Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Алина Янчур,

Изменить жизнь ребенка за два часа в неделю предлагает проект наставничества для детей-сирот «Нити дружбы». Проект ищет, обучает и сопровождает наставников. Волонтеры говорят, что дети-сироты сегодня не обделены подарками, сладостями и даже современными гаджетами, но из детских домов они выходят совершенно не готовыми к взрослой жизни. Самое главное, в чем нуждается ребенок, оставленный без родительской любви, — это долгие устойчивые отношения со значимым взрослым.

Какая помощь нужна детям-сиротам, кто такой наставник и как им стать. Участница проекта «Нити дружбы» рассказала TUT.BY о выборе, который изменил ее жизнь.

Юлия Пашкевич — преподаватель физкультуры в школе. Еще до создания проекта «Нити дружбы» девушка занималась волонтерством вместе с друзьями. Пять лет назад подруга пригласила Юлю в детский дом провести мероприятие. Пообщавшись с воспитанниками, девушка поняла, что проблемы детей-сирот ей небезразличны. Несколько лет вместе с командой она ездила в детские дома и проводила различные уроки для детей.

— Чем больше мы общались с детьми, — делится Юля, — тем больше понимали, что коллективное общение не так эффективно, как общение один на один.

В одной из своих поездок Юля подружилась с мальчиком Андреем из детского дома и долгое время общалась с ним.

Фото из архива Нити Дружбы
Юля во время волонтерской поездки в детский дом. Фото из архива «Нити дружбы»

— Он сам подошел ко мне, пока другие парни обучались фехтованию, и начал рассказывать о своей жизни. Говорил о своей семье, как родители заставляли его просить милостыню, как они с сестрой сбегали, прятались. Меня это так тронуло, что я стала приезжать к этому мальчику, разговаривать. К сожалению, тогда я многого не знала о психологии детей-сирот и, наверное, иногда вела себя не совсем правильно. В какой-то момент наши отношения закончились.

«У них нет родителей, которые подскажут, куда поступить, зато есть куча хронических заболеваний»

Когда в Беларуси появился проект «Нити дружбы», Юля стала одним из первых наставников. Говорит, что иначе быть не могло. В тот момент она уже год общалась с мальчиком, который и стал ее подопечным в рамках проекта. Юра — веселый и общительный парень с непростым характером. Ему — тринадцать лет, но выглядит он, по словам наставницы, на девять-десять.

— У него немного отстает физическое развитие, много хронических заболеваний, часто лежит в больницах. У этих деток такая судьба, что начинаешь ценить то, что есть у тебя. Страшно представить, насколько им тяжело чего-то добиться в жизни, вырваться вперед. У них нет родителей, которые помогут, подскажут, куда поступить, зато есть куча хронических заболеваний, с которыми трудно справиться. У детей-сирот очень низкая самооценка, они даже не думают, что могут чего-то добиться, и совсем не ценят свою жизнь.

Подготовка наставников в «Нитях дружбы» проходит в три этапа. Все желающие посещают инфовстречу, где узнают о проекте. Эта информация помогает принять решение, становиться наставником или нет. Дальше участники проходят собеседование с психологом и обязательный трехдневный тренинг. Юля говорит, что без такого обучения ей было бы трудно понять психологию детей-сирот, установить прочные и долгие отношения с ребенком.

— Я думала, что все очень просто. А потом прошла тренинг в «Нитях дружбы» и поняла, что на самом деле творится в головах детей-сирот. Самому очень трудно грамотно строить отношения. В проекте всегда можно получить информационную поддержку, обратиться к координатору или психологу с вопросом. Здесь всегда подсказывают, как решить какие-то проблемы или конфликты. Очень здорово, что есть к кому обратиться. Так как это наставничество, нужно быть профессионалом в отношениях, а не таким же эмоциональным, как и сам ребенок.

«Я хочу, чтобы Юра умел находить что-то положительное в своей жизни»

Юля видится с Юрой два часа в неделю, обычно по субботам. Если вдруг у Юли не получается встретиться, она предупреждает Юру, и встреча переносится на другой день. Это обязательное условие участия в проекте — возможность проводить с ребенком минимум два часа в неделю на протяжении года. Постоянство дает ребенку чувство стабильности, удовлетворяет базовую потребность в безопасности.

— Безопасность — одна из начальных потребностей ребенка. Вспоминайте пирамиду Маслоу. Ребенок не может заняться учебой, если у него куча страхов. Нужно строить доверительные отношения с ребенком, чтобы он мог открываться со временем. Дети-сироты носят внутри столько всего пережитого, тяжелого, что этим необходимо с кем-то поделиться.

Во время встреч Юля и Юра много разговаривают, делятся новостями за неделю. Наставница старается выслушать своего подопечного, ведь ему больше не с кем поделиться своими проблемами. Юля придумывает различные развлечения. Зимой, например, они ходят кататься на санках.

— Я хочу, чтобы Юра умел находить что-то положительное в своей жизни. Он всегда может рассказать, сколько всего плохого произошло у него за неделю. Но я стараюсь научить его находить и хорошее.

Какое-то время наставница пыталась заниматься с парнем учебой, читать литературу, но получалось с трудом.

— Пока не восполнишь основные потребности ребенка в безопасности, принятии, об учебе ему будет трудно думать.

«В детском доме невозможно найти человека, который выслушает. Одного воспитателя на всех детей не хватит»

Были в отношениях наставницы и ребенка трудные периоды. Когда Юле нужно было уезжать, парень устраивал истерики, плакал, не хотел ее отпускать. Координаторы «Нитей дружбы» рассказали, что дети боятся потерять нового друга, такими поступками часто проверяют наставника.

— Сначала я много его жалела, много поблажек делала. Но это неправильно — жалостью помочь нельзя. Я хочу, чтобы он стал личностью, чтобы он воспитывал свой характер. Поэтому устанавливаю какие-то требования. Если он начинает психовать, я ухожу и говорю, что вернусь, когда он будет готов говорить спокойно.

Фото из архива Нити Дружбы
Юля в офисе «Нити дружбы». Фото из архива «Нити дружбы»

Юля старалась быть терпеливой и смогла заслужить доверие Юры.

— Я очень радуюсь, когда он раскрывается. На последней встрече я рассказала Юре о своей семье, показала фотографии. Он поделился со мной историями о родителях, которые его бросили, о семье, которая принимает его на отдых в Италии. Вспоминал свое детство, первые страхи. Таких откровенных разговоров у нас еще никогда не было. Каждому человеку нужно, чтобы его кто-то выслушал. В детском доме невозможно найти такого человека. Одного воспитателя на всех детей не хватит. Когда ребенок выговорится, ему легче учиться, легче общаться со сверстниками.

Наставник и ребенок общаются уже почти два года. По словам девушки, важно относиться к наставничеству как к дружбе, а не формальным отношениям. Когда у Юли случаются какие-то проблемы, она делится ими со своим подопечным. Во-первых, чтобы ребенок понимал, что проблемы есть не только у него. Во-вторых, чтобы получить советы, которые иногда удивляют наставницу глубиной мысли.

— Как-то у меня была трудная ситуация с работой, и я собиралась уехать из Минска. А он мне говорит: «Юля, ты же понимаешь, что уехать из Минска — значит, проиграть?». Я задумалась… — улыбается девушка.

Наставник, по словам Юли, должен быть верным, ответственным, терпеливым, любящим детей и готовым терпеть обиды.

— Наставник — это в первую очередь друг. Это небезразличный к ребенку взрослый, готовый выслушать, дать совет и поддержать. Не нужно поучать, навязывать свое мнение, это только оттолкнет ребенка. И ни в коем случае не нужно ждать благодарности.

Юля говорит, что и у нее бывают трудные периоды, когда она не видит результат, когда кажется, что не хватает времени даже на свою жизнь. Но потом это проходит. Это общение помогает не только ребенку, но и ей самой.

— Понимаешь, что нужно ценить, что имеешь, хотя ты к этому привык. Учишься дружить, узнавать людей и радоваться простым моментам.

41 ребенок ждет своего наставника

Директор организации «Нити дружбы» Артем Головий привез идею наставничества из Киева. Там уже несколько лет существует подобный проект «Одна Надежда». Артем сам стал круглым сиротой в 13 лет. Но в его жизни появилась женщина, которая в трудную минуту поддержала парня. Тогда он понял важность наставника в жизни каждого человека. Сегодня Артем воспитывает усыновленного мальчика и развивает наставничество для детей-сирот в Минске.

Фото из архива Нити Дружбы
Юля получает благодарность от директора организации «Нити дружбы» Артема Головия. Фото из архива «Нити дружбы»

Киевские друзья с радостью поделились своими материалами с заинтересованными друзьями из Беларуси. Так, 31 июля 2014 года было зарегистрировано Учреждение по социальной адаптации детей-сирот «Нити дружбы». Сегодня в рамках проекта действует 16 пар наставник — ребенок. Еще 41 ребенок ждет своего наставника, 36 из них — мальчики.