Политика
Экономика и бизнес
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Авто
Спорт
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY

Общество


В прошлом году средняя школа № 20 Барановичей присоединилась к двум пилотным проектам Министерства образования: нормативного финансирования и отраслевой оплаты труда. В результате за год бюджет учреждения образования вырос в три раза, а зарплата учителей повысилась на 1,5 — 2 миллиона рублей. О том, почему педагоги надеются, что эксперименты приживутся, и как нормативное финансирование позволит уйти от школьных «поборов», TUT.BY узнал в Барановичах.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

«Денег реальных я не видел»

Михаил Викторович Мишин руководит СШ № 20 15 лет. Как признается педагог, по долгу службы он часто задавался вопросом, как сделать школу хорошей, и пришел к выводу, что прежде всего нужно создать надлежащие условия: «Чтобы учитель мог спокойно работать, давать знания, а ребенок — чувствовать себя комфортно в классе. Все остальное решаемо».

В теории все выглядит просто, но применить это на практике за все время работы реальной возможности не было. Деньги из года в год, конечно, выделялись, но не в тех объемах, которые необходимы.

«Одному дали, второму просто денег не хватило. Как-то точечно это делалось<…>. Денег реальных я не видел. Выделялись, конечно, но они (суммы. — TUT.BY) другие были», — объясняет Михаил Викторович.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

В январе прошлого года все школы Барановичей включили в пилотный проект нормативного финансирования — то есть школам стали выделять деньги исходя из количества учеников.

«Есть статьи расходов, и на каждую заложены определенные суммы исходя из количества учеников, — объясняет директор. — Чем больше учащихся, тем больше приток денег. То есть сегодня каждая школа заинтересована в том, чтобы было увеличение количества учащихся».

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

В результате в 2015 году СШ № 20, в которой учится немногим более 1000 детей, из городского бюджета выделили 250 миллионов рублей. Для сравнения: в 2014 году сумма была скромнее — 78 миллионов.

При нормативном финансировании главными факторами, определяющими объем финансирования, являются среднегодовая численность учащихся, величина коэффициентов и базового норматива.

Перед началом эксперимента, в декабре 2014 года, Совет министров установил базовый норматив в размере 11 миллионов 807,6 тысячи рублей — столько отвели на содержание одного школьника в год.

В зависимости от учреждения образования и ступени обучения к базовому нормативу применялись различные коэффициенты. Самый большой — для учащихся старших классов гимназий и лицеев — 1,26. То есть 11,8 миллиона рублей умножаем на 1,26, получаем почти 15 миллионов рублей на одного гимназиста-старшеклассника. Самый маленький коэффициент у младшеклассника — 0,799.

Когда проект продлили на 2016 год, был утвержден новый базовый норматив. На городские школы сумма составила 12 миллионов 929 тысяч рублей. Для сельской местности — 28 миллионов 177 тысяч.

Также изменились и коэффициенты. В этом году к младшеклассникам применяют коэффициент 0,803, для старшеклассников школ — 1,085, гимназий, лицеев — 1,255.

«Переоборудуем все кабинеты и актовый зал»

Важным в проекте нормативного финансирования является то, что директорам дали больше полномочий в распоряжении бюджетом школ, говорит начальник отдела образования, спорта и туризма Барановичского горисполкома Елена Соловей. Если раньше была одна общая сумма на все школы, то теперь у каждой школы свой бюджет.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

«Теперь руководитель учреждения образования является распорядителем средств. Он составляет свою смету. Он сам видит, что ему важно, и расставляет приоритеты», — отметила собеседница.

В средней школе № 20 еще до начала проекта практически во всех кабинетах сделали хороший ремонт, поэтому выделенные средства были направлены на закупку новой мебели.

«За два года всего лишь мы переоборудуем все кабинеты и актовый зал. <…> За 15 лет моего директорства никогда столько денег у нас не было. <…> Плюс к тому же была у нас возможность технику купить, мы ее приобретали. Все, что запланировали, мы до копеечки использовали», — отметил Михаил Викторович.

«Заработная плата выросла на 30%»

Помимо нормативного финансирования, СШ № 20 Барановичей также подключилась к еще одному эксперименту — отраслевой оплате труда.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

Есть ряд критериев, выполнение которых предусматривает определенный размер доплаты: это, например, организация 100% питания в классе, участие в дополнительных воспитательных или культурных мероприятиях, конференциях, посещение проблемных семей и так далее. Как рассказал Михаил Викторович, в учительской повесили приказ с информацией о критериях и размере доплаты, и каждый педагог мог сам посмотреть, как получить «бонус».

«Заработная плата выросла на 30%. Например, 2013−2014 учебный год (до проекта. — TUT.BY) [зарплата по школе была] в среднем 5 миллионов. В прошлом — уже семь. Увеличение существенное. Есть учителя, у которых заработная плата выходила 9−10 миллионов», — объясняет директор СШ № 20.

По словам Михаила Викторовича, отраслевая оплата труда повысила качество образования, учителя стали проявлять больше инициативы.

«В школе проводился анализ деятельности отделом образования, спорта и туризма Барановичского горисполкома. <…> Была очередь из учителей, которые просили, чтобы комиссию привели к ним на урок. Это уникально. Люди приходят и сами просят, чтобы его работу показывали. Это о многом говорит».

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

Зарплата — до 10 миллионов рублей

Светлана Понтус преподает в СШ № 20 историю. Помимо обучения детей, занимается внешкольной работой, классным руководством, готовит олимпиадников. По словам Светланы Антоновны, в прошлом году ее зарплата выросла примерно на 1,5−2 миллиона рублей. Максимум, который педагог получила за время эксперимента с отраслевой оплатой труда, — около 10 миллионов за месяц.

«Зарплата очень выросла. Я руководитель учебно-методического объединения — оплата идет. У меня в 11-м классе 100% питание — и это из отраслевых выплат хорошо оплачивается. У меня всегда много олимпиадников, победителей. Администрация это поощряет. У меня действительно ощутимая доплата. Я классный руководитель, мы участвуем в различных конкурсах. За это тоже идет поощрение. Поэтому я довольна. Благодаря отраслевым выплатам любые наши успехи поощряются», — рассказывает Светлана Понтус.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

Учитель начальных классов СШ № 20 Светлана Данилович также положительно характеризует эксперимент. Светлана — член аттестационной комиссии и профкома. Помимо занятий, берет на себя дополнительную общественную нагрузку.

«Я за то, чтобы они (отраслевые выплаты. — TUT.BY) были. Это нужно и правильно. Есть возможность администрации нас поощрять. Все очень открыто. В учительской есть документ, по которому видно за что, когда и сколько. У нас в начальной школе, когда мы детей куда-нибудь везем, выплаты бывают. Также у администрации есть возможность поощрить тех, кто работает в лагерях во время каникул. Если я в плане на лагерь не стою, я могу сама пойти и попроситься. У меня большой класс, например, 30 детей. Идет доплата за количество детей», — отметила собеседница.

Новые правила

Как пояснил директор СШ № 20 Михаил Мишин, в 2016 году в эксперимент по отраслевой оплате труда внесли некоторые изменения. Если раньше выплаты были привязаны к отраслевому окладу, то с января 2016 года «бонусы» зависят от тарифной ставки первого разряда: «Суммы немного уменьшились, но в принципе хватает».

Минус в этих экспериментах только один — то, что пока это все-таки эксперимент и он может закончиться. В этом сходятся и педагоги, и администрация школы.


Комментарии с форума

Избранные комментарии
  • id242245945 23 февраля 2016 в 09:43 из Беларуси

    Это замечательное сообщение. Это пример региональных инициатив. Это путь в новое эффективное состояние нашего общества. Но есть одна проблема - таких регионов, как Барановичи, очень мало. Нет денег в районных и городских бюджетах. Надо АКТИВНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИВЛЕКАТЬ ДЕНЬГИ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОЗРАЧНЫМ И ЗАКОННЫМ СХЕМАМ. Сегодняшняя и будущая элита белорусского общества должна иметь ЗАКОННОЕ ПРАВО на свое развитие, на получение дополнительх преимуществ в образовании ЗА СВОЙ СЧЕТ. Не надо этого бояться, ОБ ЭТОМ НАДО ЗАЯВЛЯТЬ СМЕЛО. НАМ НУЖНА НАСТОЯЩАЯ БЕЛОРУССКАЯ ЭЛИТА. И мы просто обязаны поддержать такие проекты, расширять варианты взаимодействия общества, школы и домохозяйств.

  • Миледи(290208) 23 февраля 2016 в 10:21 из Беларуси

    все это хорошо, но мне кажется. учитель должен в первую очередь давать знания. а не "организовывать 100% питание". ведь это грустно и обидно,если из-за одного ученика, который не ходит в столовую по мед.показаниям (например, у нас в столовой 3 раза в неделю курица, а масе моей её категорически нельзя), хороший учитель лишится надбавки... критериями должны быть олимпиады, успешные выступления, а никак не набивание животов... хотя в целом идем правильной дорогой. бюджетирование должно быть в руках того .кто реально понимает нужды школы - директор и зам. по АХЧ - а не теток из РОНО, которые эту школу в глаза не видели и не знают, что именно школе нужнее - интерактивная доска или элементарно новые низкие парты для первоклашек...

  • забеларус 22 февраля 2016 в 14:12 из Беларуси

    капиталистические замашки пресечь на корню учитель это призвание, это долг, но никак не хорошее настроение и сытый желудок

  • Эжен_Лебедев 22 февраля 2016 в 15:16 из Беларуси

    ladyinred (22.02.2016 14:58) писал(a):
    Т.е. мне как педагогу будут платить не за проведенные уроки, а за то, что я заставила весь класс сдавать деньги на питание, собрала весь класс в свое свободное время (которого и так катастрофически не хватает) и повезла детей на экскурсию? Или за то, что я вместо подготовки к своим урокам "шастала" по проблемным семьям и проверяла проводку, притопочные листы и оплату коммуналки?!
    А для чего Вы нужны в школе!

  • henri78 22 февраля 2016 в 16:23 из Беларуси

    копилочка (22.02.2016 14:08) писал(a):
    сельским школам с количеством учеников меньше 200 человек капец.
    А где проще работать в сельской школе, где в классе где 5-10 учеников, или в городской, где по 25?

  • Oxi_kat 22 февраля 2016 в 16:33 из Беларуси

    Belka_tut (22.02.2016 15:54) писал(a):
    Господи , хоть бы не сглазить. Пусть хоть где-то будет хорошо! Пусть учителя получают достойную оплату своего труда . Ведь если педагог не будет думать как свести концы с концами то и родители не будут думать где б недорого репетитора нанять.
    Вы думаете качество обучения измениться? Согласна, что у МЕДиков и ПЕДработников должна быть достойна зп, т.к. одни лечат, другие учат наших детенышей. Но не уверена, что от этого изменится качество. (Лично мое мнение)

  • ivan_prokopovich 22 февраля 2016 в 17:25 из Беларуси

    Надо внедрять повсеместно

  • blik13 22 февраля 2016 в 17:53 из Беларуси

    Начинание замечательное. НО не верю я что пойдёт в массовое применение. Чиновники глянут сколько денег утекает, на новую А8 для губернатора не хватает и прикроют систему

  • nadine-monro 22 февраля 2016 в 18:48 из Беларуси

    Еще директоров не пересажали? Скоро начнутся посадки.

  • id248811464 22 февраля 2016 в 19:33 из Беларуси

    и они еще плачут что у них учителей маленькая зарплата

  • tam_rat 22 февраля 2016 в 19:51 из Беларуси

    urbanmir (22.02.2016 14:20) писал(a):
    в пилотных проектах у них все здорово. как переносят на всю страну - полный КАПЕЦ.
    Чтобы провести один пилотный проект, это ж сколько школ подвинуть нужно??? Вангую - общая сумма на все школы не изменилась. Пусть об этом расскажут.

  • tam_rat 22 февраля 2016 в 19:55 из Беларуси

    henri78 (22.02.2016 16:23) писал(a):
    А где проще работать в сельской школе, где в классе где 5-10 учеников, или в городской, где по 25?
    Придётся сельским учителям работатль за чечевичную похлёбку.

  • igor02 22 февраля 2016 в 20:42 из Беларуси

    urbanmir (22.02.2016 14:20) писал(a):
    в пилотных проектах у них все здорово. как переносят на всю страну - полный КАПЕЦ.
    Так на пилотный проект денех хватает, а где ж на всю страну найдешь - "теленок маленький - на всех не хватит!" (с)

  • slw 22 февраля 2016 в 20:47 из Беларуси

    kontrolnaia-su (22.02.2016 16:02) писал(a):
    По мне так один критерий успешности учителя...это полученные и усвоенные знания ученика...мебель, обеды и прочее к делу не относится
    На прошлой неделе нам озвучили рейтинг школ нашего района за 2015 г. Победила школа... Которая собрала с родителей больше всего денег... А олимпиады, смотр знаний и т.д.. Это уже давно не так важно для тех кто там наверху...

  • Eгерь 22 февраля 2016 в 23:19 из Беларуси

    fosto (22.02.2016 14:15) писал(a):
    Работает у меня там знакомая. Доплаты сталт получать "приближенные" к директору люди. У простых педагогов зп выросла на 200-300к
    Можете как-то подтвердить свои слова, что доплаты получают приближенные?

  • fosto 22 февраля 2016 в 23:58 из Норвегии

    Eгерь (22.02.2016 23:19) писал(a):
    Можете как-то подтвердить свои слова, что доплаты получают приближенные?
    Можете привести пример подтверждения?

  • irin__nazarova 23 февраля 2016 в 00:26 из Беларуси

    tam_rat (22.02.2016 19:55) писал(a):
    Придётся сельским учителям работатль за чечевичную похлёбку.
    Чечевица в нашей местности - дорогой продукт, за перловую кашу.

  • Giibel 23 февраля 2016 в 02:43 из Беларуси

    Было 78 млн, стало 250 млн.... За чей счёт?

  • Lina-Vika 23 февраля 2016 в 07:14 из Норвегии

    Не, про деньги я поняла, в статье только о них и говориться. А про то, как собираются здоровье детям сохранять (конторки Базарного) или психологический комфорт организовать (раздельное обучение мальчиков и девочек по классам), грамотные учебные пособия или прекрасную программу "школа 2100" ввести для всех классов? Статья о чём?!

  • Lina-Vika 23 февраля 2016 в 07:17 из Норвегии

    tatamisha писал(a):
    текст сообщения удален
    Всё идёт от дискомфорта детей, которые в таких условиях учиться не хотят. Приходится их ломать психически и делать биороботов. Мало кто может спокойно заниматься таким делом.

  • Миледи(290208) 23 февраля 2016 в 10:25 из Беларуси

    Lina-Vika (23.02.2016 07:14) писал(a):
    Не, про деньги я поняла, в статье только о них и говориться. А про то, как собираются здоровье детям сохранять (конторки Базарного) или психологический комфорт организовать (раздельное обучение мальчиков и девочек по классам), грамотные учебные пособия или прекрасную программу "школа 2100" ввести для всех классов? Статья о чём?!
    чего-чего? какое раздельное обучение? вы о чем? кисельные барышни в 21 веке нам не нужны. класс. в которм только мальчишки - это не класс, а либо казарма. с котрой должен справляться учитель-мужчина. либо бардак и кошмар всей школы. у меня племяш учился в классе, где соотношение мальчиков-девочек было 4 к 1. это был ахтунг всей параллели... оптимально, когда каждому мальчику достается по девочке. это и для тех .и для других хорошо. мальчишки учатся быть джентльменами, а девчонки - леди. и надо было видеть, как сегодня девчонки (первый класс) шушукались за дверью и репетировали речевку "с днем мужчин, мальчики". им это в радость, в удовольствие... не надо нам раздельного обучения!!!

  • id7107813 23 февраля 2016 в 10:38 из Беларуси

    школа вообще не нужна

  • id112911171 23 февраля 2016 в 11:40 из Европы

    Как вооще насчет "поборов"? Мне надо сдавать на нужды класса 300 т.р., какой то фонд мира (что за фонд- кругом война), на туалетную бумагу. Стало обязательным питание. Мое чадо не хочет питаться в школьной столовой-не нравится ( хотя сам проверял, как по мне то не плохо). Отдельный разговор о покупке дополнительного материала к учебникам некоторые стоимостью свыше 250 т.р., кстати не допущенные, не согласованные и не разрешенные Мин.образования. И так далее...

  • Алекс_Апекс 23 февраля 2016 в 13:20 из Беларуси

    id242245945 (23.02.2016 09:43) писал(a):
    Это замечательное сообщение. Это пример региональных инициатив. Это путь в новое эффективное состояние нашего общества. Но есть одна проблема - таких регионов, как Барановичи, очень мало. Нет денег в районных и городских бюджетах. Надо АКТИВНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИВЛЕКАТЬ ДЕНЬГИ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОЗРАЧНЫМ И ЗАКОННЫМ СХЕМАМ. Сегодняшняя и будущая элита белорусского общества должна иметь ЗАКОННОЕ ПРАВО на свое развитие, на получение дополнительх преимуществ в образовании ЗА СВОЙ СЧЕТ. Не надо этого бояться, ОБ ЭТОМ НАДО ЗАЯВЛЯТЬ СМЕЛО. НАМ НУЖНА НАСТОЯЩАЯ БЕЛОРУССКАЯ ЭЛИТА. И мы просто обязаны поддержать такие проекты, расширять варианты взаимодействия общества, школы и домохозяйств.
    Ржунимагу Товарисч, сегодня же не 1 Мая, а вы не на трибуне))) Хладнокровнее...

  • Nabu_Sar 23 февраля 2016 в 16:00 из Беларуси

    andrei_daniliuk_talks86 (22.02.2016 14:14) писал(a):
    Была очередь из учителей, которые просили, чтобы комиссию привели к ним на урок. Это уникально. Люди приходят и сами просят, чтобы его работу показывали. Это о многом говорит Читать полностью: http://news.tut.by/society/485756.html Это не уникально, это естественно только вы уже забыли об этом.
    Не забыли, а просто не знали. И наконец чья-то "светлая" голова прочитала , что если к человеку (работнику) применять не только "кнут" , но и "пряник", то он (работник) начинает работать ещё лучше.

  • emathby 23 февраля 2016 в 17:03 из Беларуси

    Светлана Понтус преподает в СШ № 20 историю. Помимо обучения детей, занимается внешкольной работой, классным руководством, готовит олимпиадников. По словам Светланы Антоновны, в прошлом году ее зарплата выросла примерно на 1,5−2 миллиона рублей. Максимум, который педагог получила за время эксперимента с отраслевой оплатой труда, - около 10 миллионов за месяц. «Зарплата очень выросла. Я руководитель учебно-методического объединения - оплата идет. У меня в 11-м классе 100% питание - и это из отраслевых выплат хорошо оплачивается. У меня всегда много олимпиадников, победителей. Администрация это поощряет. У меня действительно ощутимая доплата. Я классный руководитель, мы участвуем в различных конкурсах. За это тоже идет поощрение. Поэтому я довольна. Благодаря отраслевым выплатам любые наши успехи поощряются», - рассказывает Светлана Понтус. Читать полностью: http://news.tut.by/society/485756.html
    Ну а теперь попорядку. 1. Преподаватель должен преподавать. И точка. 2. Внешкольная работа (организационно-воспитательная, как классный руководитель) - не более 5 часов в неделю. Из них 1 час - классный час; 0,5 часов - информационный час. Итого, остаётся 3,5 часа из возможного максимума. Учитывая, что класс 11 - то готовиться к этим мероприятиям очень легко. А 100% питание - это как? Обязаловка? Она имеет отношение к обучению? По-моему, это просто дополнительная обязанность, за неполное выполнение которой можно ничего не платить. 3. Подготовка олимпиадников - это хорошо, но не обязательно. Потому что можно готовить и не дать олимпиадников. Это забирает ещё примерно 2-3 часа времени в неделю (если готовить нормально и с расчётом на успех). В любом случае, лично моё мнение: готовить олимпиадников должны учителя, которые не обременены лишней нагрузкой (в идеале, учителя, которые занимаются НЕПОСРЕДСТВЕННО только олимпиадами, но таких в школах нет или их количество очень мало). 4. Руководитель учебно-методического объединения - ещё 2 часа в неделю (минимум должно быть), однако, зачастую, это просто

  • emathby 23 февраля 2016 в 17:14 из Беларуси

    uran_gg (22.02.2016 17:55) писал(a):
    Нельзя делать финансирование пропорционально количеству учеников! Да, большие школы будут в плюсе, а вот средние и мелкие - проиграют. Это во-первых. Во-вторых, учителя и мелких, и средних, и крупных школ будут просто бояться ставить адекватные оценки учащимся, т.к. те в любой момент могут перейти в школу, где им согласятся нарисовать совершенно липовые аттестаты ради этого источника финансирования. И пойдут как грибы после дождя у нас одни сплошные медалисты, которые на ЦТ потом едва-едва 30% набирают. На выходе мы получим полную профананцию учебного процесса в борьбе за учеников.
    В рвении выслужиться перед вышестоящим начальством у нас в гимназии объединили три 9-х класса в два. При этом, согласно Кодексу об образовании, в гимназии не может быть в среднем и старшем звене в каждом из классов более 20 человек. Сколько их в каждом из 9-х? Да и в принципе, в каждом на 2-й и 3-й ступени (только те, где лично веду полные классы): 5А - 27 5Б - 26 8А - 24 8Б - 26 А в 9-х - за 25 человек, в набранном 10м - более 30. Нормально так соблюдается закон, правда? Интересно, кто получил откаты за экономию бюджета? А как быть с качеством образования, государству плевать на это?

  • ian13 26 февраля 2016 в 13:43 из Беларуси

    У нас в стране всё как всегда. Школа моей мамы начала работать по данной программе. Да, для учителей это был огромный плюс, а учитывая, что к моей маме в класс записываются в очереди, чтобы попасть (это правда), такое изменение её сильно радовало, ведь наконец-то те неимоверные затраты сил на подготовку подрастающего поколения хоть как-то теперь оценивались. Вы думаете все деньги тратились на себя? Нет. То лишнее пособие купить, то что-то в класс добавить, то ещё что... Но как и все умные проекты в нашей стране, всё быстро закончилось. Уже в этом году всех учителей собрали и сказали, мол, денег нет, программу закрываем, зарплаты вам возвращаем прежние, скажите спасибо что вообще платим. Парадокс "беларускага шчасця" в нашей стране процветает до сих пор.