Политика
Экономика и бизнес
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Авто
Спорт
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Другие новости

Общество


Президент подписал указ «Об использовании авиамоделей», который многие восприняли как запрет на полеты дронов. TUT.BY нашел ответы на простые вопросы о том, как по новому закону можно будет использовать беспилотники.

По каким правилам летают сейчас?

Сейчас летать можно только с разрешением. Согласно действующему Воздушному кодексу, любой созданный человеком материальный объект использует воздушное пространство. То есть самолеты и вертолеты, воздушные змеи и квадрокоптеры перед законом равны.

Дроны позволяют фотографам делать съемки с высоты птичьего полета. Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY
Дроны позволяют фотографам делать съемки с высоты птичьего полета. Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY

Чтобы летать законно, нужно соблюдать порядок использования воздушного пространства. То есть регистрировать летательный аппарат, проходить обучение пилотированию, медицинскую комиссию, запрашивать разрешение на полет перед каждым взлетом. За нарушение правил использования воздушного пространства предусмотрен штраф. Для физических лиц он может достигать 50 базовых величин (10,5 млн).

Эти правила актуальны и логичны для «большой» авиации. Но для ребенка с воздушным змеем или фотографа с дроном выполнять все определенные законом процедуры получения разрешения на полет просто глупо. Мы подробно писали об этой ситуации в 2014 году.

— Определение понятия «использование воздушного пространства» можно трактовать очень широко. Не прописан исчерпывающий перечень видов деятельности, которые к этому относятся. Если трактовать буквально, запуск бумажного самолетика — уже использование воздушного пространства. Это определение перекочевало в белорусский Воздушный кодекс из советского законодательства, в котором появилось очень давно. Были другие технологии и другие возможности. Но техника шагнула далеко вперед, и сегодня устаревшее определение подставляет людей под административную ответственность, — пояснил начальник Управления Вооруженных сил по использованию воздушного пространства полковник Герман Александров.

Полковник Герман Александров

Он отметил, что при разработке нового указа тщательно изучался мировой опыт проблемы дронов, которые часто сближаются с самолетами, а при падении наносят травмы и причиняют материальный ущерб.

Что поменяется по новому указу?

Указ отвечает на самый главный вопрос — что такое авиамодель. Критерий один: может ли технически аппарат летать без визуального контроля оператора или нет. Не может — значит, авиамодель.

— Изначально думали разделять модели и беспилотники по весу, скорости, дальности полета и другим подобным параметрам. Но это неудобно, ведь техника быстро развивается и никто не может знать, какими будут эти устройства завтра. Нужен был универсальный критерий. После очень тщательной работы мы остановились на технической возможности аппарата летать без визуального контроля оператора — рассказал Герман Александров.

Полет без визуального контроля, по мнению разработчиков указа, представляет большую опасность. Камера на аппарате не дает полного обзора оператору и поэтому может произойти столкновение аппарата с воздушным судном или препятствием. Последствия такого столкновения могут быть печальными.

Профессиональный дрон

Популярные дроны, например марки DJI, чаще всего имеют на борту цифровую камеру и могут передавать изображение с нее на монитор оператора, а также вполне могут улететь на несколько километров. То есть они летают без визуального контроля оператора, не являются авиамоделями. Их, как и раньше, надо регистрировать и получать разрешение на взлет. Указ на них никак не повлиял. А вот дети с летающими игрушками могут вздохнуть спокойно, когда Совмин утвердит правила использования авиамоделей (по указу на это отводится полгода).

Как это будет работать?

Департамент по авиации Министерства транспорта и коммуникаций сейчас разрабатывает технический нормативно-правовой акт под названием "Авиационные правила организации и выполнения полетов гражданских беспилотных летательных аппаратов". Сейчас они находятся в процессе согласования и будут не самыми мягкими для владельцев беспилотных летательных аппаратов.

— Обязательно нужно будет пройти обучение, зарегистрировать аппарат и получать разрешение на взлет. В городе летать беспилотным летательным аппаратам запрещено уже давно авиационным законодательством, — пояснил один из разработчиков правил, бывший начальник кафедры беспилотных авиационных комплексов и боевого управления Белорусской государственной академии авиации Сергей Костевич.

— Зарегистрировать аппарат в установленном порядке владельцу не будет очень сложно. Необходимо иметь сертификат соответствия нормам летной годности и по существующим правилам беспилотный летательный аппарат вносится в реестр гражданских воздушных судов. Помимо сертификатов, необходимо получить свидетельство оператора беспилотного летательного аппарата.

Как решают проблему дронов в других странах?

Федеральное авиационное агентство США запустило систему регистрации дронов на своем сайте, ее должны пройти аппараты весом от 250 граммов. Стоимость процедуры онлайн-регистрации 5 долларов, полученный регистрационный код действует три года.

На сайте нужно указать свой домашний адрес и номер кредитки, а полученный регистрационный номер разместить на дроне так, чтобы он был хорошо читаем. Ответственность за полет несет владелец аппарата. Штраф за полеты в запретных зонах или полеты без регистрации может составлять до 250 тысяч долларов.

В Великобритании нельзя летать выше 150 метров в людных местах, а для полетов нужна лицензия ценой в 1800 фунтов. В Австралии ограничения еще строже — нужно получать свидетельство пилота и лицензию на управление аппаратом. Летать выше 120 метров нельзя. В России с 30 марта 2016 года будет запрещено летать без регистрации и сертификации любому аппарату весом больше 250 грамм.

Как отнеслись к новому закону владельцы дронов?

В Беларуси много людей пользуются дронами и другими видами легких беспилотников для работы и развлечения. С нами связался сотрудник одной из организаций Академии наук Денис. Он рассказал, что его организация занимается внедрением беспилотников в сельском хозяйстве, геодезии и других отраслях.

— Мы сами строим беспилотники, но не можем их зарегистрировать и применить. Для регистрации аппарата нужен сертификат соответствия, который на самодельные аппараты получить крайне сложно. И регистрация — только первый шаг процедуры получения разрешения на полет. Получается, вся наша работа — вне закона. Отсутствие выполнимых правил не позволяет отрасли полноценно развиваться.

Проблема будет только расширяться — за беспилотными технологиями будущее. На мой взгляд, беспилотники тоже нужно делить по классам. Операторов небольших дронов достаточно зарегистрировать и довести до них простые правила. Не летать над людьми, возле аэропортов и в других опасных местах. Операторов более серьезных систем нужно готовить соответствующе, считает Денис .

Помочь внедрить американскую систему регистрации в Беларуси хотят пользователи дронов из сообществ rc-club.by:

— Мы предлагаем Министерству транспорта за свои средства разработать удобный сайт для регистрации дронов, базу владельцев. Идентификационный номер на каждом дроне позволит легко найти владельца и, таким образом, дисциплинирует. Но мы пока не видим большой заинтересованности со стороны Минтранса, — пояснил пользователь дрона Евгений.