Сейны – небольшой городок в Подляском воеводстве Польши, мало известный не только белорусам, но, наверное, и самим полякам, проживающим от него на расстоянии более пятидесяти километров. Однако это не делает Сейны менее интересным местом. Дремлющее провинциальное местечко только на первый взгляд кажется сонным городишком. Тихие улочки и спокойные люди скрывают внутри богатейшую историю и буйство культурных традиций, взаимопроникающих и порой соперничающих.



Уникальное расположение Сейнов привело к тому, что в культурном плане город является интереснейшим местом. На протяжении последних пятисот лет тут смешивались культуры народов: белорусов, литовцев, поляков, евреев, немцев и, в последнее время, русских. Каждый из периодов истории города оставил на нем свой отпечаток. Такое культурное богатство кажется даже излишеством для населенного пункта с 4 500 человек населения. У нас бы это даже городом не назвали бы, скорее, поселком.







Сейны официально возникли в XIV-XV веках. Начало городу положил король и великий князь Владислав Ягайло, который после войн с крестоносцами выделил здешние территории своим боевым товарищам. Отсюда, кстати, могло пойти название речушки, на которой позже был построен город: Сейны по-жмудски значит "старики", что соответствует возрасту соратников Ягайло на момент получения ими земель.

Спустя почти два столетия на основе этих имений выстраивается город. Считается, что руку к этому приложил Ежи Гродзиньский. Вскоре город получил магдебургское право и стал развиваться, как все города региона, переходя из рук в руки от поляков к немцам, затем в Российскую империю. В августе-сентябре 1919 года здесь произошло знаменитое Сейненское восстание: местные жители, поляки, литовцы и евреи восстали против оккупировавших город немцев, изгнали регулярные войска кайзера, а затем приступили к боевым действиям друг против друга: литовское и польское население стремились присоединить городок каждый к своему государству.



Именно здесь имела место единственная в истории Литовско-польская война. Кстати, подробнее о литовско-польском конфликте в Сейнах можно узнать из интервью с г-ном Мицкявичусом, служащим консульства Литвы в Сейнах.









На протяжении двух веков значительную часть населения Сейнов составляли евреи. До начала Второй мировой войны их здесь было более 50% населения. Кстати, центральная улица Пилсудского, да и практически весь центр города – бывший еврейский район Сейнов. В одной из трех бывших синагог находятся местные власти. Кстати, такую сохранность культурного наследия евреев в Польше можно увидеть еще лишь в Тыкоцине, что на 50 километров южнее. А вот Белая синагога мало того что является памятником архитектуры и культуры, но еще и до сих пор иногда используется.



Несмотря на то что евреев в городе немного, иногда приезжают туристические группы или группы людей, интересующихся историей, и устраивают в ней молебны.

И ранее, и сейчас в Сейнах проживает большое количество литовцев. Здесь действует Дом литовской культуры, и также Литовская национальная школа.



Вообще, для литовцев Сейны – важнейшее в историческом плане место. В католической духовной семинарии в Сейнах обучались все деятели литовского национального возрождения в 19 веке. Они не могли публиковать свои труды в Российской империи в это время. Сейны же находились в Королевстве Польском, которое являлось частью империи, но в котором действовали собственные законы, что и позволяло невозбранно культурно возрождаться на этих территориях. Кстати, то, что  Королевство Польское приютило у себя в Сейнах литовскую интеллигенцию, сыграло с поляками злую шутку в 1919 году, во время Сейненского восстания. Тогда Литва решила забрать городок себе по той причине, что здесь проходили обучение почти все идеологи литовского возрождения. Однако обошлось, Сейны остались польскими по принадлежности и непонятно какими в культурном плане.











Двадцатый век принес новые веяния в сейненскую жизнь. На смену еврейскому культурному влиянию пришло сперва немецкое, а потом российское, что довершило формирование абсолютно уникальной мультикультурной общности небольшого поселка городского типа на стыке границ четырех государств: Беларуси, Литвы, Польши и России. Кстати, если бы такой город существовал в СССР, его непременно назвали бы "городом шести культур и четырех границ".





Впрочем, для корреспондентов TUT.BY, посетивших Сейны в конце зимы, на первый взгляд городок не показался таким уж уникальным. Скорее, обычным провинциальным местечком, мирно дремлющим вдали от основных автомобильных и железнодорожных трасс.













Как оказалось, первое впечатление обманчиво. В фонде "Пограничье", который занимается сохранением и развитием уникального наследия Сейн, директор Кшиштоф Чижевски рассказал о том, что в летние месяцы жизнь здесь бьет ключом. В Сейнах проходят рок-фестивали, фестиваль органной музыки молодых исполнителей Балтии, выставки, семинары и другие культурные события.













Естественно, на культурное сотрудничество в рамках Сейненского повета выделяют деньги не только Евросоюз, но и правительства Польши, Литвы и России. Здесь создаются пешие туристические маршруты, проводятся спортивные игры между школьниками трех стран, совместные концерты и соревнования. Большинство из всего этого придумывается местными жителями и реализуется местными властями за свои деньги или деньги различных фондов.

И только белорусы не принимают практически никакого участия в местной культурной жизни. Мы поинтересовались у пана Чижевского, насколько активны белорусские власти в области сотрудничества на местном уровне с Польшей, Литвой и Россией.

















- Есть кое-какая деятельность с белорусской стороны, но ее очень немного. Сами белорусские местные власти инициативу не проявляют. Их привлекают в разные программы и проекты, которые финансируются из европейских фондов, но не всегда успешно.

Очень обидно, что наши отечественные чиновники настолько неактивны в жизни Сейнов и всего региона. Потому что в Сейненском повете живут много белорусов, которые выпускают свою местную прессу на кириллице и латинице. Среди них, кстати, есть известные писатели, художники и режиссеры, принесшие славу польскому искусству и совершенно неизвестные на родине. Более того, мы практически ничего не знаем о жизни белорусов Сейнов, а она, судя по всему, чрезвычайно богата и разнообразна.

















О проекте

"100 дорог. Соседи" - авторский проект белорусского портала TUT.BY, журнала ET CETERA и Института польского. Первые экспедиции проекта состоялись в феврале и марте этого года. Позже журналисты планируют посетить все регионы Республики Польша, встретиться с представителями бизнеса, побывать на самых значимых культурных и экономических мероприятиях, а также найти ответ, чего ждут страны-соседи от Беларуси и что мы, белорусы, надеемся найти за границей.

Партнер проекта: Польский Институт в Минске
 


http://instpol.by/

Специальный партнер:

Выбирай только то, что полезно.
Сок "На100ящий" - сок без сахара, красителей и консервантов.
"На100ящий сок - настоящая польза!"

Подробности на сайте www.savushkin.by

{banner_819}{banner_825}
-15%
-25%
-10%
-50%
-50%
-58%
-20%
-80%