1. Под Молодечно задержали компанию из 25 человек. МВД: «Они собирались сжечь чучело в цветах национального флага»
  2. Минское «Динамо» проиграло в гостях питерскому СКА
  3. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  4. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  5. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  6. Пенсионерка из электрички рассказала подробности о задержании и Окрестина
  7. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  8. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
  9. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  10. Автозадачка с подвохом. Нарушает ли водитель, выезжая из ворот своего дома на дорогу?
  11. Год назад в Беларуси выявили первый случай COVID-19. Что сделано за год, а что — нет
  12. «Пышка не дороже жетона». Минчане делают бизнес на продукте, за которым в Питере стоят очереди
  13. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  14. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  15. Тихановская рассчитывает на уход Лукашенко весной
  16. Фанаты белорусских футбольных клубов массово объявляют о бойкоте матчей
  17. Минздрав рассказал, сколько пациентов инфицировано COVID-19 за последние сутки и сколько умерло
  18. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  19. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям
  20. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  21. Акции солидарности и бойкот футбольных фанатов. Что происходило в Беларуси 28 февраля
  22. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  23. Чиновники придумали, что сделать, чтобы белорусы покупали больше отечественных продуктов
  24. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  25. Защитник Бабарико и Колесниковой подал жалобу в суд на лишение его лицензии, но ему отказали
  26. «Ашчушчэнія не те». Все участники РСП вышли на свободу после 15 суток ареста
  27. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта
  28. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  29. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах
  30. Год назад в Беларусь пришел коронавирус. Рассказываем про эти 12 месяцев в цифрах и фактах


Талончик на автобус может стать для вас билетом на тот свет. А все потому, что в общественном транспорте столицы нет ни одного (!) кондиционера. Кому это выгодно, и кто экономит деньги на здоровье минчан?

"Обычное дело"

Автобус № 28 тащился медленнее черепахи — та пробка в душный июньский день вымотала всех. Красные лица пассажиров блестели капельками пота. Перегар от моего соседа по давке уверенно перекочевывал в мои легкие. На последней ступеньке прилепился седой щетиной к дверному стеклу сухонький дед с пакетом молока и батоном в руках. Малолетние хохотушки на сиденьях через перекладину от него громогласно рассказывали друг дружке о "крутых тачках" и богатейшем сексуальном опыте, полученном, видимо, там же.

— Девочки, — чуть слышно вымолвил старичок, — можно я присяду на минутку…
Но так и не сумел обратить на себя внимания. А через пять минут он исчез. Был, и не стало. Вроде и остановка еще далеко…

Я продралась сквозь сплетение тел к дверям и вновь увидела этого дедушку. Он сполз вниз так тихо, что никто этого не заметил. Молоко разлилось из порванного пакета, батон валялся рядом.
Скорая приехала за ним через 15 минут.

— Инфаркт, — бросил санитар, — обычное дело для транспорта в такую жару…

"Портрет Пикассо"

Студентка Марина ехала домой в битком набитом троллейбусе №3. По салону гулял сквозняк - все форточки были открыты из-за духоты. Сесть было негде, и ей пришлось простоять всю дорогу под форточкой.

— К вечеру у меня поднялась температура. А утром, когда я проснулась, мое лицо болело так, будто его раздирали крючьями изнутри…

Марину забрала "скорая". Сейчас она лежит в больнице с воспалением лицевого нерва. Ее лицо сильно перекосило.

— Когда я глянула в зеркало, оттуда на меня смотрел портрет работы Пикассо, — всхлипывает Марина, прикрывая ладонью половину лица.

На вопрос, пройдет ли эта явная асимметрия лица, врачи отвечать не берутся. Возможно, она останется на всю жизнь - в память о сквозняках в отечественных троллейбусах.

Спасибо "улучшенному качеству" перевозок!

При работающем кондиционере в транспорте человек в обморок от нехватки воздуха не упадет - это раз. Все окна и люки тогда закрыты, что не создает сквозняков - это два. То есть, работай в транспорте кондиционеры, пассажиры не попадали бы в больницы.

Итак, кто отвечает за безопасность на транспорте?

Звоню в Отдел по безопасности на транспорте и лицензированию Министерства транспорта и коммуникаций. Отвечают как в Одессе — вопросом на вопрос:

— А какое отношение кондиционеры имеют к безопасности?

— Ну, как же - их отсутствие в общественном транспорте в жару вызывает у людей обмороки и сердечные приступы. Это небезопасно для здоровья, ведь так?

— Мы не занимаемся кондиционерами.

— А кто в Минтрансе занимается?

— Никто.

Между тем, в соответствии с Постановлением Совмина РБ от 25 января 2005 года №76 "О внесении дополнения в Постановление Совмина РБ от 20 октября 2003 года №1388", грубым нарушением правил и норм лицензирования считается выпуск на линию (отправление в рейс) транспортного средства с неисправностями, при наличии которых запрещается эксплуатация. Вышеупомянутый документ должен был, как считали в Минтрансе, сделать перевозку пассажиров "более качественной и безопасной". Прошло 2,5 года. Троллейбусы продолжают зимой бить и даже убивать током, а летом пассажиры падают в обмороки от нехватки кислорода. Спасибо улучшенному качеству перевозок!

И все-таки, нарушают ли закон транспортники, и обязателен ли кондиционер в автобусе?

В Органе сертификации автомототранспортных средств и прицепов при БНТУ объясняют:

— Кондиционер не обязателен, это - дополнительное оборудование. Ставить его или нет - это право автопроизводителя.

Какие законы, такой и общественный транспорт…

"Кондиционеры много "едят"

Еще в январе 2006-го столичное предприятие "Минсктранс" заявило о том, что в течение года на улицах столицы появятся автобусы и троллейбусы с кондиционерами и системами принудительной вентиляции. Тогда транспортники обсуждали возможность комплектации общественного транспорта кондиционерами с заводами-изготовителями техники - МАЗом и "Белкоммунмаш". Прошло 1,5 года. Где эти обещанные кондиционеры?

Валентин Лопан, начальник пресс-центра МАЗ:

— Если нам закажут кондиционеры, мы поставим. Но дело, я думаю, не в отсутствии заказа со стороны "Минсктранса". По моему личному мнению, установка кондиционера в городском транспорте вообще не имеет смысла.

— Почему? Люди ведь задыхаются…

— Автобусы, как и троллейбусы, часто останавливаются. Кондиционер не успевает охладить салон, весь холод выходит наружу на остановках через три открытые двери. Кроме насморков и заболеваний, кондиционеры ничего не принесут.

— А при открытых в салоне сразу всех форточках и люках человек заболеть не рискует?

— Это вопрос спорный.

— Почему изначально кондиционеры не были включены в комплектацию ваших автобусов?

— Они "едят" много топлива.

— Может, дело в затратах? Сколько стоит один кондиционер для автобуса?

— От 3 до 5-6 тысяч долларов…

"Кому надо, тому и делаем!"

Иван Сафонов, генеральный директор "Белкоммунмаша":

— Будет заказ - будут и кондиционеры.

— То есть, "Минсктранс" так и не сделал свой заказ?

— Нет. Зачем им покупать кондиционеры по 3 тысячи долларов, если они будут работать от силы 2 недели в год?

— Ну, не 2 недели, а, учитывая глобальное потепление и жаркий май, целых 4 месяца…

— Все равно. Цель должна оправдывать средства. Даже вот турки к нам недавно приходили — и то думали, раскошелиться им на кондиционер или нет…

— Выходит, отечественные заводы снабжают кондиционерами не наш общественный транспорт, а иностранцев-частников и их туристические автобусы? - полюбопытствовала я.

— Кому надо, тому и делаем! - отрезал гендиректор и повесил трубку.

"Они ни к чему…"

Почему же столичные транспортники так и не сделали заказ заводам-автопроизводителям?

Владимир Романов, главный инженер КУП "Минсктранс":

— Нет конкретного предложения по стоимости от самих заводов.

— Поясните.

— Например, когда МАЗ прошлой осенью выставлял свои предложения на тендере, опции "кондиционеры" там не было, — мудрено посетовал Романов.

— А сами заказать не можете? Или - денег нет?

— Знаете, на городских маршрутах кондиционеры и ни к чему. Это - нецелесообразно. Тем более, пока не было никакой опытной эксплуатации городского автобуса с кондиционером…

— Почему? Это так сложно?

— Я же сказал: не было конкретного предложения по стоимости…

…И ждут, поди, сейчас столичные транспортники манны небесной - то бишь, кондиционеров по смешным ценам. А пока, по словам Владимира Романова, "Минсктранс" в этом году получил от МАЗа аж 173 новых автобуса. Все - без кондиционеров…

"Элементарное неуважение"

Так ли "не нужны" для общественного транспорта кондиционеры, как это рисует руководство транспортников и автопроизводителей? Что по этому поводу думают обычные водители и частники?

Александр Б., экс-водитель автопарка № 7, сегодня — водитель туристического автобуса международного класса, г. Минск:

— Если бы в городском "корче", на котором я когда-то ездил, стоял кондиционер, я бы его включал - из уважения к людям. Если на улице - +32 жары, то в салоне автобуса - на 10 градусов больше! Поэтому даже при частом открытии дверей в автобусе работающий кондиционер поддержит нормальную температуру. А в пробках? В минских дорожных пробках кондиционер при закрытых дверях в автобусе очень пригодился бы. Я думаю, отсутствие кондиционеров в нашем общественном транспорте обусловлено не законами физики, а элементарным неуважением к пассажирам - "и так доедут, чай, не сахарные!".
Олег Десюкевич, ИП, владелец "DAF" —голландского туристического автобуса международного класса, г. Минск:

— Человек не должен ехать и жариться. Но комфорта в общественном транспорте у нас никогда не будет. Потому что транспортные предприятия принадлежат государству, а не частникам: “колеса у автобуса есть, тормоза есть - ну и отлично, чего вы жалуетесь?” Просто ставить кондиционеры им накладно. Для Минтранса это создает проблему - лишние расходы. Кстати, расход топлива кондиционером (он составляет от 7 до 10 процентов) устанавливало само Министерство транспорта.

…У меня дед с 1953 года всю жизнь проработал во 2-м автобусном парке Минска. Тогда в автобусы ставили обдувы. Так пассажиры в жару его просили: водитель, включи обдув! А он: если я его включу, будете в пыли сидеть всю дорогу… Так вот, еще с тех времен на нашем общественном транспорте не было порядка. Даже если предположить, что кондиционеры все-таки поставят, никто не будет заниматься их обслуживанием…

Справка "Труда"

За 5 месяцев текущего года общественным городским транспортом столицы было перевезено 317,8 млн. пассажиров. Автобусами - 109,3 млн., троллейбусами - 79,5 млн., трамваями - 15,6 млн., метро - 113,4 млн. человек.

А как у них

Гортранс

по-испански

99,6% городских автобусов Мадрида оборудовано кондиционерами, 58% из них — низкопольные (для удобства пассажиров, особенно инвалидов и мамаш с детскими колясками), несколько десятков автобусов работает на экологически чистом газе, а один — экспериментальный — и вовсе на водороде.

…по-киевски

Администрация украинской столицы решила оснастить кондиционерами весь общественный городской транспорт Киева. Кроме того, впредь весь закупаемый подвижной состав изначально будет оборудован средствами кондиционирования. Власти города не считают этот проект дорогим: он обойдется в сумму порядка 50 млн. гривен. За эти деньги планируется дооборудовать около 80% городского пассажирского транспорта.

Елена ГОРМАШ

-10%
-10%
-15%
-25%
-20%
-25%
-10%
-12%
-10%
-15%
-15%
0072356