Политика
Экономика и бизнес
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Авто
Спорт
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY

Общество


Для девятого материала из цикла по основным достопримечательностям города мы выбрали главный костел Беларуси — Девы Марии. Некогда иезуитский храм имеет многовековую историю и успел побыть даже в качестве театрального склада и спортклуба. Мы заглянули в подземелье и поднялись к колоколам, чтобы услышать живые истории о происходившем здесь.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

О несостоявшемся университете и несносной вони

Фундамент костела был заложен 31 июля 1700 года тогда еще могущественным орденом иезуитов. Экскурсовод, автор путеводителя «Минск за один день» Христофор Хилькевич, говорит, что прихожане долгое время праздновали эту дату.

Для строительства комплекса иезуиты купили усадьбу минского мещанина Егора Гегера за 800 злотых. Храм был освящен в 1710 году, но работы еще продолжались.

Вид на Мариинский костел со стороны базилианского монастыря. Реконструкция В. Стащенюка.
Вид на Мариинский костел со стороны базилианского монастыря. Реконструкция В. Стащенюка

Иезуитский комплекс занимал целый квартал от улицы Соборной (ныне — Интернациональная) до Койдановской (Революционная). В перестроенном виде до наших дней дошли здания школы и коллегиума — они примыкают к костелу с двух сторон.

— Если бы Минск в то время был столичным городом, первый университет в стране был бы основан здесь, на столетия раньше БГУ. Виленский университет был основан именно на базе иезуитского коллегиума.

Здание иезуитской школы, уже выглядящее как типично советское, было построено еще до того, как начали возводить костел. Христофор говорит, что поскольку оно было самым комфортабельным, оно помнит Карла Двенадцатого, Петра Первого, Павла Первого, Александра Первого и Николая Второго.

— Туристы удивляются, когда я говорю, что это здание старше любого дворца Санкт-Петербурга. Оно было перестроено в 1968 году и уже не выглядит как старинное. Помимо религиозной школы здание исполняло функции Губернаторского дворца и даже Дома правительства БССР.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Только после Второй мировой войны ему вернули образовательную функцию. Там работали курсы пионервожатых, а позже и по сей день — музыкальная школа.

Краевед напоминает про еще один интересный факт — в этом здании преподавал теологию будущий глава иезуитского ордена, который в свое время считался в католическом мире чуть ли не вторым человеком после папы римского. Это был Тадеуш Бжозовский. Он родился в Польше, учился в Несвиже и Слуцке, а в Минске работал учителем.

— Когда орден иезуитов запретили во всем мире, российские власти в пику всему миру, как это часто бывает, оставили его действующим на своей территории.

Имя архитектора костела неизвестно. Расписывал храм Казимир Анташевский, а Владислав Сыракомля обвинил его в излишней яркости красок.

— Современные же специалисты увидели, насколько та живопись была уникальной — она была близка к технологии 3D, имитировала трехмерное пространство. Люди, создававшие этот храм, были очень талантливы.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

По словам Христофора, после Второй мировой войны было принято решение по восстановлению здания бывшего коллегиума вместе с башней. Тем не менее его взорвали в 1950-х.

Перестройка костела – сначала застраивается фасадная часть, позже снесут башни. Источник: In Nomine Domini, Минск, 2010.
Перестройка костела — сначала застраивается фасадная часть, позже снесут башни. Источник: In Nomine Domini, Минск, 2010.

— Несколько лет назад шли разговоры о восстановлении башни. Искренне говоря, мне это не очень нравится. Надо восстановить весь комплекс: очистить школу от верхних этажей, реконструировать здание бывшего коллегиума. Но овчинка стоит выделки. Вопрос: при нашей жизни или при жизни наших потомков, но этот комплекс будет воссоздан.

Вероятности взорвать сам костел не было. Он был удачно вписан в архитектуру квартала. Здания справа и слева как бы держали его. Костел действовал до 1934 года, даже когда соседствовал с Губернаторским дворцом. Российская империя была православным государством, но храм при ней не переделывали.

— В 19-м веке ограничились анонимными жалобами якобы от недовольных граждан.

Костельная служба во время Второй мировой войны, лето 1941 г. Источник: In Nomine Domini, Минск, 2010.
Костельная служба во время Второй мировой войны, лето 1941 года. Источник: In Nomine Domini, Минск, 2010

После войны тут хотели сделать цех по разливу винно-водочной продукции, но отложили идею. Здание приспособили под склад декораций Купаловского театра. В 1948 году было принято решение о переоборудовании храма в спортзал. Здание избавили от башен.

Театральный склад, конец 1940-х. Грузовик стоит на месте алтаря. Источник: In Nomine Domini, Минск, 2010.
Театральный склад, конец 1940-х. Грузовик стоит на месте алтаря. Источник: In Nomine Domini, Минск, 2010.

Христофор говорит, что надо отдать должное архитекторам 1950-х — они бережно отнеслись к иезуитскому наследию.

— Возможно, подозревали, что это ненадолго. Возможно, это просто были интеллигентные просвещенные люди. Храм не очень пострадал. Фактически, он был закрыт от площади новым фасадом. Единственное, чего лишился, — двух башен. Это меньшее из зол.

Когда перестраивали храм, ходили слухи, что в нем зарыто золото монахов. По одной из городских легенд, минские школьники все-таки нашли его то ли в стене, то ли в подвале. Это была кубышка с монетами. Их поделили между собой. В 1990-х легенда о золоте ожила и его искали специальным оборудованием.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

С 1950-х по начало 1990-х это было спортивное заведение. Называлось оно ДСК «Спартак». В здании находилось три больших спортзала: для бокса, гимнастики и тяжелой атлетики.

— На первом этаже, в зале для бокса, я почти три года занимался тхэквондо. Между колоннами в правой части зала были раздевалки. От зала они были отделены фанерой. В левой части находилась тренерская — святая святых, куда был запрещен вход. В алтарной части лежали маты.

По словам краеведа, никаких мыслей про культовую историю здания у него не было до тех пор, пока не появились бабушки со свечками.

Ежедневные молитвы верующих в начале 1990-х. Источник: In Nomine Domini, Минск, 2010.
Ежедневные молитвы верующих в начале 1990-х. Источник: In Nomine Domini, Минск, 2010

— Они молились у входа даже в снег и дождь. К концу было ощущение, что люди всегда там дежурят. Информацию найти было трудно, но попадались редкие брошюры с ужасной полиграфией по старой минской архитектуре и истории. Это стало одним из толчков к увлечению краеведением.

В 1993 году решением Станислава Шушкевича храм вернули верующим, после нескольких лет молебнов.

Минчане снимают табличку «Дом физкультуры» и водружают на крышу здания крест. Источник: In Nomine Domini, Минск, 2010.
Минчане снимают табличку «Дом физкультуры» и водружают на крышу здания крест. Источник: In Nomine Domini, Минск, 2010.

Реконструкционные работы велись с августа 1994-го по октябрь 1997 года польской мастерской Rehabit. Вот какие впечатления были у ее руководителя Виктора Вилька, когда он впервые прибыл на объект.

— В крыше — огромные дыры, потолок покрыт метровым слоем птичьего помета. Местами свисают гнилые стропила. Святыня разделена железобетонными перекрытиями. Не скажешь, что это костел. Штукатурка везде осыпается, стены покрыты каким-то налетом. Стоит несносная вонь, которая будет преследовать меня почти до конца работ.

Польский архитектор скончался во время написания данного материала в городе Замость в возрасте 66 лет.

О роли Олимпиады и недальновидном возмущении минчан

Ксендз Антоний Климантович работает в костеле более 20 лет. Он застал здание в руинах, когда шла реконструкция, и вспоминает, что службы сначала проходили на третьем этаже.

Интерьер временной каплицы на третьем этаже Дома физкультуры, где были разрешены богослужения. Позже этот пол будет разобран. Источник: In Nomine Domini, Минск, 2010.
Интерьер временной каплицы на третьем этаже Дома физкультуры, где были разрешены богослужения. Позже этот пол будет разобран. Источник: In Nomine Domini, Минск, 2010.

— В послевоенные годы минские костелы были закрыты — минчане ездили в Красное и Вильню, ближе ничего не было. К Олимпийским играм 1980 года верующим вернули Кальварийский костел — это было одним из требований к СССР, так как спортсменам было нужно где-то молиться.

Антоний говорит, что в Мариинском костеле верующих изначально было мало. Первый молитвенный зал вмещал несколько десятков людей. По его словам, массового прихода не было — число прихожан росло постепенно.

Посвящение ксендза Антония, 9 июля 1995 года. Источник: личный архив.
Посвящение ксендза Антония, 9 июля 1995 года. Источник: личный архив ксендза Антония

Ксендз напоминает, что о Мариинском костеле знали немногие горожане. Когда он приехал в Минск в 1990-х и попросил таксиста отвезти к костелу от вокзала, он привез к Красному, который всегда выглядел как костел, его все знали.

— Когда начались работы по реконструкции и стали разбирать советскую пристройку, скрывшую фасад святыни, многие минчане возмущались. Они не понимали, почему разрушают красивое здание, которое вписывалось в окружающую застройку.

Священник добавляет, что с этой пристройкой возникла проблема: из-за ее уничтожения не получены деньги из Германии.

— Это было требование немецкой стороны — сохранить пристройку. Их не волновал вопрос исторического облика. Важно, что в центре Минска были дополнительные большие площади.

Он добавляет, что в странах Балтии храмы получили некогда принадлежавшие им здания и от сдачи их в аренду они получают свой основной доход.

Советская пристройка, скрывшая фасад костела, была разрушена в начале 1990-х. Источник: In Nomine Domini, Минск, 2010.
Советская пристройка, скрывшая фасад костела, была разрушена в начале 1990-х. Источник: In Nomine Domini, Минск, 2010

Антоний уверен, что в 1990-х было легче реализовать такую масштабную задумку — легче было получить финансирование из-за границы, больше помогали. Деньги искали и сами, и польская компания, которая непосредственно занималась реконструкцией. Также помощь оказывали прихожане: помогали с работами, убирали мусор.

По словам священника, прихожане приходят в храм сами.

— Я не хожу по улицам, как кришнаиты, и не завлекаю — такой практики нет. Это практикуется только в небольших городах и деревнях: например, через праздничные обряды, распространение печатной продукции.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

С многолюдными службами возникла проблема — регулярные кражи.

— Примерно в 2009 году мы поставили камеры видеонаблюдения, потому что краж было много. Однажды сам поймал вора — им оказался болгарский студент. Он украл деньги, которые оставили прихожане в качестве добровольных жертвоприношений. Я не заявлял в милицию, дал немного денег и сказал, чтобы больше так не поступал. Случается, что и пьяные приходят, вызывающе себя ведут. Нам помогает милиция из посольства Франции.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

О европейских подарках и чудом сохранившихся фресках

Пришедших в храм встречает исторический стенд и магазинчик католических товаров. Возле входной двери в центральный зал стоит освященная вода — ее могут пить все желающие. Здесь же место дежурного.

— Чтобы снизить вероятность краж, — объясняет работающая в костеле Галина Гей и также показывает на несколько видеокамер, которые были установлены несколько лет назад. — Воровали и иконы, и пожертвования: прятались, чтобы остаться в храме на ночь, а утром, когда его открывают, выходили.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Женщина показывает вход в подвальную часть — так называемый дольный костел, где чаще всего прятались ночью воры. Массивная черная плита, предназначенная закрывать его, используется редко — чаще он открыт. Здесь находятся склады, туалет, а также просторный зал со сценой. До сих пор на ней стоят декорации к рождественской сценке.

— Эта часть востребована слабо: здесь проходят сценки на Рождество и Первое Причастие, встречи молодежи.

С двух сторон центрального зала к алтарной части и каплицам ведет «Крестный путь» — 14 деревянных скульптур резчика Владимира Андриенко. Также здесь стоят четыре деревянных Конфессионала (Исповедальни). Они созданы в деревне Столовичи под Барановичами на средства прихожан.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Каплицы находятся в незавершенном виде. Сюда приходят прихожане, ставят свечки и молятся. Галина пока не знает, когда работы завершатся, вопрос упирается в деньги. В левой каплице висит копия Остробрамской иконы (оригинал находится в Вильнюсе). В правой — икона Непорочного зачатия, подаренная папой римским Иоанном Павлом II.

Алтарная часть — самая закрытая в храме. Ни туристам, ни прихожанам туда нельзя. Алтарь делали поляки, прямо на месте.

Справа от алтаря и каплицы расположена служебная часть здания. В сакристии находится экран, на котором выведены изображения с 12 камер видеонаблюдения. В катехетический класс вход открыт всем желающим. Здесь, помимо прочего, проходят курсы польского и английского языков. Занятия проходят бесплатно и открыты даже для тех, кто к католикам себя не относит. Уроки не имеют религиозной направленности.

Рядом со входом в учебное помещение вывешены слова «Мы беремся за руки и вместе делаем то, что в одиночку нам не под силу».

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

До реконструкции 1990-х годов здание было разделено на несколько этажей, а роспись закрашена.

— Потолочные фрески — оригинальные. Они сохранились благодаря тому, что были спрятаны под слоем алебастра. По центру — раннее барокко, с краю — позднее барокко и рококо.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

На втором уровне стоит подаренный епископатом Австрии орган. По словам собеседницы — один из лучших в Восточной Европе. Он делался специально для акустики минского костела.

— Первые пять лет австрийские специалисты приезжали осматривать его ежегодно, сейчас по мере необходимости, когда сами вызовем. Крупная поломка была один раз — деформировалась центральная труба. Чинили три дня.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Также здесь находятся оркестр и хор. В отличие от органистов, они появляются здесь только на праздники.

Узкая лестница в башне на высоте органной резко расширяется. Эта часть построена с нуля во время реконструкции, что заметно только изнутри.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

В каждой из двух башен расположены три колокола. Они в рабочем состоянии, но работают только по праздникам — в повседневной жизни их заменяет электронная система.

— Колокола отливали в Польше. «Язык» неподвижен, система приводит в движение колокола, которые бьются о него.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY


Комментарии с форума

Избранные комментарии
  • Nicolay82 7 марта 2016 в 13:41 из Беларуси

    Интересно, что через лет 30, когда граждане массово перестанут верить в бога, в какой-нибудь газете появится похожая статья на тему того, как в молодости кто-то ходил сюда молиться. а сейчас здесь центр детского творчества или дом кино, или тренажерный зал.

  • indrjich 6 марта 2016 в 14:34 из Беларуси

    Красивое сооружение снаружи и очень сдержанное оформление внутри. В 80-е отец пару раз брал меня на тренировки, когда там был Дом физкультуры.

  • r_ol 6 марта 2016 в 15:18 из Беларуси

    в свое время пыталась записаться на гимнастику там, проходила тестовые испытания. Не хватило гибкости.

  • qaz3 6 марта 2016 в 15:18 из Беларуси

    Статья интересная, жаль что "резко" обрывается. P.S. Для автора, нет логического финала статьи.

  • r_ol 6 марта 2016 в 15:21 из Беларуси

    alex_gengros_talks15 (06.03.2016 15:09) писал(a):
    Что бы действительно вернулась атмосфера богатого европейского города осталось вернуть мечеть на место Юльки и синагогу в районе Островского
    синагогу не в р-не Островского, а между мостом и зданием торгового центра на Немиге 3, причем ближе к зданию. Можно еще перестроить (вернуть прежний облик) русского театра.

  • krugom_odni_vragi 6 марта 2016 в 15:34 из Беларуси

    Была там на концертах органной музыки. Сказка.

  • Vas_Vas 6 марта 2016 в 15:43 из Европы

    krugom_odni_vragi (06.03.2016 15:34) писал(a):
    Была там на концертах органной музыки. Сказка.
    лично знаком со "сказочником" органной музыки костела Девы Марии: НИКОГДА НИКАКИХ концертов в храме небыло, нет и небудет!

  • Vas_Vas 6 марта 2016 в 15:50 из Европы

    krugom_odni_vragi (06.03.2016 15:34) писал(a):
    Была там на концертах органной музыки. Сказка.
    концерты во дворце республики, в храмах - СЛУЖБА!

  • Vas_Vas 6 марта 2016 в 16:12 из Европы

    akuz (06.03.2016 16:01) писал(a):
    В храмах проводят и концерты. Это общемировая практика.
    ещё раз: НИКАКИХ концертов в храме Девы Марии НЕТ - у него не тот статус! в других, полоцкий к примеру, бывают концерты-фестивали органной музыки!

  • krugom_odni_vragi 6 марта 2016 в 16:15 из Беларуси

    Vas_Vas (06.03.2016 15:43) писал(a):
    лично знаком со "сказочником" органной музыки костела Девы Марии: НИКОГДА НИКАКИХ концертов в храме небыло, нет и небудет!
    Несколько лет назад. Организовывало, кажется, немецкое посольство.

  • krugom_odni_vragi 6 марта 2016 в 16:24 из Беларуси

    Vas_Vas (06.03.2016 16:12) писал(a):
    ещё раз: НИКАКИХ концертов в храме Девы Марии НЕТ - у него не тот статус! в других, полоцкий к примеру, бывают концерты-фестивали органной музыки!
    Концерт органной музыки

  • ruta_1 6 марта 2016 в 16:54 из Беларуси

    спасибо за статью. очень люблю этот костел!!!! мой брат здесь венчался)

  • grablya 6 марта 2016 в 17:03 из Беларуси

    помнится мне в моё розовое детство ходил туда на бокс , как раз там где алтарь ринг был а по аркам вдоль зала груши висели..после того там не разу не был..

  • dobrymole 6 марта 2016 в 17:24 из Беларуси

    alex_gengros_talks15 (06.03.2016 15:09) писал(a):
    Что бы действительно вернулась атмосфера богатого европейского города осталось вернуть мечеть на место Юльки и синагогу в районе Островского
    Странно что евреи не "отбили" Русский театр (синагога). У них бы еще быстрее получилось чем у католиков.

  • Vas_Vas 6 марта 2016 в 17:28 из Европы

    krugom_odni_vragi (06.03.2016 16:24) писал(a):
    Концерт органной музыки
    трудности перевода с немецкого (по текстру ни где нет слова "концерт")! ЕЩЁ раз повторю: статус Архикафедрального собора НЕ ДОПУСКАЕТ проведение концертов!

  • dobrymole 6 марта 2016 в 17:32 из Беларуси

    Странные какие то наезды на Россию (Россия почему-то пошла против всего мира), вместе с тем, про изгнание иезуитов из Российской имп. и про ПОСТОЯННЫЕ гонения на католиков в СССР - ни слова.

  • dobrymole 6 марта 2016 в 17:45 из Беларуси

    Сохранил орден пока папа его не вернул Павел 1, который был главой католического Мальтийского ордена и союзник католической Франции, противник протестантов - Пруссии и Англии. Но после Ал 1 все вернул в традиции. Иезуитов стали зажимать в столицах, а с восстановлением папой Ордена 1814 г. и орден был выдворен из столиц в 1816, а потом из России в 1820 вплоть до падения монархии 1917 г. - иезуиты посещали и жили в России, но работу Ордена прикрыли.

  • antondn 6 марта 2016 в 18:10 из Беларуси

    Дзякуй за цiкавы артыкул! Добра было б узгадаць яшчэ пра Браму Мiласэрнасцi , адчыненую там у сеняшнi Год Мiласэрнасцi.

  • ostrjak 6 марта 2016 в 20:04 из Беларуси

    Как суетились поляки, чтобы максимально вернуть в Беларусь католицизм. В 90-е ещё сами ходили в рваных штанах, но деньги на костёлы в Беларуси наскребали. В те годы путешествовал на велосипеде от Свири до Молодечно вдоль Нарочи. Через каждые 5км в очередной деревеньке стоял стук топоров - ремонтировали или возводили костёлы естественно под руководством поляка. А сами в 20-е годы в Варшаве первое, что сделали - это снесли красивейший православный храм Александра Невского, построенный Россией. На своей территории они о толерантности не вспоминают. Одной из причин разделов Речи Посполитой было их нетерпимость по отношению к диссидентам. Я ещё удивился - неужели и в те времена были личности типа Буковского или Солженицина? Оказывается диссидентами тогда называли протестантов и лютеран. И им от поляков сильно доставалось, что и вызвало ввзмущение Пруссии и Австрии. Ну и заодно Екатерина Вторая их поддержала...

  • limbonic-art 6 марта 2016 в 20:54 из Беларуси

    ostrjak (06.03.2016 20:04) писал(a):
    ..А сами в 20-е годы в Варшаве первое, что сделали - это снесли красивейший православный храм Александра Невского, построенный Россией. ...
    Во-первых храм символ оккупации, во-вторых кто такой полякам Алесандр Невский? B третьих в самой России в 20-30-е г.г. храмы грабили и взрывали. А у нас и в 60-е.

  • uv_ 6 марта 2016 в 21:31 из Беларуси

    илихтарат (06.03.2016 16:34) писал(a):
    Сам себя в костеле чувствую очень комфортно и спокойно, хотя крещен в православии
    Хрост Вы атрымалі ў хрысціянства. У які храм хадзіць - выбар вольны для кожнага. Праваславіе - не рэлігія, а канфесія. Хаця... У сучаснай Расіі, пэўна, ўжо асобная рэлігія, не хрысціянская...

  • brestensis 6 марта 2016 в 21:43 из Беларуси

    "Как суетились поляки, чтобы максимально вернуть в Беларусь католицизм." - собственно, в Беларуси весь северо-запад преимущественно католический - был обращен в христианство только в XV в. вместе с Литвой. "Одной из причин разделов Речи Посполитой было их нетерпимость по отношению к диссидентам. Я ещё удивился - неужели и в те времена были личности типа Буковского или Солженицина? Оказывается диссидентами тогда называли протестантов и лютеран. И им от поляков сильно доставалось, что и вызвало ввзмущение Пруссии и Австрии. Ну и заодно Екатерина Вторая их поддержала..." - это не те диссиденты. Это dissidentes in religione, т.е. 'разрозненные в вере'. Так католическая церковь называла всех христиан-некатоликов. Учитывая, что 'религиозная толерантность' во времена разделов Речи П. рассматривалась в Европе скорее как меньшее зло, имеем дело с красиво притянутой за уши политической аргументацией.

  • Doctor-KKZ 6 марта 2016 в 21:47 из Беларуси

    ostrjak (06.03.2016 20:04) писал(a):
    Как суетились поляки, чтобы максимально вернуть в Беларусь католицизм. В 90-е ещё сами ходили в рваных штанах, но деньги на костёлы в Беларуси наскребали. В те годы путешествовал на велосипеде от Свири до Молодечно вдоль Нарочи. Через каждые 5км в очередной деревеньке стоял стук топоров - ремонтировали или возводили костёлы естественно под руководством поляка. А сами в 20-е годы в Варшаве первое, что сделали - это снесли красивейший православный храм Александра Невского, построенный Россией. На своей территории они о толерантности не вспоминают. Одной из причин разделов Речи Посполитой было их нетерпимость по отношению к диссидентам. Я ещё удивился - неужели и в те времена были личности типа Буковского или Солженицина? Оказывается диссидентами тогда называли протестантов и лютеран. И им от поляков сильно доставалось, что и вызвало ввзмущение Пруссии и Австрии. Ну и заодно Екатерина Вторая их поддержала...
    Вот именно по причине наличия таких, как вы, для стариков Гродненской области "за польской границей людей руских нет". Унизапне, да? Хотя в местности-родине моей бабки церковь не закрывалась даже при позднем Сталене (начало 1950-х). Другая же часть меня исключительно "польская" (хотя, по факту, "беларуских поляков" в ней 1/4, те. я "поляк" всего на 1/8, остальное оттуда летувис и немец или кашуб-словинец). Не представляю Гродненского диоцеза без костелов в каждой 20-ой веске и без 3 - 5 костелов в городе и его округе. По факту. Эти ваши "марианский костел" мало что говорят несведущему народу."Костел св. Роха" лень указать как пояснение?

  • Гроня 6 марта 2016 в 21:50 из Беларуси

    Сам я православный, а жена католичка. Ходит совершать свои религиозные обряды именно в этот костёл. Интересно, почему? Надо у неё спросить

  • andrzej_kubicki 6 марта 2016 в 21:52 из Польши

    ostrjak (06.03.2016 20:04) писал(a):
    А сами в 20-е годы в Варшаве первое, что сделали - это снесли красивейший православный храм Александра Невского, построенный Россией..
    А напомни пожалуйста, что такого случилось в 20-е в Польше, что это сделали? Просто так? Пришли и снесли?

  • БЕЛАРУСЬ (ЛІ´ТВА) N1 6 марта 2016 в 21:54 из Швеции

    Vas_Vas писал(a):
    текст сообщения удален
    "русскі мір" чытайце гісторыю краіны у якой вы жывеце , Ліпка суб - група Беларусаў а вы не... хэта вы уцекачы , а Ліпка грамадзяне і 100% Беларусы

  • БЕЛАРУСЬ (ЛІ´ТВА) N1 6 марта 2016 в 22:35 из Швеции

    dobrymole (06.03.2016 17:32) писал(a):
    Странные какие то наезды на Россию (Россия почему-то пошла против всего мира), вместе с тем, про изгнание иезуитов из Российской имп. и про ПОСТОЯННЫЕ гонения на католиков в СССР - ни слова.
    Улус пасля акупацыі абкраў усіх каталікоў і пратэстантаў, усё у Менску акрамя 1 збора належыць каталікам/пратэстантам (de jure). і усё трэба ім павяртаць... наогул як засмажаная краіна можа мець у нас столькі маёмасці?

  • tolirs 6 марта 2016 в 23:08 из Европы

    Vas_Vas (06.03.2016 15:50) писал(a):
    концерты во дворце республики, в храмах - СЛУЖБА!
    В костеле шикарный орган и великолепный хор. Приходи на Пасху - услышишь!

  • илихтарат 7 марта 2016 в 00:22 из Европы

    alex_gengros_talks15 (06.03.2016 17:07) писал(a):
    У меня супруга католичка я с ней в костел хожу а она со мной и с сыном в церковь Много таких семей у нас в Беларуси и плохо когда пытаются посеять рознь между христианами и тут.бай тоже иногда не следит за политкорректностью своих авторов......
    я не пытаюсь ничего посеять. Просто сказал, что мне в костеле комфортно. Хотя сначала хотел написать, что комфортно в отличие от ...., но вспомнил про политкорректность! Что не так было сделано?

  • alex_gengros_talks15 7 марта 2016 в 01:16 из Беларуси

    илихтарат (07.03.2016 00:22) писал(a):
    я не пытаюсь ничего посеять. Просто сказал, что мне в костеле комфортно. Хотя сначала хотел написать, что комфортно в отличие от ...., но вспомнил про политкорректность! Что не так было сделано?
    Вы что то не поняли никаких претензий а скорей наоборот поддержал и добавил что тоже православный и тоже посещаю костел вместе с супругой а претензии к авторам тут.бая часто "забывающих" что однобокое освещение событий часто напоминает жёлтую газетёнку......

  • илихтарат 7 марта 2016 в 02:47 из Беларуси

    alex_gengros_talks15 (07.03.2016 01:16) писал(a):
    Вы что то не поняли никаких претензий а скорей наоборот поддержал и добавил что тоже православный и тоже посещаю костел вместе с супругой а претензии к авторам тут.бая часто "забывающих" что однобокое освещение событий часто напоминает жёлтую газетёнку......
    я не понял.... была ссылка на мой пост и не было знаков препинания. Сррри, если не так понял (точнее не так понял)

  • Hermanarih 7 марта 2016 в 10:04 из Беларуси

    andrzej_kubicki (06.03.2016 21:52) писал(a):
    А напомни пожалуйста, что такого случилось в 20-е в Польше, что это сделали? Просто так? Пришли и снесли?
    Безбожники большевики напали на Польшу. Вот что случилось. За это поляки снесли собор Александра Невского и ещё восемь православных храмов.Замечательная логика. Неприкрытый вандализм- вот что это такое.

  • Hermanarih 7 марта 2016 в 10:13 из Беларуси

    Не удивительно, что беларусы были самым бедным народом в Европе. Проедешься по северо-западу страны, так только диву даёшься тому, какие огромные там понастроены костёлы. Их там огромное количество. Даже в наше время такая стройка обременительна. За чей счёт строили ? Конечно за счёт наших с вами предков.Эдакие библиотеки и ледовые дворцы. Красиво ? Да. Очень. Но оплатили эту красоту нищие селяне.

  • limbonic-art 7 марта 2016 в 10:51 из Беларуси

    Hermanarih (07.03.2016 10:13) писал(a):
    Не удивительно, что беларусы были самым бедным народом в Европе. Проедешься по северо-западу страны, так только диву даёшься тому, какие огромные там понастроены костёлы. Их там огромное количество. Даже в наше время такая стройка обременительна. За чей счёт строили ? Конечно за счёт наших с вами предков.Эдакие библиотеки и ледовые дворцы. Красиво ? Да. Очень. Но оплатили эту красоту нищие селяне.
    По вашему флажку и не скажешь, что у нас с вами одни предки...К тому же костёлы строились не за два-три года, а десятилетиями.

  • Нэлла_Германова 7 марта 2016 в 11:07 из Беларуси

    Да! Радости было , как у аборигенов бусам.... Костел, иезуиты. Ужас. Как будто и не было Полоцкого княжества, Евфросиньи Полоцкой, Рогнеды, Всеслава Чародея.Православных храмов и т.д. Интересно, радовалась бы Польша строительству Православного храма в центре Варшавы, повсеместно православным церквям вместо католических и Православной академии? А белорусы совсем не имеют понятия,что с ними тогда сделал Польша!

  • Нэлла_Германова 7 марта 2016 в 11:12 из Беларуси

    Hermanarih (07.03.2016 10:04) писал(a):
    Безбожники большевики напали на Польшу. Вот что случилось. За это поляки снесли собор Александра Невского и ещё восемь православных храмов.Замечательная логика. Неприкрытый вандализм- вот что это такое.
    Ну истинно безбожными их нельзя назвать:верили в светлое будущее мира,коммунизм и счастье для бедных и тд. Верили,наконец, в партию большевиков.А уж жизнь рабочих и крестьян коренным образом изменилась к лучшему.Аполяки заслужили не зря более 100-летнего исчезновения государственности. За геноцид белорусов в Речи посполитой до сих пор нет извинений..

  • Нэлла_Германова 7 марта 2016 в 11:43 из Беларуси

    БЕЛАРУСЬ (ЛІ´ТВА) N1 (06.03.2016 22:35) писал(a):
    Улус пасля акупацыі абкраў усіх каталікоў і пратэстантаў, усё у Менску акрамя 1 збора належыць каталікам/пратэстантам (de jure). і усё трэба ім павяртаць... наогул як засмажаная краіна можа мець у нас столькі маёмасці?
    А уж как католики обобрали православных в Речи посполитой. И заставили говорить по-польски(гос.язык) и называть себя белорусов поляками и закрыли все православные храмы и силой заставили народ стать католиками или униатами при Ватикане. Да судить Польшу надо Гаагским трибуналом.

  • brestensis 7 марта 2016 в 13:00 из Беларуси

    "Не удивительно, что беларусы были самым бедным народом в Европе. Проедешься по северо-западу страны, так только диву даёшься тому, какие огромные там понастроены костёлы. Их там огромное количество. Даже в наше время такая стройка обременительна. За чей счёт строили ? Конечно за счёт наших с вами предков.Эдакие библиотеки и ледовые дворцы. Красиво ? Да. Очень. Но оплатили эту красоту нищие селяне." - все храмы в этом смысле строились за счет нищих селян, и православные в том числе. После вторичного закрепощения в конце средневековья, 90% населения Восточной Европы были жившими в нищите и грязи полуживотными со средн. подолжительностью жизни 25 лет. И им было не до теологических тонкостей. Вся европейская и, шире, мировая культура (материальная, политическая и любая другая) - это культура верхних слоев. Собственно, с тех пор много и не поменялось, хотя современные низы и живут дольше, и иллюзия выбора чего-то там у них есть.

  • brestensis 7 марта 2016 в 14:39 из Беларуси

    "Интересно, что через лет 30, когда граждане массово перестанут верить в бога, в какой-нибудь газете появится похожая статья на тему того, как в молодости кто-то ходил сюда молиться. а сейчас здесь центр детского творчества или дом кино, или тренажерный зал." - вполне вероятно. В той же Голландии, смотришь на красивенный готический костел - а внутри торговый центр. Правда, через квартал строится мечеть - свято место пусто не бывает.

  • Андрей_Кравченко_talks39 7 марта 2016 в 16:16 из Беларуси

    Я, православный, но когда смотрю или бываю в католическом храме испытываю совершенно разные чувства.Насколько приятнее, если можно об этом говорить, находиться в католическом храме.Даже внешний вид священнослужителей)). Хотя и считаю что бог в душе и посредников не нужно.Вот как-то так

  • Dr.Dee 7 марта 2016 в 17:02 из Беларуси

    Doctor-KKZ (06.03.2016 21:47) писал(a):
    Вот именно по причине наличия таких, как вы, для стариков Гродненской области "за польской границей людей руских нет". Унизапне, да? Хотя в местности-родине моей бабки церковь не закрывалась даже при позднем Сталене (начало 1950-х). Другая же часть меня исключительно "польская" (хотя, по факту, "беларуских поляков" в ней 1/4, те. я "поляк" всего на 1/8, остальное оттуда летувис и немец или кашуб-словинец). Не представляю Гродненского диоцеза без костелов в каждой 20-ой веске и без 3 - 5 костелов в городе и его округе. По факту. Эти ваши "марианский костел" мало что говорят несведущему народу."Костел св. Роха" лень указать как пояснение?
    Не путайте людей. Костёл Святого Роха в Минске на Золотой горке. Бывший зал органной музыки...

  • Hermanarih 7 марта 2016 в 20:08 из Беларуси

    gavrysh писал(a):
    текст сообщения удален
    Она говорит правду. Почему должно быть стыдно за правду?

  • andrzej_kubicki 7 марта 2016 в 20:28 из Польши

    Hermanarih (07.03.2016 10:04) писал(a):
    Безбожники большевики напали на Польшу. Вот что случилось. За это поляки снесли собор Александра Невского и ещё восемь православных храмов.Замечательная логика. Неприкрытый вандализм- вот что это такое.
    Большевики здесь ни причем. Ты сам заметил, что логики нет... Прочитай, что выше пишет limbonic-art. и все.

  • DpaHuKu 8 марта 2016 в 14:00 из Беларуси

    Нэлла_Германова (07.03.2016 11:43) писал(a):
    А уж как католики обобрали православных в Речи посполитой. И заставили говорить по-польски(гос.язык) и называть себя белорусов поляками и закрыли все православные храмы и силой заставили народ стать католиками или униатами при Ватикане. Да судить Польшу надо Гаагским трибуналом.
    Вы прежде чем такую чушь писать, почитайте историю и немножко включите мозг. Брестская уния 1596, Становление РПЦ - самозванцы с 1448 (откололись от Константинополя), признаны в 1589. Какое к черту могло быть православие во времена упадка Константинополя. А вот уничтожение Униатской церкви, московскими самозванцами, происходило без стеснения. Но в любом случае это разборки верхушки, простой крестьянин ходил в свою церквушку и ему было глубоко фиолетово какая она, а в городах было куча синагог.