Кастусь ЛАШКЕВИЧ, / Кастусь ЛАШКЕВИЧ

фото

Основы современного Европейского Союза заложены в 1952 году с появлением Европейского объединения угля и стали. Его учредителями стали шесть государств: ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция и Италия. Спустя еще пять лет они решили углубить интеграцию, учредив Европейское Экономическое Сообщество (общий рынок) и Европейское сообщество по атомной энергии.

В 1973 к Европейскому сообществу присоединяются Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 — Греция, в 1986 — Португалия и Испания. Тогда "объединенная Европа" насчитывала 12 государств, которых объединял уже не только единый рынок, но и Шенгенское соглашение о единых границах (всупило в силу в 1995-м). В 1990 году, присоединившись к Западной Германии, в Европу "влилась" ГДР.

Европейское Экономическое Сообщество трансформировалось в Европейский Союз с началом действия Маастрихтского договора 1 ноября 1993 года. В 1995-м организация приняла в свои ряды Австрию, Финляндию и Швецию. То расширение стало четвертым в истории.

Европеизация на Восток

Наибольшее же укрупнение Евросоюза произошло в 2004 году. Дабы раз и навсегда покончить с глобальными разногласиями в Старом Свете, шлейф которых тянулся со времен Второй мировой войны, и не допустить отката восточноевропейских стран к коммунизму, в ряды ЕС приняли Венгрию, Словакию, Словению, Чехию, Эстонию, наших соседей Литву, Польшу и Латвию. В заветный список также попали Мальта и Кипр, принятый в ЕС под давлением Греции, угрожавшей наложить вето на весь план.

В результате территория Евросоюза выросла на четверть, объем экономики — на 5% (обогнав США), население — на 20% (до 450 млн человек). Новый ЕС стал самым большим по населению единым рынком в мире, отставая лишь от Североамериканской зоны свободной торговли (США, Канада и Мексика) по объемам экономики.

При этом уровень экономического развития десяти новых стран заметно уступал среднеевропейскому. Так, средний доход на душу населения в странах-новичках составлял всего 40% от среднего показателя по странам-членам ЕС. Даже у самых богатых — Кипра и Словении — этот показатель составлял 70% среднеевропейского уровня, а, например, в Латвии он едва превышал 35%.

Сделав своими партнерами значительно менее обеспеченные государства, основной груз бюджетных

ЕВРОНЮАНСЫ

Сегодня среди членов ЕС мог быть и Израиль, который получил предложение о вступлении в 1973 году. Однако из-за войны "Судного дня" переговоры были прерваны. А в 1975-м вместо членства в ЕЭС, Израиль подписал договор об ассоциативном сотрудничестве.

Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Великобритания также не сочла нужным вступать в зону евро.

Дания и Швеция в ходе референдумов также решили сохранить национальные валюты.

Норвегия, Исландия и Швейцария не являются членами ЕС, однако входят в Шенгенскую зону.

Малые государства Европы — Андорра, Ватикан, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино также не являются членами ЕС.

Не входят в состав ЕС имеющие автономный статус в составе Дании Гренландия (вышла после референдума 1985) и Фарерские острова, ограниченно и не в полном объёме участвуют в ЕС финская автономия Аландские острова и заморская территория Великобритании — Гибралтар, другие зависимые территории Великобритании — Мэн, Гернси и Джерси вовсе не входят в состав ЕС.

Черногория и Косово не являются ни членами ЕС, ни участниками Шенгенского соглашения, однако евро является официальным платежным средством в этих странах.

расходов на социальную сферу, дотации сельскому хозяйству и др. лег на лидеров ЕС. В первые три года из бюджета ЕС на новые страны расходовалось 40 млрд евро ежегодно. При этом сами новые члены суммарно выплачивали в бюджет 15 млрд евро. Согласно некоторым оценкам, общая стоимость расширения ЕС с 2000 по 2006 год составила около 67 млрд евро.

Болгария и Румыния, которые не были готовы к расширению 2004 года, получили членство 1 января 2007 года. Как и с новичками-2004, недостаточность прогресса в некоторых областях (работа судебной власти, масштабная коррупция) привели к введению в отношении них некоторых ограничений. Так, размер получаемых ими средств из фондов ЕС напрямую зависит от прогресса в проблемных областях.

Тень польского водопроводчика

Экономическая пропасть между старыми и новыми членами ЕС не на шутку встревожила старожилов. Одной из главных проблем, с которой столкнулась объединенная Европа, стала массовая миграция дешевой рабочей силы с Востока на Запад. Так в Польше, крупнейшей из вступивших в 2004 году стран, до присоединения безработица достигала 20%. Не удивительно, что в поисках работы за короткий период более 300 тысяч поляков хлынули в Старую Европу. Так появилось клише "польский водопроводчик".

Чтобы обезопасить собственные рынки от наплыва трудовых эмигрантов из менее обеспеченных стран, относительно граждан новых стран-членов были приняты некоторые ограничения при приеме на работу и для путешествий. Так в Германии разрешение на работу потребовали для всех приезжих, в том числи и из стран ЕС (в нынешнем году ограничения были сняты в отношении квалифицированных работников). Чтобы получить работу в Австрии, кандидат должен иметь более чем годичный опыт работы в этой сфере в родной стране. В Нидерландах лимит на заезжую рабочую силу составляет 22 тысячи человек в год. Во Франции ограничения зависят от сферы деятельности и региона. В Финляндии временные меры предполагают трудоустройство иностранца только в том случае, если на эту самую должность не был найден финн. В Дании разрешение на работу получают только те, кто собирается работать на полную ставку при условии наличия вида на жительство…

Принятые меры способствовали тому, что уровень миграции в ЕС по сей день остается в рамках 2 процентов от общей численности населения.

В дальнейших материалах мы детально остановимся на плюсах и минусах, которые принесло вступление в ЕС странам-соседям Беларуси — Литве, Польше и Латвии.

Кто на новенького?

Членами ЕС могут стать только те страны, которые в полной мере соответствуют Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 года на заседании Европейского Совета в Копенгагене и подтвержденным в декабре 1995 года в Мадриде. В соответствии с ними в стране-кандидате должны соблюдаться демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Относительно экономики, в стране должен функционировать конкурентоспособный рынок, должны признаваться общие стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

Сегодня официальный статус кандидата на вступление в ЕС имеют Турция (с 1987 года), Хорватия (2003) и Македония (2004).

В 2005 году в ответ на приход к власти проевропейских сил ЕС подписал план действий с Украиной. В то же время, по мнению руководства ЕС, о полноправном членстве Украины в Евросоюзе пока говорить не стоит.

Туманны перспективы членства в ЕС Албании и Боснии (из-за низкого уровня экономического развития и нестабильной политической обстановки), Сербии и Черногории.

Что до Восточной Европы, представитель Центра европейской реформы Хизер Грабе как-то сказала, что "Беларусь слишком авторитарна, Молдова слишком бедна, Украина слишком велика, а Россия слишком страшна для ЕС, чтобы рассматривать их потенциальное членство в ближайшее время".

Впрочем, для постсоветских стран, которым еще далеко до вступления в ЕС, была предложена альтернатива. На мартовском саммите Евросоюза в Брюсселе лидеры 27 стран утвердили программу "Восточное партнерство". Польско-шведская инициатива, рассчитанная на шесть стран — соседей ЕС (Азербайджан, Армению, Беларусь, Грузию, Молдову, Украину), предполагает их политическое и экономическое сближение с Евросоюзом. Среди возможных привилегий "восточным партнерам": вовлечение экономик в европейский рынок (при условии, что страна входит во Всемирную торговую организацию), присоединение к единой системе коллективной безопасности и общей энергетической сети, уменьшение стоимости и постепенная отмена виз…

Сегодня в ЕС 27 стран с общей численностью населения в почти 500 млн. человек. Бюджет Евросоюза на 2008 год составил 129,1 млрд евро. Ежегодно каждая страна-член должна уплачивать взнос в общую кассу в размере 1% от собственного ВВП. Содержание еврочиновников обходится каждому гражданину ЕС в среднем в 15 евро в год.

Материал подготовлен с использованием информации с сайтов Europa.eu, Wikipedia, Evropa.org.uaEsia.gov.lv, Ruseu.org.


В ЕВРОЛИКБЕЗЕ также читайте:

- Что белорусу нужно знать о ЕС
- Что белорусу нужно знать о Совете Европы?