Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


В прошлом году средняя школа № 20 Барановичей присоединилась к двум пилотным проектам Министерства образования: нормативного финансирования и отраслевой оплаты труда. В результате за год бюджет учреждения образования вырос в три раза, а зарплата учителей повысилась на 1,5 — 2 миллиона рублей. О том, почему педагоги надеются, что эксперименты приживутся, и как нормативное финансирование позволит уйти от школьных «поборов», TUT.BY узнал в Барановичах.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

«Денег реальных я не видел»

Михаил Викторович Мишин руководит СШ № 20 15 лет. Как признается педагог, по долгу службы он часто задавался вопросом, как сделать школу хорошей, и пришел к выводу, что прежде всего нужно создать надлежащие условия: «Чтобы учитель мог спокойно работать, давать знания, а ребенок — чувствовать себя комфортно в классе. Все остальное решаемо».

В теории все выглядит просто, но применить это на практике за все время работы реальной возможности не было. Деньги из года в год, конечно, выделялись, но не в тех объемах, которые необходимы.

«Одному дали, второму просто денег не хватило. Как-то точечно это делалось<…>. Денег реальных я не видел. Выделялись, конечно, но они (суммы. — TUT.BY) другие были», — объясняет Михаил Викторович.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

В январе прошлого года все школы Барановичей включили в пилотный проект нормативного финансирования — то есть школам стали выделять деньги исходя из количества учеников.

«Есть статьи расходов, и на каждую заложены определенные суммы исходя из количества учеников, — объясняет директор. — Чем больше учащихся, тем больше приток денег. То есть сегодня каждая школа заинтересована в том, чтобы было увеличение количества учащихся».

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

В результате в 2015 году СШ № 20, в которой учится немногим более 1000 детей, из городского бюджета выделили 250 миллионов рублей. Для сравнения: в 2014 году сумма была скромнее — 78 миллионов.

При нормативном финансировании главными факторами, определяющими объем финансирования, являются среднегодовая численность учащихся, величина коэффициентов и базового норматива.

Перед началом эксперимента, в декабре 2014 года, Совет министров установил базовый норматив в размере 11 миллионов 807,6 тысячи рублей — столько отвели на содержание одного школьника в год.

В зависимости от учреждения образования и ступени обучения к базовому нормативу применялись различные коэффициенты. Самый большой — для учащихся старших классов гимназий и лицеев — 1,26. То есть 11,8 миллиона рублей умножаем на 1,26, получаем почти 15 миллионов рублей на одного гимназиста-старшеклассника. Самый маленький коэффициент у младшеклассника — 0,799.

Когда проект продлили на 2016 год, был утвержден новый базовый норматив. На городские школы сумма составила 12 миллионов 929 тысяч рублей. Для сельской местности — 28 миллионов 177 тысяч.

Также изменились и коэффициенты. В этом году к младшеклассникам применяют коэффициент 0,803, для старшеклассников школ — 1,085, гимназий, лицеев — 1,255.

«Переоборудуем все кабинеты и актовый зал»

Важным в проекте нормативного финансирования является то, что директорам дали больше полномочий в распоряжении бюджетом школ, говорит начальник отдела образования, спорта и туризма Барановичского горисполкома Елена Соловей. Если раньше была одна общая сумма на все школы, то теперь у каждой школы свой бюджет.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

«Теперь руководитель учреждения образования является распорядителем средств. Он составляет свою смету. Он сам видит, что ему важно, и расставляет приоритеты», — отметила собеседница.

В средней школе № 20 еще до начала проекта практически во всех кабинетах сделали хороший ремонт, поэтому выделенные средства были направлены на закупку новой мебели.

«За два года всего лишь мы переоборудуем все кабинеты и актовый зал. <…> За 15 лет моего директорства никогда столько денег у нас не было. <…> Плюс к тому же была у нас возможность технику купить, мы ее приобретали. Все, что запланировали, мы до копеечки использовали», — отметил Михаил Викторович.

«Заработная плата выросла на 30%»

Помимо нормативного финансирования, СШ № 20 Барановичей также подключилась к еще одному эксперименту — отраслевой оплате труда.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

Есть ряд критериев, выполнение которых предусматривает определенный размер доплаты: это, например, организация 100% питания в классе, участие в дополнительных воспитательных или культурных мероприятиях, конференциях, посещение проблемных семей и так далее. Как рассказал Михаил Викторович, в учительской повесили приказ с информацией о критериях и размере доплаты, и каждый педагог мог сам посмотреть, как получить «бонус».

«Заработная плата выросла на 30%. Например, 2013−2014 учебный год (до проекта. — TUT.BY) [зарплата по школе была] в среднем 5 миллионов. В прошлом — уже семь. Увеличение существенное. Есть учителя, у которых заработная плата выходила 9−10 миллионов», — объясняет директор СШ № 20.

По словам Михаила Викторовича, отраслевая оплата труда повысила качество образования, учителя стали проявлять больше инициативы.

«В школе проводился анализ деятельности отделом образования, спорта и туризма Барановичского горисполкома. <…> Была очередь из учителей, которые просили, чтобы комиссию привели к ним на урок. Это уникально. Люди приходят и сами просят, чтобы его работу показывали. Это о многом говорит».

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

Зарплата — до 10 миллионов рублей

Светлана Понтус преподает в СШ № 20 историю. Помимо обучения детей, занимается внешкольной работой, классным руководством, готовит олимпиадников. По словам Светланы Антоновны, в прошлом году ее зарплата выросла примерно на 1,5−2 миллиона рублей. Максимум, который педагог получила за время эксперимента с отраслевой оплатой труда, — около 10 миллионов за месяц.

«Зарплата очень выросла. Я руководитель учебно-методического объединения — оплата идет. У меня в 11-м классе 100% питание — и это из отраслевых выплат хорошо оплачивается. У меня всегда много олимпиадников, победителей. Администрация это поощряет. У меня действительно ощутимая доплата. Я классный руководитель, мы участвуем в различных конкурсах. За это тоже идет поощрение. Поэтому я довольна. Благодаря отраслевым выплатам любые наши успехи поощряются», — рассказывает Светлана Понтус.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

Учитель начальных классов СШ № 20 Светлана Данилович также положительно характеризует эксперимент. Светлана — член аттестационной комиссии и профкома. Помимо занятий, берет на себя дополнительную общественную нагрузку.

«Я за то, чтобы они (отраслевые выплаты. — TUT.BY) были. Это нужно и правильно. Есть возможность администрации нас поощрять. Все очень открыто. В учительской есть документ, по которому видно за что, когда и сколько. У нас в начальной школе, когда мы детей куда-нибудь везем, выплаты бывают. Также у администрации есть возможность поощрить тех, кто работает в лагерях во время каникул. Если я в плане на лагерь не стою, я могу сама пойти и попроситься. У меня большой класс, например, 30 детей. Идет доплата за количество детей», — отметила собеседница.

Новые правила

Как пояснил директор СШ № 20 Михаил Мишин, в 2016 году в эксперимент по отраслевой оплате труда внесли некоторые изменения. Если раньше выплаты были привязаны к отраслевому окладу, то с января 2016 года «бонусы» зависят от тарифной ставки первого разряда: «Суммы немного уменьшились, но в принципе хватает».

Минус в этих экспериментах только один — то, что пока это все-таки эксперимент и он может закончиться. В этом сходятся и педагоги, и администрация школы.

,