98 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Адвокат Статкевича отказался дать подписку о неразглашении, теперь его могут лишить лицензии
  2. Поставщики сообщили о сложностях у еще одной торговой сети
  3. Лукашенко поручил госсекретарю Совбеза разработать план противостояния «змагарам и беглым»
  4. Журналистика не преступление. Как Катерина Борисевич готовила статью о «ноль промилле», за которую ее судят
  5. Песков прокомментировал итоги встречи Путина и Лукашенко
  6. Глава бюро ВОЗ в Беларуси: «Возможно, в 2022 году мы сможем сказать, что с пандемией покончено»
  7. «Магазины опустеют? Скоро девальвация?» Экономисты объяснили, что значит и к чему ведет заморозка цен
  8. Проверка слуха: Виктора Бабарико отпустили под домашний арест? Адвокат не подтверждает
  9. Доклад о Беларуси в Совете ООН и обвинительный приговор Шутову. Что происходило в стране 25 февраля
  10. «Они только успели поставить машину на платформу». Минчанин отказался платить за эвакуацию, и вот чем это закончилось
  11. «Хватали всех подряд». Появилось полное видео действий силовиков 11 августа в магазине на Притыцкого
  12. 10 лет по делу о выстреле в Бресте. Что рассказывают родные осужденных и адвокат
  13. Верховный комиссар ООН: В Беларуси беспрецедентный по масштабу кризис в области прав человека
  14. «Самая большая покупка — 120 рублей». История Маргариты, которая работает продавцом в деревне
  15. Требования дать «план победы» — это вообще несерьезно. Ответ Чалого разочарованным
  16. «Люди с дубинками начали бить машину, они были везде». Судят водителя, который уезжал от силовиков и сбил гаишника
  17. Жила в приюте для нищих, спаслась после теракта в США. Женщина, которая перевернула российскую «фигурку»
  18. «Произойдет скачок доллара — часть продуктов может исчезнуть». Вопросы про ограничения в торговле
  19. Как сложилась судьба участников групп, известных в 1990-е и 2000-е? Оказалось, очень по-разному
  20. Гинеколог и уролог называют типичные ошибки пациентов на приеме. Проверьте, не совершаете ли вы их
  21. Помните дом на Хоружей, где был магазин «Звездочка»? Там капремонт, вот как теперь выглядит фасад
  22. Экономист: Есть ощущение, что сменись Лукашенко даже на силовика, часть людей вернется в Беларусь
  23. Что сулит Беларуси арест украинской «трубы», которую в 2019 году купил Воробей?
  24. Минское «Динамо» обыграло в гостях рижских одноклубников
  25. Беларусь оказалась между Тунисом и Кувейтом по готовности к развитию передовых технологий
  26. Биатлонистка Блашко рассказала, как ей живется в Украине и что думает о ситуации в Беларуси
  27. Верховный суд отменил летнее решение о сутках. Районный суд рассмотрел дело заново и опять назначил арест
  28. «Дешевле, чем в секонде». В модном месте Минска переоткрылся благотворительный магазин KaliLaska
  29. Погибшего Шутова признали виновным, Кордюкову дали 10 лет. По делу о выстреле в Бресте огласили приговор
  30. «Стояла такая тишина, что можно было услышать жужжанье мухи». Как Хрущев развенчал культ Сталина


Евгения БЕРЕЗЮК, Владимир СТАТКЕВИЧ,

На белорусских дорогах немало гиблых мест — тех участков, на которых из года в год упорно продолжают происходить аварии с человеческими жертвами и повреждением автомобилей. Корреспонденты "Р" побывали в двух таких проблемных точках, чтобы выяснить причины происходящего и попробовать найти пути решения.

Ловушка для пешеходов
Пешеходный переход на 308-м километре трассы М1/Е30 в Дзержинском районе известен на всю округу. С одной его стороны — нитка железной дороги со станциями Энергетик и Негорелое. С другой — многочисленные дачи и несколько деревень. Люди так и снуют через трассу туда-сюда, особенно с наступлением лета. Неудивительно, что переход превратился в настоящую ловушку. Только за 2008-й и 2009 годы на нем и вблизи него произошло 6 ДТП: 5 наездов на пешеходов и велосипедиста и одно попутное столкновение автомобилей, при этом 3 человека погибли и еще 3 ранены.
— Этот переход на меня просто ужас наводит: за детей своих переживаю. На другой стороне находится школа, и когда ломается школьный автобус, им приходится идти через переход. Сердце не на месте: каждый раз дергаюсь, как они там, — рассказала жительница деревни Каменка Ольга Жуковская. — Чтобы пересечь "зебру", иногда 5 минут нужно простоять у дороги. Совестливый водитель, конечно, остановится, но ведь другие сзади едут. А вдруг не заметят? Мы с племянниками однажды ждали-ждали, остановилась машина, из нее вышел инспектор ГАИ и удивляется: "Что ж вы не идете-то, мы же вас пропускаем?" А мы все равно боимся. Тогда он стал посреди дороги и остановил поток. И все равно мы на всякий случай бегом перебежали.
 
В отделе ГАИ Дзержинского РОВД о необходимости как-то переоборудовать переход говорят уже давно.
 
— Обычные "зебры" на автотрассе с таким движением, как М1/Е30, всегда будут потенциально опасными, аварийными участками, — считает старший инспектор Александр Зеленковский. — Здесь машины идут с большой скоростью, поэтому как бы эти переходы ни обозначали, проблему не решить, даже если поставить светофор. Поможет только строительство подземного или надземного перехода. Тем более что у нас есть хороший пример. На 319-м километре этой же трассы тоже был участок с повышенной аварийностью: развлекательный комплекс, стоянка, люди постоянно бегали через дорогу. Но как только построили подземный переход, там вот уже больше года нет ни одной аварии.
 
Впрочем, у местных жителей и приезжих дачников благодаря дорожникам появилась реальная надежда и насчет 308-го километра.
 
— Мы в курсе этой проблемы и пытались решить ее практически всеми доступными способами. Сделали на переходе яркую желто-белую "зебру", обозначили большими знаками со светоотражающей каймой, положили шумовые полосы, — сообщил начальник ДЭУ-4 Антон Сазон. — Но поскольку проблема не исчезла, все-таки решено вблизи этого места построить подземный или надземный переход. Сейчас уже разрабатывается проект, и, думаю, в следующем году могут начаться строительные работы. Так что это аварийное место вскоре исчезнет.
 
Пока же пешеходам приходится лавировать между потоками машин и опасливо коситься на три похоронных венка, поставленных в ряд на обочине дороги…
 
Ловушка для водителей
Деревня Петришки недалеко от Заславля встретила нас бигбордом с надписью "Будьте здоровы, живите богато!". Дорогу к знаменитому повороту, с которого машины чуть ли не ежегодно залетают в чужой огород, указал первый же встречный житель деревни Сергей Томашевич. "Я уже хозяину дома шутя говорил: хватит чинить свой забор, вместо него поставь лучше ворота и держи их открытыми!"
 
Но то, что односельчанам смех, Артуру Ульчицу, живущему в доме № 2 по улице Юбилейной, — горе. Поворот, расположенный под углом 90 градусов, требует от водителей стопроцентного соблюдения правил дорожного движения. Иначе — добро пожаловать в огород! "Поцелуи" автомобилей на старом заборе отмечены новыми досками. То тут, то там — он весь в заплатах…

— Вы, наверное, не поверите, но в 2008 году ко мне в огород залетело семь машин! От "копейки" до шикарных иномарок. Не по всем случаям я обращался в ГАИ, но местные знают, что это правда. Хорошо, что каждый раз на грядках никто не копался — иначе было бы не избежать трагедии. После этого я не выдержал и начал обращаться в разные инстанции, просил поставить бетонную стену-отбойник или просто крепкий забор. Мне отказали. Тогда ради безопасности пришлось самому вбить бетонные столбы. Иначе дождусь, что когда-нибудь буду полоть морковку, а мне на голову "упадет" машина, — говорит Артур Ульчиц.
 
В сельсовете разводят руками: раз аварии происходили не по вине сельсовета, то оплачивать установку нового забора они не обязаны.
 
— Любой человек, сдавший на права, должен знать, что по деревне можно ездить со скоростью не более 40 километров в час. Те же, кто на моей памяти врезался в забор Артура Ульчица, серьезно превышали скоростной режим и были за рулем в нетрезвом виде. Раз ДТП происходили по вине водителей, то забор должны восстанавливать за их счет, — комментирует ситуацию председатель Петришского сельсовета Александр Мякинник. — Ну а те бетонные столбики, что Артур поставил, думаю, психологическое воздействие на водителей оказывают. Одно дело просто в забор въехать, а другое — и машину повредить, и самому покалечиться.
 
В ДРСУ-194, на балансе которого находится улица, о повороте в Петришках вспоминают с ходу.
 
— Я лично выезжал туда вместе с ГАИ, — рассказывает главный инженер Кирилл Кривонос. — В ситуации разобрались, сейчас на том месте установлены знаки "Опасный поворот", "Ограничение скорости" и предупреждение об опасном повороте. Но разве они остановят пьяного водителя, который несется по деревне со скоростью чуть ли не 100 километров в час? Владелец дома ставил вопрос о том, чтобы установить на том месте бетонное заграждение. Но если его там поставить, водителю, нарушившему правила дорожного движения, грозит летальный исход. Тут приходится выбирать: или забор, или жизнь человека…
 
Дорожники, конечно, правы. Но и Артура Ульчица понять можно: нелегко жить в постоянной тревоге за здоровье и жизнь – свою и своих близких.
 
-------------------------------
Анатолий АДАМЦЕВИЧ, консультант управления содержания дорожной сети департамента "Белавтодор":
— По последним данным, в Беларуси на автомобильных дорогах общего пользования насчитывается 159 участков концентрации ДТП (то есть тех, где произошло 3 и более аварий за последние 3 года). Совместно с ГАИ мы производим осмотр такого участка и разрабатываем профилактические мероприятия. Устанавливаем шумовые полосы, мигающие светофоры, подсветку, светодиодные знаки... При этом нужно сказать, что эти гиблые места являются "плавающими", то есть не стоят на месте, а меняют дислокацию. Например, в этом году мы проводим профилактические мероприятия в одном месте, решаем проблему, а в следующем году аварийная точка возникает уже в другом.
Обычно ДТП происходят на сложных участках дорог. Но аварии случаются и по другим причинам, совершенно противоположным: трасса отличная, условия хорошие, поэтому водитель расслабляется, теряет внимание и попадает в аварию именно из-за этого. Кроме того, играет роль неоднородность дорожных условий. Например, молодые водители часто не учитывают зимой при въезде в затененный лесной массив, что температура покрытия там более низкая, чем на открытом пространстве под лучами солнца, поэтому дорога вдруг может стать более скользкой, с гололедицей.
 
-------------------------------
Радим ГАРЕЦКИЙ, главный научный сотрудник Института природопользования, академик НАН:
— Если на одних и тех же участках дороги периодически случаются аварии, нужно разобраться, не расположена ли дорога в месте разлома земной коры. Вся земная кора разбита на большие и маленькие блоки, которые разделены между собой трещинами. Самые большие из них уходят глубоко в землю, на 40—50 километров, и достигают мантии. Разломы бывают "мертвыми" и неопасными для человека и такими, что еще находятся в движении. Как раз по ним из больших глубин выходят газы, флюиды, которые могут не только "трясануть" машину, но и в целом негативно повлиять на организм шофера. Например, доказано, что если люди живут в месте разлома земной коры, то у них могут развиваться сердечно-сосудистые заболевания и другие патологии.
Поэтому если в результате геодезических работ выяснено, что дорога проходит в месте разлома земной коры, нужно принимать меры: например, поставить знак, ограничивающий на этом участке скорость.
 
-------------------------------
Это факт
На участке в 32 километра трассы Любча—Новогрудок—Дятлово за последние пять лет произошло 27 аварий, 12 человек погибли, 37 получили травмы. В большинстве случаев это были лобовые столкновения и опрокидывания.
 
-------------------------------
На снимках: пешеходный переход на 308-м километре трассы М1/Е30; бетонные столбы на огороде Артура Ульчица.
Фото: Евгения БЕРЕЗЮК, Владимир СТАТКЕВИЧ
-50%
-20%
-20%
-21%
-40%
-15%
-40%
-10%
-15%