КУП "Минский метрополитен" — единственное в своем роде предприятие не только в белорусской столице, но и всей республике. Наша подземка признана одной из лучших в странах СНГ — по культуре обслуживания пассажиров, по безопасности движения, по себестоимости перевозок. Если взять такой показатель, как количество пассажиров, перевозимых на один километр линий, то по нему Минский метрополитен находится на втором месте после Московского. А по объемам перевозок занимает четвертое место среди всех метрополитенов бывшего Советского Союза (после Москвы, Санкт-Петербурга и Киева).

В то же время наша подземка — одна из самых молодых: первые поезда начали перевозить пассажиров в июне 1984 года. За 21,5 года, по подсчетам начальника службы движения КУП "Минский метрополитен" Григория Якимкова, услугами этого вида транспорта воспользовались около 3 млрд 620 млн пассажиров. Ежедневно в метрополитен спускаются от 750 до 900 тысяч минчан и гостей столицы — треть пассажиров, перевозимых общественным транспортом. В иные дни, особенно в непогоду или перед большими праздниками, эта цифра вырастает до 950 тысяч.

В Минском метрополитене трудятся 3300 человек. Работа у них не из легких. Помимо того, что перевозить людей подземным транспортом — само по себе большая ответственность, она дополняется серьезными требованиями к квалификации специалистов всех уровней. А еще, как рассказал заместитель начальника Минского метрополитена Анатолий Сорокин, — особыми условиями труда: треть работников обслуживают подземку в ночную смену, по скользящему графику. Это тоннельные рабочие, связисты, сантехники, электрики, которые ночью обеспечивают необходимые условия для работы метрополитена днем. Его двери открываются для пассажиров в 5.30 утра, а закрываются в 1 час ночи. При этом более трети работников минского метро составляют женщины: кассиры, контролеры, уборщицы.

Минский метрополитен — предприятие развивающееся. Раз в несколько лет оно прирастает новыми структурами и, соответственно, кадрами: почти каждые два года появляются новые подразделения КУП "Минский метрополитен". Одни за другими открылись станция метро "Могилевская", электродепо "Могилевское", в ноябре нынешнего года — сразу три станции 2-й линии метро: "Спортивная", "Кунцевщина", "Каменная горка". В недалеком будущем построят две новые станции 1-й линии: "Борисовский тракт" и "Уручье".

Появление новых подразделений требует и подготовки новых кадров. До сих пор машинистов поездов метро готовили на базе электродепо "Московское". К примеру, для работы на 2-й линии после открытия трех новых станций были дополнительно обучены 30 человек. Девять месяцев длилась подготовка: шесть месяцев — теория, один месяц — слесарная практика, два — поездная практика. Теперь, по словам начальника электродепо "Московское" Андрея Михайловского, подготовку машинистов будут производить и на базе электродепо "Могилевское".

Диспетчерские службы — один из важнейших пунктов управления работой подземного транспорта. Разными функциями подземного транспортного города руководят несколько диспетчеров: поездной, управляющий движением поездов на линиях; энергодиспетчер, контролирующий систему энергообеспечения всего метрополитена; диспетчер электромеханической службы, от которого зависит микроклимат на станциях, температурный режим, состояние воздушной среды в подземке.

Для того чтобы работа подземки была как можно более четкой, удовлетворяла реальные запросы населения, Минский метрополитен постоянно исследует пассажиропотоки. Прежде всего — по количеству проданных жетонов и проездных. Раз в несколько лет проводится талонное обследование, чтобы более точно определить, сколько человек входит и выходит на определенных станциях. Последнее такое обследование проходило в декабре 2002 года, возможно, подобное детальное изучение пассажиропотока будет проведено и в наступающем году.

К сожалению, важные данные, полученные в результате таких исследований, позволяют совершенствовать работу метрополитена лишь в рамках его внутренних резервов: где, к примеру, нужно больше кассиров, где вечером можно отключать эскалатор и т. д. Они могут стать также основой предложений городским властям, допустим, о закупке дополнительного подвижного состава. Но выделение средств на эти цели — не в компетенции метрополитена.

Но все, что зависит от этого предприятия, — быструю доставку пассажиров, безопасность, чистоту — Минский метрополитен обеспечивает вполне. Несмотря на то, что делать это порой совсем непросто. Но главное, что без метро нашу столицу давно уже невозможно представить. Это одно из немногих предприятий, в отношении которых можно со стопроцентной уверенностью сказать: у него большие перспективы. Минский метрополитен будет развиваться и дальше, ведь в планах руководства страны и города — три линии протяженностью 59 км с 45 станциями и тремя электродепо. И ничего удивительного, если кто-то из минчан загадает под Новый год, чтобы эти планы сбылись поскорее.

Сегодня Минский метрополитен эксплуатируется на двух линиях протяженностью 27,6 километра. Они соединяют все девять районов города.

Пассажиров принимают 23 станции.

В часы пик по первой линии Минского метрополитена возят пассажиров 17 пятивагонных составов, по второй — 24 четырехвагонных состава. Интервалы движения поездов в самое напряженное время составляют 2 минуты на первой линии и 2,5 минуты на второй.

Техническая скорость электропоездов составляет 50,4 км/час.

На 9 станциях Минского метрополитена эксплуатируется 30 эскалаторов.

Елена Василенко. Фото Валерия Харченко
{banner_819}{banner_825}
-25%
-50%
-15%
-30%
-20%
-50%
-10%
0062969