Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новость дня

опубликовано: 
обновлено: 

В Генштабе России сообщили, что знают о трех маршрутах доставки нефти в Турцию из подконтрольных «Исламскому государству» районов Сирии и Ирака. Об этом на брифинге 2 декабря рассказал начальник главного оперативного управления Генштаба ВС РФ Сергей Рудской, передает пресс-служба Министерства обороны России. В ведомстве утверждают, что эти сведения подтверждаются информацией со спутников и другими разведданными.

Представители ведомства рассказали, что после пересечения границы Сирии с Турцией бензовозы с нефтью ИГ идут в порты и направляются судами на переработку в третьи страны.

Далее — текст и иллюстрации с брифинга Министерства обороны России.

Иллюстрация: Министерство обороны России
Иллюстрация: Министерство обороны России
Иллюстрация: Министерство обороны России
Иллюстрация: Министерство обороны России

Западный маршрут

Западный маршрут выходит к турецким портам на побережье Средиземного моря. По этому маршруту углеводороды, добываемые на нефтяных полях в районе города Ракка, перевозятся автотранспортом, преимущественно в ночное время, на северо-запад Сирии. Далее через приграничные населенные пункты Азаз (Сирия) и Рейнхалы (Турция) к турецким портам Дертйол и Искендерун.

На снимке, сделанном 13 ноября 2015 года, в районе населенного пункта Азаз, на автомобильной дороге, соединяющей Турцию и Сирию, можно отчетливо наблюдать скопление автомобильной техники, перевозящей нефтепродукты.

Иллюстрация: Министерство обороны России
Иллюстрация: Министерство обороны России

В квадрате «А» на турецкой стороне видно нахождение 240 бензовозов и большегрузных автомобилей. В квадрате «Б» на сирийской территории — 46 бензовозов и фур, ожидающих перехода через границу. Как сообщает Минобороны РФ, часть бензовозов маскируются под фуры.

Иллюстрация: Министерство обороны России
Иллюстрация: Министерство обороны России

Аналогичная картина наблюдается в районе населенного пункта Рейханлы.

Несмотря на боевые действия, ведущиеся в провинции Алеппо, на границе наблюдается непрерывный поток автотранспорта в обоих направлениях, а на территории Турции нахождение большого количества автомобильной техники.

На видеоролике наглядно видно беспрепятственное пересечение границы автофургонами. В этом месте граница со стороны Сирии находится под контролем бандформирований террористической группировки «Джибгат ан-Нусра», которая свободно пропускает на территорию Турции автоцистерны и большегрузные фуры, загруженные емкостями с нефтью. Досмотр этого автотранспорта не проводится и на турецкой стороне границы. «И таких машин мы видим сотни», — заявили в Министерстве обороны России.

На снимке, сделанном 16 ноября в районе Рейнханлы видно скопление до 360 бензовозов и большегрузных автомобилей в непосредственной близости от сирийской границы.

Иллюстрация: Министерство обороны России
Иллюстрация: Министерство обороны России

В квадрате «Б» находится до 160 бензовозов, которые только что пересекли границу. В направлении контрольно-пропускного пункта в квадрате «А» наблюдается движение к сирийской границе колонны в составе 100 машин.

Иллюстрация: Министерство обороны России
Иллюстрация: Министерство обороны России

По утверждению российских военных, средствами космической разведки выявлено, что после пересечения границы автоцистерны и большегрузные автомобили с нефтью направляются в порты Дертйол и Искендерун, где имеются специализированные причалы для танкеров. Часть нефти перегружается на суда и отправляется на переработку за пределы Турции, а часть продается на внутреннем рынке. Ежедневно в этих портах в среднем загружается по одному нефтяному танкеру.

На космических снимках этих портов, датированных 25 ноября - скопление бензовозов, ожидающих отгрузки.

Иллюстрация: Министерство обороны России
Иллюстрация: Министерство обороны России

В порту Дертойл фиксируется 395 наливников, а в Искендеруне - 60.

Иллюстрация: Министерство обороны России
Иллюстрация: Министерство обороны России
Иллюстрация: Министерство обороны России
Иллюстрация: Министерство обороны России

Северный маршрут

Северный маршрут ведет в Турцию из районов нефтяных полей, расположенных на правом берегу Евфрата. Одним из крупных центров нефтедобычи и переработки нефтепродуктов, находящийся под контролем ИГИЛ, является район населенного пункта Дейр-Эз-Зор.

Здесь располагается большое количество нефтеперерабатывающих заводов.

Иллюстрация: Министерство обороны России
Иллюстрация: Министерство обороны России

В данном районе постоянно отмечается скопление бензовозов, ожидающих погрузки. МО РФ представило снимки автомобильных колонн, находящихся на небольшом удалении друг от друга.

На фотосъемке, проведенной в окрестностях Дейз-Эз-Зор, 18 октября 2015 года средствами космической разведки было обнаружено в общей сложности 1722 бензовоза, расположенных, в основном, вне дорог на необорудованных стоянках.

Иллюстрация: Министерство обороны России
Иллюстрация: Министерство обороны России

Иллюстрация: Министерство обороны России

Иллюстрация: Министерство обороны России

Иллюстрация: Министерство обороны России

По утверждению Министерства обороны России, с началом нанесения ударов самолетами ВКС РФ по объектам нефтяной инфраструктуры, находящейся в руках ИГИЛ, количество бензовозов на стоянках, в колоннах как в этом районе, так и в других районах Сирии значительно уменьшилось.

Террористы устроили целые нефтяные озера в песке. Фотография одного из районов, расположенного недалеко от Ракки.

Фото: Министерство обороны РФ
Фото: Министерство обороны РФ

После загрузки нефтью, автоколонны из восточных районов Сирии следуют к границе с Турцией к приграничному населенному пункту Камишлия и там ожидают своей очереди.

На представленных фотоснимках, сделанных в августе этого года, в данном районе наблюдались сотни бензовозов и фур, движущихся как к турецкой границе, так и в обратном направлении.

Фото: Министерство обороны России

Фото: Министерство обороны России

Фото: Министерство обороны России

Фото: Министерство обороны России

В конечном итоге значительная часть перебрасываемой из восточных районов Сирии нефти поступает на крупный нефтеперерабатывающий завод Батман, расположенный на территории Турции в 100 километрах от сирийской границы.

Иллюстрация: Министерство обороны России
Иллюстрация: Министерство обороны России

Восточный маршрут

Восточный маршрут транспортировки нефти в Турцию ведет от нефтяных месторождений, расположенных на северо-востоке Сирии и в северо-западных районах Ирака, через приграничные населенные пункты Кара-Чох, Чам-Ханик на сирийской территории и Таван и Захо — на территории Ирака.

На фотоснимках отображены скопления бензовозов и большегрузных автомобилей в районах этих населенных пунктов.

Иллюстрация: Министерство обороны России
Иллюстрация: Министерство обороны России

28 ноября в районе Кара-Чох на территории нефтеперекачивающей станции выявлено 50 бензовозов.

Иллюстрация: Министерство обороны России
Иллюстрация: Министерство обороны России

На снимках, сделанных в августе на сирийско-иракской границе в районе населенного пункта Чам-Ханик — 380 единиц автомобильной техники. «С этого времени ничего не изменилось. Данные разведки по-прежнему фиксируют движение большого количества автоцистерн через границу между Сирией и Ираком», — отметили в МО РФ.

Иллюстрация: Министерство обороны России
Иллюстрация: Министерство обороны России

Еще большее число бензовозов фиксируется в приграничных с Турцией районах Ирака.

Причем их количество за последние три месяца не уменьшается. Так съемка, проведенная 14 ноября в районах иракских населенных пунктов Таван и Захо позволила обнаружить 1104 бензовоза и большегрузные фуры.

Иллюстрация: Министерство обороны России
Иллюстрация: Министерство обороны России

Из приграничных районов Ирака бензовозы беспрепятственно и безостановочно пересекают иракско-турецкую границу в районе Захо, откуда нефть направляется на нефтеперерабатывающие заводы, ближайший из которых находится в населенном пункте Батман, который был упомянут выше, или на крупнейший логистический центр этого маршрута, расположенный в районе населенного пункта Сильопи.

На космическом снимке, сделанном 14 ноября, видно скопление 3220 бензовозов и фур.

Иллюстрация: Министерство обороны России

Иллюстрация: Министерство обороны России

Иллюстрация: Министерство обороны России

«В итоге на сегодняшний день в преступном бизнесе, связанном с торговлей нефтепродуктами, у террористов в обороте постоянно находится не менее восьми с половиной тысяч автомобилей наливников, которые перевозят ежесуточно до 200 тысяч баррелей нефти», — отметили в Министерстве обороны России.

По подсчетам ведомства, доходы ИГ от продажи нефти составляли не менее трех миллионов долларов в день. После ударов российской авиации доходы снизились до полутора миллионов долларов в день.

«Вместе с тем бандформирования продолжают получать значительные финансовые средства, а также оружие, боеприпасы и иную материальную подпитку для своей деятельности. Ряд государств, и в первую очередь — Турция, напрямую вовлечены в масштабный игиловский бизнес-проект, оказывая пособничество террористам», — сказал Рудской.

В Министерстве обороны заявили, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и его семья причастны к закупкам нефти у «Исламского государства».

«Основным потребителем этой краденой у законных хозяев — Сирии и Ирака — нефти является Турция. По поступившим данным, в этот преступный бизнес вовлечено высшее политическое руководство страны — президент Эрдоган и его семья, — сказал замминистра обороны России Анатолий Антонов. — Отставка Эрдогана не является нашей целью. Это — дело народа Турции. Наша цель — совместными действиями перекрыть источники финансирования терроризма. Мы продолжим предоставлять факты грабежа Турцией своих соседей».

Накануне президент Владимир Путин заявил о наличии у России данных, подтверждающих поступление нефти от ИГ в промышленных масштабах на территорию Турции. Российская сторона считает, что решение по поводу того, чтобы сбить «Су-24», было принято для обеспечения безопасности путей доставки этой нефти к портам, где она отгружается в танкеры.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в свою очередь заявил, что в случае предоставления доказательств слов Путина он готов уйти в отставку.

Причиной обострения отношений России и Турции стал инцидент на турецко-сирийской границе. 24 ноября в ходе выполнения боевого задания на севере Сирии турецкие истребители сбили российский бомбардировщик «Су-24». Его пилот, так же, как и морской пехотинец из спасательной группы, погиб. Штурману удалось выжить и вернуться на базу. Турция заявила, что российский самолет нарушил ее воздушное пространство. В Москве утверждают, что «Су-24» был атакован в 1 км от турецкой границы над сирийской территорией.