Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


В этом году «Белавиа» купит в свой флот три новых Boeing 737 Next Generation. Это позволит возить на большие расстояния больше пассажиров с большим комфортом. В центре поставок «Боинг» производитель передал белорусской авиакомпании первый новый самолет в новой ливрее. Репортаж TUT.BY из Сиэтла, США.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Уже после официальной церемонии с перерезанием ленточки, когда на борту нового самолета «Белавиа» остались только сотрудники, по громкой связи прозвучал голос командира экипажа: «Раз-два-три, проверка микрофона. Поздравляю всю команду с покупкой нашей новой птички».

Как тестируют самолет перед покупкой

В Минске — почти ночь, в Сиэтле — полдень, 11 августа. Сквозь огромные окна центра поставок «Боинг» хорошо виден белорусский василек. Он нарисован на хвосте нового самолета, который американская корпорация сегодня передает заказчику.

— Формальности завершены. Деньги сегодня поступили «Боингу» от Банка развития, потом подписали окончательные документы по приемке самолетов, — рассказывает первый заместитель гендиректора «Белавиа» Глеб Пархамович. — Наши пилоты практически завершили подготовку к вылету, позже им только нужно будет обновить данные по погоде по маршруту полета.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Первый маршрут нового «Боинга 737−800» такой: он вылетит из Сиэтла, потом посадка для дозаправки и отдыха пилотов — в Исландии (Рейкьявик), в понедельник, 15 августа, он прилетит в Беларусь. Рассчитали так, чтобы борт прибыл ровно к презентации, которая пройдет в минском аэропорту.

Покупка самолета, да еще в новой раскраске, — дело, требующее времени. Говорить, что «Белавиа» закупит «Боинги» прямо с завода, начали около двух лет назад. Переговоры, встречи, уточнение деталей, производство самолета и параллельно — работы по ребрендингу. Чуть больше недели назад в Сиэтл приехали технические специалисты авиакомпании, чтобы принять самолет у производителя. Ведущий инженер авиационно-технической базы «Белавиа» Андрей Фомченко рассказывает, на что обращали внимание сотрудники авиакомпании.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
После официальной церемонии члены экипажа, который полетит в Беларусь, наконец могли насладиться новым самолетом неформально.

— Нужно было осмотреть самолет, провести детальную инспекцию всех основных узлов, агрегатов, полостей — проверяли качество сборки воздушного судна. Нужно определить, готов ли самолет к эксплуатации.

Кроме того, самолет выполнял тестовый полет с участием пилотов «Белавиа» и «Боинга». Летало судно уже в новой окраске — как раз тогда на него и устроили фотоохоту споттеры.

— Оценивается многое, в том числе документация. По итогам приемки с нашей стороны были некоторые замечания. Но речь о легких недочетах, которые устраняются очень быстро. В целом мы довольны, отличный самолет, — отметил Андрей Фомченко.

Доволен новым самолетом и командир экипажа, который повезет самолет в Минск. Владимир Кошевец — заместитель командира авиационного отряда «Белавиа», в авиакомпании с 1997 года.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

— У «Белавиа» уже два таких самолета, «Боинг 737−800», есть, но в новом самолете есть некоторые новшества, которые улучшают нашу работу. Например, освещение — внешние фары, которые необходимы для ночных посадок. Светят почти как днем! На предыдущих моделях 737−800 таких фар не было, — объясняет Владимир Кошевец. — Здесь же есть и бортовой компьютер новой версии, который позволяет быстрее просчитывать полет, да и лучше выполняет многие другие функции.

Новый «Боинг» рассчитан на 189 кресел. Работать на борту с пассажирами будут минимум четыре бортпроводника. Замначальника службы бортпроводников Наталья Нестеренко тоже тестировала самолет.

— Проверяли аварийно-спасательное оборудование — его наличие, исправность, расположение на своих местах. Тестировали кухонное оборудование: кофемейкеры, бойлеры. Кипятили воду, включали печки — кухню проверяли и на земле, и в воздухе, — рассказывает Наталья Нестеренко. — Все очень удобно, отлажено. Есть приятные мелочи, которые упрощают жизнь бортпроводникам: например, защелки на полках позволяют легко закрывать их, не применяя силу.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Первыми западными самолетами «Белавиа» были «Боинги»

Секреты интерьера нового «Боинга 737−800» авиакомпания просит не раскрывать до понедельника. Но можно сказать, что в новой версии этой модели производитель предусмотрел, например, гораздо более вместительные багажные полки.

— Вы знаете, что мы вышли из «Аэрофлота» и раньше эксплуатировали самолеты только советского производства, — говорил Глеб Пархамович на официальной церемонии поставки. — Первыми западными самолетами во флоте авиакомпании были как раз самолеты «Боинг». В 2003—2004 годах у авиакомпании было всего 9 самолетов, а сегодня мы получаем 17-й самолет «Боинга».

«Белавиа» на обеде в честь поставки сделала отсылку к столетнему юбилею завода «Боинг», подарив копию картины белоруса Марка Шагала «Полет над городом», написанную ровно 100 лет назад. Вице-президент «Боинга» Марти Бентротт отметил, что отношения с белорусской авиакомпанией будут продолжаться:

— Речь идет и о техобслуживании самолетов, и об обучении персонала, и тренировках пилотов, о поставках. «Белавиа» для нас — важный партнер. Что касается ливреи, то она абсолютно точно современная, уникальная. Она передает не только ценности авиакомпании, но и страны.

Марти Бентротт называет сделку замечательной, но о конкретной сумме молчит. Между тем каталожная цена такого же самолета — около ста миллионов долларов. Можно предположить, что «Белавиа» он обошелся несколько дешевле.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Первый заместитель гендиректора «Белавиа» и вице-президент «Боинга» символически обменялись самолетами «Белавиа»: Марти Бентротт протянул Глебу Пархамовичу макет самолета в новой ливрее, а сам принял — в старой.

— Мы были заинтересованы получить этот самолет раньше, — рассказывает Глеб Пархамович. — Во-первых, потому что раньше начнем его эксплуатировать, а во-вторых, потому что более ранняя поставка означала, что самолеты обойдутся для нас дешевле.

За поставленные самолеты авиакомпании придется выплачивать кредит Банку развития.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
На нижней части самолета «Белавиа» — василек.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Кроме василька, во время полета с земли будет хорошо видна надпись «Белавиа». Ей украшена нижняя часть фюзеляжа самолета.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

— Несмотря на это, самолеты сразу поступят в эксплуатацию и сразу же начнут приносить прибыль. Те доходы, которые мы рассчитываем получить во время эксплуатации, должны покрыть затраты на выплату кредита. Новый самолет более экономный, он требует меньших затрат на техобслуживание, это даст и дополнительный комфорт для пассажиров, будет способствовать снижению стоимости билетов.

Второй «Боинг 737−800» с завода в Сиэтле «Белавиа» получит в сентябре, третий — в декабре. В первую очередь ставить их планируют на чартерные рейсы.

— Раньше у нас во флоте было два таких (вместительных. — TUT.BY) самолета. Когда нужно было техническое обслуживание, мы не могли обеспечить все запросы чартерных компаний. Если один уходил на техобслуживание, то его нам заменять было нечем. К концу года у нас будет пять «Боингов 737−800», и это даст нам определенную гибкость.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
До церемонии передачи шутили: «А ключи от самолета вручать будут?». Символические ключи от самолета сотрудникам авиакомпании, приехавшим за новым самолетом в Сиэтл, все-таки вручили.