В последние несколько лет в Гродно вовсю идет процесс реконструкции и благоустройства старой, центральной части города и прилегающих к ней улиц. Расширяется проезжая часть, производится замена асфальтового покрытия тротуаров и пешеходных дорожек современной тротуарной плиткой, обновляются фасады. Приятно радует то, что жизнь не стоит на месте, а построенное столетия назад не приходит в упадок. Но это на первый взгляд…

Тот, кто хорошо знает историю города, события и творения былых времен, создававших неповторимое лицо Гродно, с грустью наблюдает, как город теряет свой неповторимый шарм, изюминку, отличающую его от других городов нашей страны, да и всей Восточной Европы. Уместным будет напомнить, что на стыке XV — XVI веков Гродно был второй столицей Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Именно в те достопамятные времена здесь размещались резиденции великого князя литовского Витовта, а потом — короля Речи Посполитой Стефана Батория. Но превращенные в результате реконструкции в автомагистрали центральные улицы города, в частности Социалистическая, Стефана Батория, Мостовая, Виленская, имени Горького, да и многие другие, как будто вытесняют из пространства старинные здания, каждое из которых является редким памятником архитектуры. Асфальт требует жертв: в начале октября был безжалостно снесен памятник конструктивизма начала XX века — двухэтажное кирпичное здание, привлекавшее внимание своей уникальной архитектурой.

Принесены на алтарь реконструкции Виленской улицы вековые (здоровые!) деревья — остатки старинного парка бывшей усадьбы Антония Тизенгауза, именитого гродненского старосты, сделавшего для развития города немало в период конца XVIII века. Та же история повторилась и при "облагораживании" парка имени Жилибера, когда были непродуманно уничтожены великовозрастные реликтовые деревья. Так исчезла семиствольная вековая липа на стадионе. Да что там! Даже на обочинах не осталось деревьев. Модный минимализм: асфальт, плитка, бордюр, пыль и выхлопные газы. В августе, правда, коллегия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды наказала недавно назначенного председателя облкомитета Виктора Вильчика за необоснованную вырубку деревьев при реконструкции Советской площади. Только вот незадача: он к этому никакого отношения не имел — экологическая экспертиза и все согласования проводились при предыдущем руководителе ведомства. Получается, снова "недоучли"…

Обязательно ли было превращать улицы и улочки старой части города в голые автомагистрали? Не лучше бы было подумать об объездной кольцевой дороге? Увеличение количества транспортных средств, их бесконечные потоки на магистральных дорогах неизбежны. Видимо, это явление времени, прогресса, так сказать. Это теперь вроде неизбежно. Но не на центральных же улицах старинного города! Стоит ли стараться превратить Гродно в этакий "сити", подобие заокеанского мегаполиса? Не лучше ли позаимствовать у наших соседей опыт и умение беречь, хранить традиции, свое национальное и архитектурное достояние, историю, культуру? Возьмем литовцев: Вильнюс, Каунас, курортный небольшой городок Друскининкай, наконец. В центральной части этих и других городов — пешеходные улицы, куда въезд транспортных средств строго ограничен или совсем запрещен. Не хотелось бы думать, что об этом не знают наши архитекторы, чиновники. Но почему они не прислушиваются к мнению специалистов, обычных горожан?

А ведь нам небезразлична судьба города, в котором мы живем, в развитии которого мы прямо или косвенно участвовали. Он нам дорог. В нем жить нам, нашим детям и внукам. Я сам в Гродно живу с 1962 года, со времени поступления на учебу в вуз. Уезжал на полтора десятка лет в Дятловский район, где работал председателем райисполкома, там занимался вопросами строительства, создания инфраструктуры Дятлово. В то время в райцентре были построены два завода, районная больница, поликлиника, универмаг, аптека, средняя школа, детский сад, интенсивно строилось жилье, был запроектирован и строился санаторий "Радон". Все на неосвоенных землях. При этом старинные здания на центральной площади в стиле позднего барокко, а заодно и ее особый колорит были сохранены и после реконструкции.

В свое время был в Болгарии, Югославии, Польше, Германии, Литве и других странах Европы, где понял: старые тихие улицы и улочки, памятники архитектуры привлекают, притягивают туриста значительно сильнее, чем автомагистрали со скрежещущими, чадящими машинами. От этого бешеного ритма, грохота и смрада хочется спрятаться. Хотя бы в тишину старых улиц и парков, доверчиво и наивно оставленных нам предыдущими поколениями.

Петр ПУТРО, с 1988 по 1999 год — председатель Гродненского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды.
-30%
-10%
-20%
-10%
-20%
-50%
-20%
-18%
-30%
-60%