Политика
Экономика и бизнес
Общество
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Авто
Спорт
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Популярное

В мире


Все больше стран ЕС вновь вводят пограничный контроль с тем, чтобы приостановить неконтролируемый поток беженцев. Каковы последствия таких решений для всей Европы?

Фото: Reuters
Фото: Reuters

«Предъявите ваши документы, пожалуйста!» Эта фраза все чаще звучит в Европе, которая уже успела привыкнуть к отсутствию пограничного контроля внутри Шенгенской зоны. При этом речь идет не только о путешествиях. Большая часть экономической жизни организована в сегодняшней Европе так, будто это одно большое государство: заводы и сборочные цеха одной фирмы могут быть разбросаны по всему ЕС, логистические схемы не учитывают наличие границ и даже сотрудники предприятий порой переезжают из одной страны в другую. Хотя свободное перемещение людей, товаров и услуг существовало еще до подписания Шенгенского соглашения, именно оно значительно упростило и ускорило этот процесс.

И если сейчас шаг за шагом будет происходить отказ от системы Шенгена, это будет иметь серьезные экономические последствия, с беспокойством отмечают многие политики и эксперты. Многокилометровые автомобильные пробки на границах, больше бюрократии, возвращение к строительству складов на территории отдельных стран вместо производства по принципу just-in-time (концепция логистики, при которой материалы и компоненты поставляются к месту производства точно в срок и в необходимом количестве, так что отпадает необходимость их складирования — Ред.).

Объединения лоббистов и профсоюзы опасаются, что для одной лишь немецкой экономики дополнительные затраты легко составят до 10 миллиардов в год, с соответствующими последствиями для рынка труда, размера налоговых поступлений и социальной системы страны.

Конец Шенгена — катастрофа для экономики?

«Если шенгенская система будет разрушена, под угрозой окажется вся Европа, как с политической, так и с экономической точки зрения», — подчеркивает министр финансов Германии Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schäuble) в интервью изданию Spiegel Online. А глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер даже заявил, что тот, «кто похоронит Шенген, в конце концов сведет в могилу и весь внутренний рынок (Евросоюза — Ред.)».

Мартин Шульц (Martin Schulz), председатель Европарламента, предупредил в интервью газете Passauer Neue Presse, что эффект закрытия границ внутри Шенгенской зоны будет «катастрофическим». Если фуры с грузами будут вынуждены простаивать часами на пограничном контроле внутри Европы, «это просто приведет к остановке некоторых производств».

Председатель Европарламента Мартин Шульц. Фото: Reuters
Председатель Европарламента Мартин Шульц. Фото: Reuters

Уже в нынешней ситуации Юнкер оценивает дополнительные затраты логистических компаний в три миллиарда евро в год. А если пограничный контроль будет введен повсеместно, то, как полагают в Федеральном объединении торгово-промышленных палат Германии (DIHK), ежегодные расходы вырастут до 10 миллиардов евро.

Еще более драматическую картину рисует Антон Бёрнер (Anton Börner), который в качестве главы Федерального объединения оптовой и внешней торговли Германии (BGA) воспринимает подобные сценарии особенно остро. «Если мы потеряем Шенген, а вместе с ним и общеевропейский внутренний рынок со свободным движением товаров, то Германия со своей бизнес-моделью окажется на грани провала», — заявил он в интервью DPA. Это также будет означать падение евро — опасение, которое вместе с Бёрнером разделяют Юнкер, Ангела Меркель (Angela Merkel) и многие другие.

Между тем конец Шенгенской зоны вовсе не означает прекращение существования внутреннего рынка. К примеру, Великобритания уже сегодня является неотъемлемой частью внутриевропейского рынка, однако при этом не входит в Шенген.

Важно сохранить социальное спокойствие

Но не все разделяют столь пессимистичные взгляды на ситуацию — в том числе и не все экономисты. Среди них и Клеменс Фюст (Clemens Fuest), директор Центра европейских экономических исследований ZEW. В одной из программ телерадиокомпании SWR он дал понять, что считает экономические эффекты такого шага вполне поддающимися контролю. Последствия, полагает он, можно смягчить, к примеру, беспрепятственно пропуская на границе грузовые фуры и лишь выборочно контролируя некоторых людей.

В то время, как многие опасаются цепной реакции вследствие закрытия границ, Фюст делает на это ставку. Быть может, в конечном счете потом можно будет вернуться к контролю лишь внешних границ ЕС и снова открыть внутренние. Однако, прежде всего, полагает Фюст, если границы будут закрыты, восстановится социальное спокойствие. Так как экономист считает, что если массовый приток беженцев будет продолжаться, это приведет к радикализации общества: «Самое позднее, когда число беженцев приблизится к трем миллионам, будут достигнуты границы организационных возможностей», — предсказывает он в эфире SWR.

К опасностям, угрожающим социальному спокойствию, относится и страх конкуренции. Прежде всего, в среде профсоюзов и левых движений прочно сидит убеждение, что если экономика начнет делать ставку на беженцев, то в реальности это будет означать давление на наемных работников. Заместитель главы фракции социал-демократов в бундестаге Хубертус Хайль (Hubertus Heil) предупредил: «Никому не будет позволено использовать миграционный кризис для демпинга зарплат». Этот аргумент используют и политики из ХСС: министр финансов Баварии Маркус Зёдер (Markus Söder) опасается, что от «конкуренции за рабочие места, жилье и социальную помощь пострадают в первую очередь слабозащищенные слои населения».

Закрытие границ можно понять

Очевидно, что практически никому в Европе введение пограничного контроля не дается легко — всюду это является лишь чрезвычайной мерой, призванной приостановить неконтролируемый поток беженцев. Поэтому, к примеру, министр финансов ФРГ Шойбле также признался, что, несмотря на все возможные последствия, он в состоянии понять принятие подобных решений: «Мы прекрасно знаем, что возможности стран ЕС не безграничны. Все мы с пониманием отнеслись к тому, что Швеция ввела пограничный контроль. А ведь на протяжении многих десятилетий это была одна из самых открытых стран для иммигрантов».

В конце концов все надеются, что введение контроля на некоторых границах будет носить лишь временный характер и система Шенгена будет в итоге восстановлена. При этом даже противники закрытия границ признают, что открытые внешние и внутренние границы в долгосрочной перспективе приведут к неприемлемому положению.