Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


По итогам советско-польской войны и Рижского мирного договора 1921 года Беларусь была разделена на две части. Западные земли отошли Польше, а на территории восточной Беларуси установилась советская власть. Почти два десятилетия белорусы по обе стороны от границы жили в двух странах с разными экономическими и политическими системами. Различались эти государства и подходом к административно-территориальному делению.

До войны в советской Беларуси постоянно экспериментировали с административными единицами: до 1924 года пользовались еще дореволюционными губерниями и уездами, затем губернии упразднили и ввели округа, в 1930 году упразднили и округа, оставив только районы, чуть позднее несколько округов в приграничных регионах восстановили. Только в 1938 году на территории БССР были введены привычные для современных белорусов области. В Польской Республике с самого начала пошли другим путем — и взяли за основу административного деления страны традиционные исторические единицы: воеводства и поветы. Таким образом, в начале 1920-х на картах Второй Речи Посполитой появилось Новогрудское воеводство, выступившее преемником воеводства, известного еще со времен Великого Княжества Литовского.

Впрочем, осуществление территориального деления страны с опорой на исторические административные единицы не всегда может быть экономически целесообразно. Некогда богатый город и центр средневекового воеводства может к новейшему времени превратиться в провинциальный городок, удаленный от основных торгово-экономических путей. Так стало и с Новогрудком. В бывшей столице ВКЛ согласно переписи 1921 года проживало всего 6367 человек. Новогрудок по статусу больше походил на местечко, чем на город, но тем не менее стал центром воеводства с населением около миллиона человек. О том, как изменился Новогрудок за без малого два десятилетия в статусе воеводского центра Польской Республики и какие из этих изменений сохранились до наших дней, читайте в материале TUT.BY.


Для обеспечения вновь обретенного воеводского статуса властям необходимо было построить в древнем Новогрудке множество новых зданий, в первую очередь административных. В городе катастрофически не хватало построек, которые бы годились для размещения всех служб и ведомств, необходимых для управления обширным регионом. Первоначально даже администрации воеводства приходилось тесниться в жилых корпусах бывшего монастыря доминиканок. Но уже в середине 1920-х началось строительство нового здания воеводской администрации. Здание было возведено в стиле национального модернизма, характерного для межвоенной Польши 1920-х годов. Во внешнем облике постройки отчетливо выражены барочные мотивы, а также отсылки к исторической дворцовой архитектуре. Здание бывшей воеводской администрации прекрасно сохранилось до наших дней, сейчас в нем размещается новогрудский райисполком.
 

Новогрудок весь период своего существования в статусе воеводского центра оставался самым маленьким городом такого уровня в Польской Республике. Представьте себе областной центр с количеством жителей меньше десяти тысяч, с почти полным отсутствием промышленных предприятий и слабой транспортной инфраструктурой. Таким центром, по сути, и был Новогрудок в 1920-е, 1930-е годы. Польские власти понимали это несоответствие формы и содержания, и поэтому сделали Новогрудок центром сосредоточения администрации воеводства: в городе размещалась исполнительная власть, суды, налоговая инспекция и другие госслужбы. Экономическим же центром Новогрудского воеводства де факто стал самый большой город региона — Барановичи. Крупный железнодорожный узел, место размещения многочисленных производств и военных частей, Барановичи даже в статусе поветового центра за два межвоенных десятилетия развивались быстрее, чем воеводский Новогрудок. Неслучайно после присоединения Западной Беларуси к БССР в 1939 году новыми властями была учреждена не Новогрудская область, а Барановичская, которая просуществовала до 1954 года. Сегодня и Новогрудок и Барановичи находятся в статусе районных центров Гродненской и Брестской областей соответственно.
 

Кроме собственно воеводской администрации в 1920-е годы в Новогрудке было возведено еще несколько крупных зданий государственных служб воеводского значения. Так, на тихой улочке среди одноэтажных деревянных хат выросла громадина налоговой палаты. Здание сохранилось, сегодня в нем размещается новогрудская гимназия № 2.
 

Еще одним зданием воеводского значения стал окружной суд. Сооружение в стиле функционализма, с характерным ленточным остеклением на фасаде, было построено уже в 1930-е годы. Разместился воеводский суд вдалеке от центра Новогрудка на улице Корелицкой (ныне Минской). С этим местом связана печальная история. В годы немецкой оккупации на территории бывшего воеводского суда размещалось одно из новогрудских гетто со статусом трудового лагеря. В здании суда находились мастерские, где узники ремонтировали униформу для вермахта. В помещениях бывших конюшен были устроены бараки. Новогрудское гетто знаменито дерзким побегом: в 1943 году за четыре месяца заключенные вырыли под бараком 220-метровый тоннель, через который сбежало из лагеря 250 человек, многие из них пополнили ряды еврейского партизанского отряда Бельского. Сегодня в помещениях бывших конюшен располагается музей еврейского сопротивления, межвоенное здание бывшего суда сейчас принадлежит Новогрудскому сельскохозяйственному профессиональному лицею.
 

В Новогрудке не только не хватало административных зданий, в городе в начале 1920-х так же остро стояла проблема жилья. Чиновниками воеводской администрации в основном были приезжие поляки, которые не имели своей недвижимости в Новогрудке. Правительство Польши также проводило политику ассимиляции новых земель, предоставляя жителям центральных регионов страны, в основном отставным военным, льготы по приобретению земель в восточных воеводствах. В Новогрудское воеводство из метрополии устремились тысячи осадников с семьями. Для обеспечения жилплощадью приезжих польскими властями было развернуто несколько строительных программ. По одной из таких программ в городах Западной Беларуси возводились целые правительственные колонии — закрытые кварталы, выполненные в едином архитектурном стиле и предназначенные для польских переселенцев. Такой квартал-колония был построен в Новогрудке в первой половине 1920-х годов. Дома в этом квартале выглядят очень своеобразно. Архитекторы старались придать постройкам вид традиционной народной архитектуры южных регионов Польши. Такой архитектурный стиль еще называют «закопанским». К сожалению, на сегодняшний день сохранились далеко не все жилые дома бывшей правительственной колонии, часть из них не пережила войну, часть была уничтожена в ходе послевоенного переустройства города.
 

Жилой дом, построенный по типовому проекту архитектора Вильгельма Хеннеберга, предназначался для проживания одной семьи польских переселенцев. После присоединения Западной Беларуси к БССР в 1939 году участь жителей этого квартала была незавидной. Советские власти приравняли осадников к «кулакам» и «врагам народа», их имущество изымалось, а сами осадники депортировались в Сибирь и Казахстан. За короткий период времени с 1939 по 1941 годы были репрессированы десятки тысяч польских граждан, проживавших на территории западных областей БССР.
 

Кроме малоэтажной деревянной застройки возводились в Новогрудке и кирпичные многоквартирные дома. Жилой дом в глубине квартала между улицами Мицкевича и Советской представляет собой особый интерес с архитектурной точки зрения. Подобных зданий в стиле национального польского модернизма много в Варшаве, Кракове или Познани, но на территории Беларуси таких ярких представителей польской архитектуры 1920-х годов очень мало. Сегодня в бывшем доме для воеводских чиновников размещается один из корпусов Новогрудского государственного торгово-экономического колледжа.
 

Впрочем, у самого главного новогрудского чиновника — воеводы — была особая привилегия. Жилой дом, предназначенный для главы администрации, располагался в двух шагах от здания Новогрудского воеводства. Богато оформленный дом построен по типовому проекту польского архитектора Ежи Бэйла, аналогичные здания сохранились в Воложине, Барановичах и Несвиже. Сейчас в бывшем доме воеводы размещается новогрудское отделение Белорусского союза ветеранов войны в Афганистане.
 

Как упоминалось выше, в Новогрудке были слабо развиты транспортные коммуникации. Воеводский центр был связан с другими городами воеводства сетью грунтовых дорог и единственной веткой узкоколейной железной дороги, построенной еще немцами во время Первой мировой войны. Линия шла от станции Новоельня к местечку Любча с заходом в Новогрудок. Узкоколейка активно эксплуатировалась в 1920-е годы, тогда же было построено здание железнодорожного вокзала. Постройка сохранилась, но за годы поменяла свое назначение, сейчас в бывшем железнодорожном вокзале размещается администрация автовокзала.
 

Станция узкоколейной железной дороги располагалась на окраине Новогрудка в районе уже упоминавшегося правительственного квартала. Безусловно, узкая колея не могла обеспечить все потребности воеводского города в транспортном сообщении с регионом, и уже в начале 1930-х годов власти стали задумываться о постройке обычной «широкой» железнодорожной линии через Новогрудок. В 1931 году был разработан проект постройки линии на участке Беловежа (поселок в современной Польше на границе с Беларусью) — Новогрудок — Ошмяны. Но из-за продолжающегося мирового экономического кризиса этим планам не суждено было сбыться. «Широкая» колея в Новогрудке так никогда и не появилась. Мало того, в послевоенные годы была демонтирована и узкоколейная линия Новоельня — Любча. Сегодня о железнодорожном транспорте в городе помнят разве что старожилы — следов старой линии не сохранилось, а на месте перронов сегодня находятся посадочные платформы новогрудского автовокзала.
 

Впрочем, у автобусного сообщения в Новогрудке тоже богатая история. Так как узкоколейка с задачей перевозки пассажиров справлялась слабо, то к концу 1920-х в Новогрудке и Новогрудском воеводстве стало активно развиваться автомобильное сообщение. Автобусные маршруты связывали между собой крупные города воеводства, а также выходили за его границы. Уже к 1929 году на территории воеводства насчитывалось более 30 постоянных автобусных линий. Но кризис ударил и по этой отрасли. В начале 1930-х количество маршрутов было урезано, автобусное сообщение вышло на докризисное количество линий только к концу 1930-х годов. Как видно на старом фотоснимке, автовокзал в Новогрудке в межвоенные годы размещался на центральной рыночной площади (теперь площадь Ленина). Автобусы останавливались у торговых рядов. На сегодняшний день от старых торговых рядов не осталось и следа — на их месте размещается огромная клумба, а автовокзал переместился на окраину к бывшей железнодорожной станции.
 

Относительно сложная транспортная доступность города, тем не менее, не помешала Новогрудку стать одним из основных туристических центров в восточных воеводствах Польской Республики. Способствовали развитию туризма древняя история города, большое количество исторических архитектурных объектов, а также наличие знаменитых уроженцев. Новогрудчине посчастливилось стать родиной самого почитаемого в Польше поэта Адама Мицкевича, поклонники таланта которого составляли львиную долю от общего потока туристов в Новогрудок. Новогрудок и сегодня привлекает множество туристов. Одним из основных исторических объектов города был и остается Новогрудский замок.
 

Первые укрепления в Новогрудке появились еще в XI веке, каменный же замок был возведен в период XIV—XV веков. К XVIII веку Новогрудский замок утратил стратегическое значение и стал постепенно разрушаться, чему также способствовали многочисленные войны, прокатившиеся по территории Беларуси в последующие столетия. К концу XIX века на замковой горе была устроена городская свалка. В 1921 году польские власти взяли руины замка под охрану. В последующее десятилетие на территории замка были проведены консервационные и восстановительные работы. Сохранившиеся башни Новогрудской твердыни часто изображались на буклетах туристических фирм межвоенной Польши. Новогрудский замок и сегодня не теряет популярности. На его территории периодически устраиваются рыцарские фестивали, которые собирают тысячи зрителей из Беларуси и зарубежья. Также в настоящий момент продолжаются работы по консервации и восстановлению композиционной структуры замка.
 

Еще одним историческим архитектурным объектом, который вызывал особый интерес у польских туристов в межвоенное время, был Фарный костел Преображения Господнего, построенный Витовтом в конце XIV века. В 1422 году в костеле состоялось венчание польского короля Ягайлы и Софьи Гольшанской. Этот союз положил начало династии Ягеллонов, правившей в Польше, Чехии и Венгрии. Также в новогрудской Фаре был крещен Адам Мицкевич. На сегодняшний день древний храм является действующим и, как и раньше, привлекает множество туристов.
 

Что касается Адама Мицкевича, то в межвоенное время в Новогрудке сложился, так сказать, культ личности поэта. Ежегодно с 1930 года в июне в городе проходили дни Мицкевича, на которые съезжались почитатели его таланта со всех уголков Польской Республики. За 1924−1931 годы местные жители на территории Малого замка насыпали курган в честь поэта. В строительстве кургана мог также принять участие любой житель Второй Речи Посполитой: многие туристы привозили с собой в Новогрудок землю со своей родины, а те, кто не мог приехать, присылали ее почтой. 28 июня 1931 года состоялось торжественное открытие Кургана Бессмертия Мицкевича — такое название получил этот рукотворный холм. Курган сохранился до наших дней и является одним из популярнейших туристических объектов Новогрудка. С его высоты открывается вид на уникальные пейзажи Новогрудской возвышенности, на которой расположен город. В 1992 году недалеко от кургана был установлен памятник Адаму Мицкевичу.
 

Кроме того, в 1930-е годы стараниями добровольного научного общества «Мицкевичский комитет» усадьба, где родился поэт, была превращена в музей. Старинный дом пережил пожар в 1881 году, был восстановлен и в начале ХХ века еще использовался как обычное жилье. Во время Первой мировой войны в усадьбе Мицкевичей разместился штаб немецкой армии. Члены «Мицкевичского комитета» долго не могли договориться с хозяевами о выкупе дома, но в 1937 году им это, наконец, удалось. Музей в доме Мицкевича начал работу 11 сентября 1938 года. Музей проработал недолго, летом 1941 года во время немецкого авианалета в дом Мицкевича попала бомба. Большая часть экспозиции и само здание были уничтожены. Отстроен заново музей уже в БССР. 26 ноября 1955 года, в год 100-летия со дня смерти поэта, обновленный дом-музей был снова открыт. В начале 1990-х в музее была проведена реконструкция — сам дом-музей и окружающая его территория приобрели вид шляхетской усадьбы XIX века. Дом-музей Мицкевича находится в самом центре Новогрудка и также является очень популярным туристическим объектом.
 

Но не только на развитие туризма шли государственные деньги. Во Второй Речи Посполитой пристальное внимание уделяли развитию образования. За межвоенные десятилетия количество учеников школ в Новогрудском воеводстве утроилось. Правда, абсолютное большинство учебных заведений того времени вело обучение на польском языке, несмотря на большое количество белорусскоговорящего населения в регионе. Одна из польских гимназий Новогрудка находилась недалеко от замковой горы. Судя по архитектурному стилю, здание гимназии было построено во второй половине 1930-х годов, когда среди польских архитекторов был популярен стиль функционализм, имеющий сходство с советским конструктивизмом. Недалеко от места, изображенного на фотографии, находилась Новогрудская белорусская гимназия — одно из немногочисленных учебных заведений Польской Республики, где занятия проводились в основном на белорусском языке. Сегодня в здании бывшей польской гимназии располагается новогрудская средняя школа № 2.
 

За годы, которые Новогрудок провел в статусе воеводского, город так и не стал крупным экономическим и промышленным центром. Многие изменения того периода носили скорее косметический характер и не смогли переломить ход истории и вернуть бывшей столице ВКЛ утраченное величие. Но тем не менее эта страница истории Новогрудка на сегодняшний день представляет большой интерес для исследователей и туристов. Реализованные в городе за 1920-е - 1930-е годы архитектурные проекты являются редким для Беларуси примером межвоенного зодчества и носят порой уникальный характер. Попытка придания провинциальному местечку вида развитого административного центра не прошла бесследно. Сегодня все больше и больше туристов приезжает в Новогрудок не только для того, чтобы увидеть древние храмы и руины величественного замка, но и чтобы изучить пласт межвоенной архитектуры города. Возможно, для развития большей туристической привлекательности города местным властям следует уделить больше внимания сохранению этих уникальных построек.
 

Фото: Владимир Садовский, gulevich.net, wikimedia.org, polona.pl, audiovis.nac.gov.pl, radzima.org

,