Крушение рейса MH-17, произошедшее 17 июля 2014 года, было вызвано взрывом боеголовки типа 9N314M на ракете серии 9M38, запущенной из восточной части Украины с использованием зенитно-ракетного комплекса «Бук», говорится в докладе нидерландского Совета по безопасности, опубликованном во вторник, 13 октября.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Эксперты считают, что у Украины было достаточно оснований, чтобы закрыть воздушное пространство над восточной частью страны в качестве меры предосторожности, однако этого не сделали. Ни одна из сторон, участвующих в конфликте, не отдавала себе отчет в том, какую опасность представляют полеты гражданских судов над зоной боевых действий, говорится в документе.

Фото: onderzoeksraad.nl
Карта точек предполагаемого маршрута рейса MH-17. Фото: onderzoeksraad. nl

Что произошло в небе над Украиной

Расследование показало, что полет MH-17 проходил нормально до того, как самолет оказался над восточной частью Украины. В 13.20 боевая часть модели 9N314M, выпущенная зенитно-ракетным комплексом «Бук» с исходной точки, находящейся на территории около 320 км² в восточной Украине, взорвалась в 4 метрах слева и сверху от носовой части самолета. Его передняя часть была пробита более чем 800 высокоскоростными объектами из боеголовки.

Возможные комбинации боеголовок и ракет "Бука". Сверху вниз: тип боеголовки, тип ракеты, модификации ЗРК "Бук", индекс ГРАУ, кодификации НАТО, принятие на вооружение. Фото: onderzoeksraad.nl
Возможные комбинации боеголовок и ракет «Бука». Сверху вниз: тип боеголовки, тип ракеты, модификации ЗРК «Бук», индекс ГРАУ, кодификации НАТО, принятие на вооружение. Фото: onderzoeksraad. nl

В результате удара и последовавшего взрыва трое членов экипажа в кабине пилота погибли мгновенно, а самолет распался на две части в воздухе. Кабина пилотов и половина салона бизнес-класса оторвались от фюзеляжа почти сразу и упали на землю. Остальная часть самолета летела еще приблизительно 8,5 км в восточном направлении. С момента взрыва ракеты до падения всех частей самолета на землю прошло 1−1,5 минуты. Обломки самолета были разбросаны по территории в 50 км². Все 298 человек, находившиеся на борту, погибли.

Фото: Dutch Security Board
Коллаж показывает расчеты места запуска ракеты, произведенные тремя организациями: Нидерландской аэровоздушной лабораторией (черная линия), Киевским исследовательским институтом судебных экспертиз (розовая линия) и российского концерна ПВО «Алмаз-Антей» (голубая линия). Фото: Dutch Security Board

В 13.20 в зоне крушения находились еще три самолета: Air India (рейс AIC113), EVA Air (рейс EVA88) и Singapore Airlines (рейс SIN351). Два из них двигались в восточном направлении и один — в западном. В момент, когда ракета взорвалась рядом с MH-17, расстояние между ним и ближайшим самолетом составляло 33 километра.

Фото: onderzoeksraad.nl
Самолеты в зоне крушения рейса MH-17. Фото: onderzoeksraad. nl

Зенитно-ракетный комплекс «Бук» является системой противовоздушной обороны, состоящей из различных компонентов, в различных моделях и конфигурациях. Комплекс состоит из нескольких транспортных средств, перевозящих пусковую и радиолокационную установки, однако существуют и автономные пусковые системы. В боевой части этой оружейной системы помещен боезаряд, вокруг которого уложены в два слоя поражающие элементы определенной формы.

Ракета системы «Бук» может достичь высоту в 80 000 футов (около 24,4 км). Эта высота намного превосходит высоту в 33 000 футов (около 10,1 км), на которой летел МН-17. Найденные в самолете и в телах трех членов экипажа осколки были главным образом из нелегированной стали. Они имели форму куба и бабочки. Количество попаданий, их распределение и форма найденных высокоскоростных объектов соответствуют характеристикам готовых поражающих элементов в боевой части модели 9N314M.

Версия поражения Boeing ракетой класса «воздух-воздух» была исключена экспертами, т. к. ни у одной из ракет, что используются в регионе, нет частиц такой формы в боеголовке, которые соответствуют дыркам на корпусе. Военных самолетов в данном районе также не было замечено. Всего в этом регионе используются около 20 типов ракет «земля-воздух», способных поразить цель на высоте, на которой летел «Боинг», говорится в докладе.

Были рассмотрены также версии технической неисправности судна, воздействия погодных условий, возможных ошибок в действиях пилотов. Ни одна из них не получила подтверждения.

Обломки рейса MH-17 на презентации финального доклада Нидерландов о крушении малайзийского самолета над Украиной в июле 2014 года

Фото: Reuters

Фото: Reuters

Фото: Reuters

Фото: Reuters

Фото: Reuters

Фото: Reuters

Фото: Reuters

Фото: Reuters

Фото: Reuters

Почему не закрыли небо над Украиной

Ответственность за безопасность воздушного пространства лежит на государстве, которое регулирует данное воздушное пространство. Однако авиаоператор также отвечает за безопасное выполнение полета.

Расследование выявило, что Украина не дала адекватной оценки риска для гражданской авиации. Хотя до катастрофы Украина сообщала о том, что мощными оружейными системами были сбиты два ее военных самолета на высоте от 6200 до 6500 метров.

Фото: onderzoeksraad.nl
Шесть зон, где были разбросаны обломки лайнера. Фото: onderzoeksraad. nl

По мнению нидерландского Совета по безопасности, данные отчеты давали Украине
достаточно оснований для закрытия своего воздушного пространства в качестве меры
предосторожности. Однако этого не произошло.

Эксперты обратили внимание, что государства, где идут вооруженные конфликты, практически никогда не принимают решение закрыть свое воздушное пространство над опасной зоной.

Нидерландский совет по безопасности установил, что ни одно государство не издало четкого предупреждения своим операторам и пилотам о небезопасности воздушного пространства над зоной конфликта в Украине и не запретило полеты в этой зоне.

Что происходило на борту после взрыва ракеты

Поражение самолета было неожиданным, люди едва ли были в состоянии осознать ситуацию, считают эксперты. Времени для сознательной реакции практически не было. Находящиеся на борту почти мгновенно подверглись воздействию экстремальных факторов. Часть находящихся на борту людей сразу получили тяжелые травмы, приведшие, вероятно, к смерти. Другие потеряли сознание из-за разгерметизации салона. Но точно установить, в какой именно момент наступила смерть находящихся на борту людей, невозможно.

Реконструкция событий в небе над Украиной в момент взрыва с титрами на русском языке. Видео: Совет Нидерландов по безопасности

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

После сбора и изучения обломков специалисты сделали реконструкцию передней части самолета: кабины пилотов и салона бизнес-класса. Был изготовлен каркас по форме Boeing 777−200, на который закрепили обломки самолета. Благодаря реконструкции стали видны последствия поражения воздушного судна, угол попадания в кабину пилотов и последовательность последующего распада воздушного судна.

Читайте также:

Результаты расследования Нидерландов: Boeing был сбит ракетой «Бук», пущенной с востока Украины

«Алмаз-Антей» обнародовал видео натурного эксперимента по делу Boeing

{banner_819}{banner_825}
-25%
-20%
-10%
-50%
-20%
-30%
-15%
-17%
-50%
-30%