Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Пожар на борту, эвакуация пассажиров и членов экипажа самолета, который потерпел бедствие… Все это было сегодня в Национальном аэропорту Минск — во время крупных поисково-спасательных учений. TUT.BY посмотрел, как в аэропорту отрабатывают помощь на случай авиационного происшествия.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Почему пожарные должны прибыть к самолету за три минуты

Авиаторы — люди суеверные. По этой причине, да и чтобы не обижать какую-то конкретную авиакомпанию или производителя самолетов, комплексные учения в главном аэропорту Беларуси проводят на технике, которая уже никуда не летает. Говорят, от модели к модели самолета принципиальных различий в том, как оказывать помощь, нет.

По сегодняшней легенде самолет "ТУ-134" с 20 пассажирами на борту совершил аварийную посадку в округе Национального аэропорта Минск.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Объявляют тревогу. Почти сразу в поле зрения появляются с включенным маячками красные машины аварийно-спасательных бригад.

— Первый пожарный автомобиль прибывает даже в максимально удаленный конец полосы не позднее чем за три минуты, — рассказывает о принятых нормативах при спасении в аэропортах Николай Сейдуров. — За это время нужно не только прибыть на место, но и приступить к тушению пожара. А крайний пожарный расчет — сколько бы их ни привлекли — прибывает не позднее четырех минут. Почему, знаете? Потому что пожар прожигает обшивку фюзеляжа за 180 секунд — три минуты.

Вслед за пожарными на место аварии прибывают медики. Время прибытия врачебных бригад — не больше шести минут.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Как ищут упавший самолет

Масштабные учения по требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО) проводятся раз в два года. Предыдущие проходили в октябре 2014-го.

В течение года в аэропорту нередко объявляют учебную тревогу, когда тоже можно тренироваться в умении спасать людей. Происходит это часто по ночам, когда жизнь аэропорта менее напряженная.

Частые учения, говорит Николай Сейдуров, нужны, чтобы люди были готовы к любой ситуации.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Руководитель учений, начальник службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Николай Сейдуров подает команду о начале учений.

Из приехавших на место учений медиков, спасателей, представителей различных авиационных служб собирают наземную поисково-спасательную группу. Сегодня, можно сказать, это просто тренировка на взаимопонимание и умение быстро собраться, а в ситуации реальной от поисковиков порой очень многое зависит. Именно они ищут, например, потерпевший крушение самолет.

Люди в поисково-спасательных группах присматриваются к окружающей среде: дыму, запаху газа.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

—  Когда колонна проходит через населенные пункты, она останавливается. Опрашивают местных жителей — кто что видел. Место, куда упал самолет в 2009 году, обнаружили именно после опроса жителей, — вспоминает Николай Сейдуров историю поисков самолета бизнес-авиации BAе-125, который разбился под Минском.

Для поисков могут привлекать авиацию МЧС, но на сегодняшних учениях вертолеты спасателей в воздух не поднимали.

У руководителя учений в Национальном аэропорту Минск есть специальный сертификат от ИКАО, Николай Сейдуров учился своему делу и в Москве, и в Лондоне, и в Дюссельдорфе.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— А в реальных спасательных операциях участвовали?

— К сожалению, да, — рассказывает руководитель учений. — Я занимаюсь вопросами поиска, спасания людей с 1983 года. Я служил на Курилах. Примеры?..

25 декабря 1985 года, аэродром «Буревестник», Сахалинская область. "Ан-12" доложил руководителю полетов: взлет произвел, на борту порядок. И больше мы его не слышали… Пропала метка на радаре… Погода была такая отвратительная, снег, время ночное. Мы прибыли, но взлететь, чтобы выполнить визуальный аэротехнический поиск, не смогли. А потом мы искали этот самолет месяц. На Курилах совсем особенная погода… Позже прошел дождь, полетели на разведку погоды. И обнаружили крыло со звездой. Там нашли самолет и погибших. Что интересно для меня… Что медведи, лисы там оставили следы, но не тронули фрагменты тел погибших людей.

Собеседник добавляет: учения учениями, а во время реальных операций делится на «до и после» порой не только жизнь пострадавших, но и жизнь спасателей, которым приходится справляться с большим стрессом.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Чтобы справляться со своей работой, все умения должны быть доведены до автоматизма, — подытоживает Николай Сейдуров.

По сегодняшней легенде "ТУ-134" успешно нашли. После того как пожарные расчеты сбивают пламя, спасатели проникают в самолет через аварийный выход над крылом.

Надувается трап, по которому лихо съезжают вниз «пассажиры, которые не пострадали». Их сегодня играют курсанты Академии авиации. Потом спасатели достают из самолета «пострадавших».

Зачем на пострадавших вешают бирки

В учениях участвуют не только медицинские бригады из Национального аэропорта Минск, но и машины, специально прибывшие из Минска. Журналистам рассказывают, что в случае авиационного происшествия столица может немедленно прислать больше 40 автомобилей скорой помощи.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Медики и спасатели отчитываются: из 20 пассажиров и 4 членов экипажа, которые были на борту, 17 человек не пострадали, у остальных — травмы разной тяжести. Погибших, опять же из суеверий, — нет.

— Медицинские укладки (специальный набор спасательных средств и лекарств. Прим. TUT.BY) комплектуются по числу пассажиров. Четвертая часть укладок — для людей с тяжелой травмой. То есть от 100 человек на борту предполагают 25 с тяжелой травмой, — рассказывают журналистам.

Среди людей, которые ждут окончания учений на носилках, — курсант Академии авиации пятикурсник Роман Лопатов. У парня сегодня — «перелом левого предплечья», он ждет, пока медики ему помогут, и рассказывает, что учится на инженера-механика и что студентов авиационной академии привлекают к подобным учениям уже с первых курсов.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
На пострадавших вешают сортировочные карты. Ярлычок обрывается, чтобы крайней осталась та полоска, которая характеризует состояние пострадавшего. Черная означает, что помощь не нужна, человек погиб. Следующая полоска, красная, с изображением зайца, означает, что больной нуждается в неотложной медпомощи и его нужно госпитализировать в первую очередь. Потом — желтая полоска с изображением черепахи — больного с такой биркой не обязательно в первую очередь отправлять в больницу. Есть еще одна полоса, последняя — означает здоровых людей. Это люди со стрессом, со ссадинами, которые сами могут идти до пункта сбора.

— Мы же эксплуатируем технику не только на земле, но и в воздухе, можем входить в состав экипажей. Нужно знать, как эвакуировать пассажиров, как себя вести, — говорит Роман.

На учениях в Национальном аэропорту сегодня показывали, как тушат пылающее, разлившееся по летному полю топливо, загоревшиеся двигатель и шасси. Как сначала приподымают на специальных «подушках», а потом эвакуируют с летного поля самолет, потерявший способность двигаться.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY