/ фото: Игорь Матвеев,

Памятник установили на улице 5-я Фрунзе, возле трамвайного депо и рядом с памятником трамваю. А открытие скульптуры приурочили к «Славянскому базару».

Фото: Игорь Матвеев

Кондуктор получился не абстрактный, а именно витебский: это мужчина в кафтане и фуражке. И его образ скульптор Иван Казак взял не из головы, а создал на основе исторических документов, которые хранятся в Музее истории Витебского трамвайно-троллейбусного управления.

До 1914 года в Витебске кондуктором мог стать только мужчина, причем бывший извозчик — эти люди хорошо знали правила уличного движения. На форменной одежде и головном уборе у кондуктора была бляха с номером.

Первый в Беларуси трамвай зазвенел именно на витебской мостовой. Произошло это 118 лет назад. Тогда это был самый мобильный вид транспорта. И, кстати, губернский Витебск обзавелся им раньше столичных Санкт-Петербурга и Москвы! В Минске же трамвай пошел лишь в 1929 году.

Фото: Игорь Матвеев

Фото: Игорь Матвеев
Директор ВТТУ Василий Павлючков на открытии скульптуры

Интересно, что в дореволюционный трамвай пассажиры могли садиться не только на остановках, но и по пути. Нужно было просто подать знак вагоновожатому. Нельзя было только делать этого на перекрестках, стрелках и поворотах.

В салон не допускали пьяных и неопрятно одетых граждан, запрещено было курить и провозить собак. Если в трамвае не было мест, об этом извещала специальная табличка. За выполнением всех правил и оплатой следил кондуктор.

Условия труда витебских трамвайщиков были тяжелыми. К 1914 году их средний заработок составлял 20−25 рублей в месяц, кондуктор получал 18−20 рублей. Рабочий день длился до 18 часов в сутки. Работа была довольно опасной: кондуктора прицепных вагонов в любую погоду ходили по узкой подножке снаружи вагона и, держась одной рукой, обилечивали людей.

Пассажиры писали жалобы. Порой они были забавными. Например: «2 января 1905 года, севши в вагон, спросил господина кондуктора, когда придет вагон. Он слишком неделикатно ответил: „Когда придет, тогда и уйдет“. Артист К. П. Орлов». Или: «19 января 1905 года. Более недели, как я заявил, что дверь в вагоне № 105 не притворяется. Дверь не поставили и поныне. Это вызывает боль зубов. Надворный советник Глутневич».

Фото: Игорь Матвеев

Ранее в Витебске поставили скульптуры в честь ветврача, клоуна и сапожника.

{banner_819}{banner_825}
-50%
-50%
-15%
-50%
-20%
-20%
-20%
-30%
-50%
0062563