Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения народного писателя Беларуси Кондрата Крапивы, автора басен, которые многие могут процитировать наизусть, создателя сатирической пьесы «Хто смяецца апошнім?» и комедии «Брама неўміручасці». TUT.BY попросил внучку и правнучку писателя вспомнить интересные моменты из жизни классика.

Фото: TUT.BY
Баснописец и драматург Кондрат Крапива.

Воспоминание первое. Писательский стол и немецкая машинка «Фортуна»

Внучка писателя Елена Атрахович и правнучка Варвара рассказывают о семейных реликвиях, которые остались после жизни деда Кондрата, как называет в семье прапрадедушку десятилетний Глеб. В первую очередь это рукописи, которые хранятся в Музее истории белорусской литературы, его письменный стол.

Фото: TUT.BY
Внучка и правнучка писателя Кондрата Крапивы. Они мечтают создать виртуальный музей классика белорусской литературы. Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

— Дедушка переезжал с ним не один десяток лет. Когда я была маленькая, стол мне казался особенно массивным, мощным. Иногда дедушка разрешал мне за ним посидеть, — вспоминает внучка писателя.

Одна из реликвий пока остается в семье, ее в музей не отдали — это печатная машинка Fortuna немецкого производства. Кондрат Крапива купил ее в 1944 году, когда вернулся в освобожденный Минск.

Печатная машинка Кондрата Крапивы. Фото из архива героев.

— Какой-то местный умелец переделал шрифт с немецкого на белорусский. Там были белорусские «і» и «ў», — подмечает правнучка Варвара.

Тексты на печатной машинке Кондрат Крапива набирал до глубокой старости. Пока была жива, порой ему помогала с набором рукописей жена.

— Стук клавиш печатной машинки звучит и сейчас в памяти. И, знаете, я, наверное, когда-нибудь нарисую свое воспоминание детское — художественное образование позволяет. Дверь кабинета дедушкиного закрыта. Из-под двери свет пробивается. И слышно, как стучит машинка. Это здорово — творческий процесс. На этой машинке была набрана, например, «Брама неўміручасці», — говорит Елена Атрахович.

Воспоминание второе. «Трэба ведаць мовы суседзяў»

В семье царило двуязычие. Жена писателя, Елена Константиновна, разговаривала по-белорусски.

— Не на трасянке, а на чистой, сочной белорусской мове, образной, народной, — говорит внучка. — В деревне Низок, родной деревне деда, старожилы и сейчас говорят на такой мове. А Кондрат Кондратьевич говорил больше на литературном белорусском. Он же был научным редактором нескольких словарей, поэтому речь у него была поставлена. Дома разговаривал то по-русски, то по-белорусски. Органично, незаметно переходил с языка на язык.

— Дедушка все время говорил: «Трэба ведаць мовы суседзяў». Он легко читал по-украински, очень хорошо знал польский — выписывал польские газеты. Еще хорошо говорил по-немецки и выписывал газету из ГДР, — добавляет правнучка Варвара.

Елена Игоревна помнит, что в детстве переписывалась со школьниками ГДР. На конверте можно было написать: «В любую школу учителю русского языка»:

— У меня завязалась переписка с одной девочкой. Но девочка не очень хорошо знала русский и стала мне писать по-немецки — дедушка переводил мне ее письма.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/скачать видео (4.01 МБ)

Кондрат Крапива с внучкой Еленой Атрахович. Видео из семейного архива.

Родные говорят: Кондрат Крапива хорошо чувствовал языки интуитивно. Елена Атрахович рассказывает примечательную историю:

— Когда я писала диссертацию, то часто обращалась к дедушке за советом по научной работе, он мне подсказывал что-то. Я написала первую статью свою в искусствоведческую газету «ЛіМ». Первое всегда нелегко дается. Текст надо было написать на белорусском: бытовую мову я знала, но написать научно-популярный текст на ней было тяжеловато. И я схитрила: писала сначала по-русски, а потом переводила. Пришла дедушке зачитать, чтобы он какие-то правки сделал. Он почитал: «А ты ведаеш — відаць, што мова перакладная. Не пішы так». По тексту понял, что думала я по-русски, когда писала. Я запомнила этот урок.

Печатная машинка Кондрата Крапивы. Фото из архива героев.

Рассказывают, что праправнук Глеб очень похож на деда. Семья добавляет, что ходит мальчик в белорусскоязычную школу.

Воспоминание третье. На рыбалку на Минское море и к яблоням — на дачу в Ждановичах

Кондрат Атрахович (настоящая фамилия писателя) родился в крестьянской семье в деревне Низок, что в Узденском районе Минской области.

— Сохранил сельские привычки какие-то, конечно, — вспоминает Елена. — Например, все кушал с хлебом. Привычка к труду. Любил рассказывать, как в Низке еще молодым ходил за плугом и в ночное — стеречь лошадей.

Страница из воспоминаний писателя: «У чатырнаццаць гадоў пайшоў за плугам і з касой. Я з удзячнасцю ўспамінаю сваіх бацькоў, якія навучылі мяне працаваць яшчэ ў маладым узросце, навучылі цаніць працу і паважаць людзей з мазольнымі рукамі. Урэшце, у іх не было загадзя выпрацаванай праграмы працоўнага выхавання. Гэта рабілася само сабою, у сілу неабходнасці. Кандрат Крапіва».

Писатель часто ездил на дачу в Ждановичах. Вместе с внуками ходил на рыбалку на Минское море. Посадил яблоневый сад.

— К этому делу он подходил с крестьянской основательностью. Даже научностью. У него были книги по садоводству, он разводил разные сорта яблок. Но мне кажется, его интересовали не столько урожаи, сколько момент цветения. Он очень любил эти мгновения. Если не жили во время цветения яблонь на даче еще, то ездил специально — посмотреть. Вроде бы в жизни не казался романтиком, но все-таки, — говорит Елена Атрахович.

Воспоминание четвертое. Четыре войны Кондрата Крапивы

На фотографиях у классика белорусской сатиры чаще всего крайне суровое выражение лица. Елена Атрахович отмечает, что суровость и строгость были ему свойственны.

— Но это была не злость, а сосредоточенность, — оценивает внучка. — У него было много мыслей: научная работа очень объемная, литературные замыслы, семейные вопросы, из которых он не «выключался». К тому же суровость во многом могла быть воспитана жизненными обстоятельствами и потерями. Человек прошел четыре войны. Сын погиб на войне. Дочка умерла после долгих болезней.

Фото: TUT.BY
Кондрат Атрахович (справа в верхнем ряду) с женой и сыном Борисом, позже умершим на Великой Отечественной войне. Возле сатирика — его отец, тоже Кондрат. Слева от Елены — ее отец Константин Махнач.

В семье Кондрат Крапива раскрывался совсем с другой стороны, говорят внуки. Шутил по-доброму, не был едким, как в известных баснях. С говоруньей женой был нежен, но сдержан:

— Отношения между бабушкой и дедушкой казались достаточно ровными. Они часто молчали друг с другом тихонько, казалось, о чем-то одном. Он называл ее Леночкой и Лёлей, она его — Кондратка.

Кондрат Крапива пережил жену на 27 лет. После ее смерти целый год ходил на кладбище — каждый день после работы.

Воспоминание пятое. Родился в год коронации последнего русского царя

Внуки показывают фото, сделанное во время Первой мировой войны. Кондрат Крапива в это время стал офицером младшего чина. Осенью 1916 года попал на румынский фронт.

Фото: TUT.BY
Самое первое фото будущего сатирика Кондрата Крапивы, времен Первой мировой войны. Рядом фото его любимой жены Елены, советские годы.

— Интересный момент: дедушка родился в год коронации последнего русского царя — 1896, а умер в возрасте почти 95 лет, в год распада Советского Союза. Но он еще не знал, что Союз распадется. В семье политические события дедушка никак не комментировал. Я так думаю, относился к ним философски — ведь столько пережил разного, весь двадцатый век со страной, — заключает Елена.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/скачать видео (47.58 МБ)

Кинофильм «Кандрат Крапіва», 1961 г., 1 ч., реж. С. Брауде, опер. Ю. Иванцов; Минская студия научно-популярных и хроникально-документальных фильмов.

Киножурнал «Савецкая Беларусь», № 9, 1966 г., реж. С. Брауде, опер. Ю. Иванцов, М. Беров, Е. Соколов, Г. Лейбман, С. Фрид, В. Цеслюк; Минская студия научно-популярных и хроникально-документальных фильмов.

Кинофильм «Кандрат Крапіва», 1983 г., 2 ч., реж. М. Купеева, опер. В. Цыртков; киностудия «Беларусьфильм».

Видеоматериалы подготовила ведущий архивист отдела использования документов и информации БГАКФФД Елена Полещук.

0058648