Руководство аэропортов обещает полностью нормализовать ситуацию лишь через 2-3 суток.

Впрочем, на аэропорты может обрушиться новое испытание. МЧС не исключает "чрезвычайных ситуаций" из-за южного циклона - ожидаются "сильные осадки в виде снега, мокрого снега, дождя и тумана, налипание мокрого снега на деревьях и проводах, снежные заносы, наледь".

В "Шереметьево", однако, поспешили заверить, что несмотря на ухудшение погодных условий, аэропорт не намерен прерывать работу. По словам его пресс-секретаря Романа Гениса, постепенно увеличивается "количество взлетно-посадочных операций". Практически все авиакомпании выполняют рейсы по расписанию.

Всего от задержек рейсов там пострадали 10 тысяч пассажиров, тогда как нормативная нагрузка - 3 тысячи, сообщил ранее РИА "Новости" главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. Большая часть задержанных рейсов относится к авиакомпании "Аэрофлот".

"Аэрофлот" обещает войти в график к вечеру среды, заявила "Русской службе новостей" пресс-секретарь авиакомпании Ирина Данненберг. "Мы пытаемся наладить ситуацию и войти в расписание. И сейчас у нас это происходит. Да, рейсы вылетают с задержкой, но тем не менее мы пытаемся выправить ситуацию. Надеемся, что в среду она нормализуется. Даются гарантии, что все, кто пожелает, полетят, нужно только ждать", - сказала она.

Как отмечает агентство, многие пассажиры задержанных рейсов говорят, что из всех перевозчиков только "Аэрофлот" прилагает минимум усилий, чтобы нормализовать обстановку. Утверждается, что представители компании не желают общаться с пассажирами и не предлагают каких-либо альтернатив.

Официальный представитель "Аэрофлота" назвала эту информацию безграмотной, а обвинения в адрес компании необоснованными. "Да, сейчас идут задержки с рейсами. Да, часть рейсов отменена с 25 декабря. Но посмотрите, что делается в Домодедово, как летают остальные рейсы", - сказала Данненберг. "Я, например, знаю, что Lufthansa не выполнила ни одного рейса, но никто об этом не говорит. Она передала всех пассажиров на рейсы других компаний, она просто не летает. Никто об этом не говорит", - заявила пресс-секретарь "Аэрофлота".

Аэропорт Домодедово в ближайшие часы должен вернуться к обычному режиму работы. Всего, по данным Росавиации, за минувшие сутки воздушная гавань обеспечила вылет и прилет более 460 рейсов. В самом аэропорту констатировали, что отсюда выпускается по 30 бортов ежечасно.

Пресс-секретарь аэропорта Елена Галанова уточнила, что Домодедово планирует восстановить штатный график полетов в течение дня. "Уже с утра очень много рейсов вылетает по расписанию, задержки пока есть, они в основном связаны с дальнемагистральными рейсами. Однако мы рассчитываем, что в течение дня число красных полос в расписании будет соответствовать штатной ситуации в предновогодние дни", - сказала она.

Как отмечает "Комсомольская правда", обстановка в аэропортах уже не такая накаленная, но многие все равно находятся на грани нервного срыва. Пассажиры, ожидающие своих самолетов, все еще спят вповалку в зданиях терминалов. Кроме того, многие опаздывают на уже объявленные рейсы из-за того, что людей собирают быстро, а сотрудников на регистрации мало, и потому пассажиры просто не могут пробиться к выходу на посадку.

Коллапс принес выгоду заведениям общепита в зданиях аэровокзалов. Они не снизили цены в меню, а изголодавшиеся пассажиры вынуждены покупать еду за баснословные деньги, возмущается "Московский комсомолец". Так, чашка кофе стоит 250 рублей, сырники - 200, салат - за 300.

Не упускают своего и таксисты. Находчивые "бомбилы" требуют за дорогу до Москвы до 10 тысяч рублей. Между тем, перевозчики пытаются убедить, что все нынешние проблемы пассажиров относятся к форс-мажору. То есть никаких компенсаций пассажирам не причитается. Все причастные к транспорту ответственные лица сейчас старательно "переводят стрелки".

Авиакомпаниям могут предъявить иски на "беспрецедентную для России" сумму

В ближайшее время к аэропортам и авиакомпаниям могут быть предъявлены сотни исков от клиентов, обещает адвокат Московской коллегии адвокатов Сергей Жорин. Его коллеги выезжали в Домодедово и Шереметьево для сбора жалоб от пассажиров, продолжает тему газета "Ведомости". Самые примечательные выдержки из прессы по теме - на сайте "Заголовки.ru".

За полдня вторника жалоб набралось около сотни, говорит Жорин. Цель - собрать не менее 1000. Кампания будет вестись до середины января, а затем - подан иск к авиакомпаниям и аэропортам, обещает адвокат. Но пострадавшие должны будут документально доказать убытки, предоставив чеки, свидетельские показания и прочее.

По словам Жорина, также направлено обращение в Федеральную антимонопольную службу. Ведь был, по сути, картельный сговор, говорит он: цены в кафе и ресторанах взлетели в 10 раз, а стоимость такси - в 5 раз, есть случаи, когда таксисты требовали 15 тысяч рублей за доставку из аэропорта в Москву.

Как отмечают адвокаты, "сумма иска может быть беспрецедентной для России" - речь может идти о десятках миллионов рублей совокупной компенсации морального вреда, пишет "Коммерсант". Адвокаты считают, что сложившуюся ситуацию нельзя считать форс-мажорной, и все обратившиеся в суд смогут рассчитывать не только на компенсацию материальных затрат, но и возмещение морального ущерба.

Кроме того, несколько десятков обращений поступило в Общество защиты прав потребителей "Общественный контроль". По словам его главы Михаила Аншакова, за последние двое суток ОЗПП получило несколько десятков жалоб. "Люди звонят постоянно. Наши юристы оказывают им правовую поддержку и помощь, объясняют, как нужно себя вести, чтобы потом отстоять свои права в суде", - сказал он.

Он напомнил, что после двух часов задержки рейса человек имеет право на бесплатные прохладительные напитки за счет авиакомпании, после четырех часов ожидания вылета у пассажира появляется право на горячий обед, после шести часов ночью и после восьми часов днем человек имеет право на гостиницу. Также родители с детьми до 12 лет должны требовать предоставить им комнату матери и ребенка. Пассажирам, которые вынуждены ждать отложенный рейс, должен быть предоставлен бесплатный туалет и возможность сделать два телефонных звонка за счет авиакомпании.

Как быть пассажирам, застрявшим в аэропорту: советы экспертов

Правила, предусмотренные законом, таковы. Авиакомпания обязана за свой счет и вне зависимости от причин задержки рейса организовать хранение багажа и предоставить комнату матери и ребенка пассажирам с детьми в возрасте до семи лет (пункт 99 Федеральных авиационных правил).

При ожидании больше двух часов пассажирам должны дать прохладительные напитки и предоставить возможность сделать два БЕСПЛАТНЫХ телефонных звонка или послать два сообщения по электронной почте. Опоздание на четыре часа - горячий обед или ужин. Застрявших на более долгий срок должны кормить каждые шесть часов днем и каждые восемь часов в ночное время.

Задержка рейса на шесть часов в ночное время и на восемь часов днем обязует разместить пассажиров в гостинице и довезти до нее, а также доставить обратно в аэропорт. Правила одинаковы в любом случае - из-за непогоды застрял самолет или из-за поломки. Обращаться нужно к представителю авиакомпании, а если это оказалось невозможным - на стойку информации аэропорта.

Между тем эксперты, опрошенные "Комсомольской правдой" посоветовали, что делать в тех частых случаях, когда представители авиакомпании только разводят руками, а к стойке информации не подойти из-за скопления сотни пассажиров, оказавшихся в такой же бедственной ситуации.

Cмело пользуйтесь всем, что вам положено, оплачивая за свой счет. Но при этом собирайте документы, подтверждающие ваши расходы, объяснили газете в обществе защиты прав потребителей "Общественный контроль". Если закончилась еда в аэропорту, берите такси и езжайте в ближайшие магазины, покупайте продукты там. Но при этом обязательно возьмите в администрации аэропорта справку, подтверждающую факт задержки или отмены рейса.

Обратите внимание: если в аэропорту нет электричества и вам не могут пробить чеки за еду в кафе, то продавцы обязаны по вашей просьбе выдать квитанции с указанием наименования товара (услуги), цены и даты продажи. Такие квитанции будут полноценными доказательствами для получения компенсации.

Если вы заказывали такси в аэропорт и не взяли квитанцию, то можете попросить транспортную компанию выдать вам справку о дате и стоимости поездки. Лучше оформить такую просьбу письменно. Итак, для получения компенсации надо собрать следующие документы:
- справка о задержке рейса,
- детализированный счет за звонки по сотовой связи,
- счета за питание в кафе, чеки при покупке продуктов в магазине,
- счета за размещение в гостинице,
- квитанции за оплату услуг такси.

Эти документы вы можете представить авиакомпании с требованием возместить все издержки. Если компания отказывается - идите в суд.

При этом некоторые авиакомпании объявляют не о задержке, а о полной отмене рейса. Это хитрый ход, осложняющий получение гарантий и компенсаций для пассажиров, предупреждает юрист "Общественного контроля" Мария Свиридова. Но исходя из Гражданского и Воздушного кодексов, если авиаперевозчик отказывается от исполнения договора перевозки в одностороннем порядке, то обязан возместить пассажирам все понесенные убытки. Если вам приходится ожидать следующего рейса, то в такие убытки можете смело включать расходы на питание, гостиницу, такси и прочее - по тем же нормам, что и при задержке рейса.

Фото: Reuters via TUT.BY


























-5%
-70%
-25%
-15%
-40%
-25%
-13%
-15%
-10%
-20%