Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новость дня


С 2017 года изменятся правила приема в учреждения высшего и среднего специального образования. Как сообщает БЕЛТА, изменения были предложены по результатам абитуриентских кампаний прошлых лет. В этом году абитуриенты будут поступать по старым правилам.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Кто сможет поступать без экзаменов?

Право поступления на педагогические специальности без вступительных испытаний предлагается предоставить выпускникам педагогических классов, получившим отметки не ниже восьми баллов по профильным предметам. По всем остальным предметам отметки должны быть не ниже семи баллов (сейчас такой нормы нет). Первый набор в педагогические классы прошел 1 сентября 2015 года. Первый выпуск будет как раз в 2017-м. Без вступительных испытаний смогут поступать победители олимпиад по учебным предметам, которые необходимо сдавать при поступлении. Но имеются в виду только остро востребованные экономикой специальности. Их перечень ежегодно устанавливает Минобразования по согласованию с Минэкономики. Планируется ввести преимущественное право при поступлении для победителей конкурса «100 идей для Беларуси», членов волонтерского движения БРСМ «Доброе сердце». Пока преимущественное право предоставляется абитуриентам только на основании их учебных достижений. Общественная нагрузка не учитывается.

Что будет с ЦТ?

Абитуриентам вузов разрешат сдавать ЦТ по четырем предметам, ссузов — по трем. Эти дополнительные тесты не будут обязательными. Их можно сдавать по желанию. Нормой для поступления в вуз будет три ЦТ, для ссуза — два. В эту норму входят ЦТ по профильным предметам и белорусскому или русскому языкам. Результаты ЦТ будут действительны в течение двух лет, включая год прохождения тестов, а количество резервных дней для сдачи ЦТ увеличится с одного до трех.

Кроме того, можно будет выбирать форму сдачи вступительных испытаний — ЦТ или внутренние экзамены — при поступлении на сельскохозяйственные специальности во все вузы. На данный момент право выбора формы сдачи вступительных испытаний есть только у абитуриентов, поступающих на сельскохозяйственные специальности сельхозвузов. Но такие специальности есть и в других высших учебных заведениях.

Абитуриенты, поступающие на сокращенный срок получения образования, смогут сдавать два вступительных испытания, определяемые приемной комиссией, без обязательной сдачи ЦТ.

Белорусские граждане, постоянно проживавшие за рубежом, а потом в Беларуси не более двух лет, смогут участвовать в конкурсе на получение образования по результатам собеседования, то есть без сдачи ЦТ. Сейчас они должны сдавать три ЦТ, в том числе по государственному языку.

Приятный бонус ожидает победителей олимпиад по информатике и астрономии при поступлении на специальности, требующие сдачи физики. Они будут автоматически получать 100 баллов.

Кто сможет платно получать заочное образование?

Высшее образование в заочной форме на платной основе можно будет получать без ограничений по наличию трудового стажа. Пока на такую форму зачисляются только работающие абитуриенты. Получается, что выпадает ряд категорий граждан: инвалиды, пенсионеры, выпускники ссузов, не успевшие еще устроиться на работу, родители, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, ремесленники.

Смогут ли учиться на тренеров спортсмены без разрядов?

Нет. Не смогут. Для поступления на тренерские направления специальностей физической культуры и спорта нужно будет иметь разряд не ниже третьего или звание мастера спорта. По действующим правилам на тренерские специальности принимаются абитуриенты без предъявления квалификационной книжки спортсмена, а только по результатам вступительного испытания, которое определяет уровень физической подготовки.

Что ждет систему зачисления?

Решено сохранить практику использования автоматизированных систем. Но будет введен единый алгоритм для такого зачисления. Пока его нет. Планируется и введение нормы, которая обязывает руководителей учреждений образования утверждать цифры приема на платной основе не только в объемах, но и по специальностям и формам получения образования.