Политика
Экономика и бизнес
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Авто
Спорт
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Популярное

Общество


В очередном материале цикла о наиболее знаковых зданиях Минска — железнодорожный вокзал. Мы вспомнили о массовом расстреле железнодорожников и протестах против сноса старого корпуса, узнали, каким он мог быть, если бы СССР распался на несколько лет позже, а также пообщались с его нынешними сотрудниками и заглянули в десятки служебных помещений, скрытых от глаз пассажиров.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

«Символы Минска» — все материалы проекта

Старый вокзал

Около пятидесяти лет в Минске функционировали два вокзала. Виленский — после многочисленных перестроек и переименований действует и поныне. Брестский (находился в районе станции метро «Институт культуры») — был закрыт в 1928 году и сгорел во время Второй мировой войны.

Первым минским вокзалом был именно Брестский (позднее его переименовали в Александровский). Он был открыт в один год (1871) с центральными вокзалами Нью-Йорка, Стокгольма, Праги и раньше, чем во многих европейских столицах.

Виленский вокзал был построен в 1873 году. На тот момент население Минска составляло около 40 тысяч человек, но именно здесь сошлись два крупных железнодорожных пути: Москва — Брест и Лиепая (Либава) — Ромны. Благодаря этому население города стало резко расти и через 20 лет уже превышало 100 тысяч человек.

Центральный минский вокзал пережил несколько кардинальных перестроек. В конце XIX века он имел два двухэтажных корпуса с башнями, которые были объединены одноэтажной галереей. В межвоенный период между корпусами добавили второй этаж.

Здание Виленского вокзала к. XIX — нач. ХХ в. Источник: 150let.rw.by
Здание Виленского вокзала к. XIX — нач. ХХ в. Источник: 150let.rw.by
Здание Виленского вокзала. Название города воспроизведено на четырех государственных языках: белорусском, русском, польском и идиш. Фото с сайта minsk-old-new.com
Здание Виленского вокзала. Название города воспроизведено на четырех государственных языках: белорусском, русском, польском и идиш. Фото с сайта minsk-old-new.com

Когда Минск еще находился в составе Российской империи, на Привокзальной площади произошло одно из самых трагических событий в истории города ХХ века. Оно вошло в историю как «Курловский расстрел». В 1905 году по приказу делегированного из Курска губернатора Павла Курлова были расстреляны десятки мирных граждан, сотни получили ранения. Краевед Сергей Харевский говорит, что необходимо поднять вопрос восстановления памятника в память о расстреле.

Минский вокзал на снимке начала 1930-х. Перед зданием вокзала разворотное трамвайное кольцо и небольшая клумба с мраморной стелой посередине – памятник жертвам «Курловского расстрела».
Минский вокзал на снимке начала 1930-х. Перед зданием вокзала разворотное трамвайное кольцо и небольшая клумба с мраморной стелой посередине — памятник жертвам «Курловского расстрела»

В 1940 году уже единственный минский вокзал перестроили в классическом стиле. Во время войны здание пострадало, и в 1949 году его восстановили в довоенном виде. Так он простоял до 1991 года.

— Старый вокзал был очень красивый, — говорит Нина Чернявская, старшая смены справочного отдела, на железной дороге работает с начала 1980-х годов. — Новое, может, и выглядит современнее, разнообразнее, но, мне кажется, старые вокзалы богаче смотрятся. Например, мне очень нравятся вокзал в Орше и Белорусский вокзал в Москве.

В 1982 году она окончила железнодорожное училище и стала работать в кассах, которые тогда находились на улице Столетова.

— Со строительством нового здания связано много переездов: например, отдел распределения мест в поездах тогда находился в обычной 2-комнатной квартире в одной из башен на Привокзальной площади, которые называют «воротами города», — вспоминает собеседница.

Здание минского вокзала во второй пол. XX в. Источник: maraz-m-moroz.livejournal.com
Здание минского вокзала во второй пол. XX в. Источник: maraz-m-moroz.livejournal.com

Собеседница вспоминает, что на первом этаже старого вокзала находился зал ожидания для простых граждан, а на втором — для военнослужащих. Сегодняшним разнообразием услуг старый вокзал не располагал: там не было бильярда, парикмахерской, комнат отдыха повышенной комфортности. Ресторан был всего один: в нем питались как сотрудники, так и пассажиры.

Значительно меньше был и пассажиропоток, говорит Чернявская. Центрального тоннеля под зданием вокзала не было.

Интересно, что до 1964 года люди переходили пути по пешеходному мосту.

Пешеходный мост, соединяющий Привокзальную площадь с противоположной стороной путей. Источник: minsk-old-new.com
Пешеходный мост, соединяющий Привокзальную площадь с противоположной стороной путей. Источник: minsk-old-new.com

Сейчас, по словам собеседницы, штат вокзального комплекса значительно сократился, что связано с компьютеризацией, однако работы у справки не убавилось. Если раньше, когда не было мобильных телефонов, пассажиры переписывали расписание по необходимому маршруту, то теперь звонят и спрашивают.

— Очень частый вопрос: «Ближайшая на Минск», — говорит она и смеется, — а откуда?

Здание минского вокзала в 1990 г. Источник: 150let.rw.by
Здание минского вокзала в 1990 г. Источник: 150let.rw.by

Снос старого вокзала сопровождался протестными материалами в прессе. По словам Сергея Харевского, эту тему регулярно поднимали «Літаратура і мастацтва», «Звязда», «Вечерний Минск».

— Одна из статей, в которой критиковалось решение властей сносить старое здание вокзала, называлась «Колішні Віленскі зберагчы» («ЛіМ») — полемика в прессе была горячей, — вспоминает краевед. — Кебич реагировал на критику заявлениями, что сносить здание никто не собирается: в планах только замена крыши, стен и фундамента. В открытую о сносе долго не говорили.

Собеседник добавляет, что старое здание вокзала не было в аварийном состоянии. Более того, буквально за год до сноса там был проведен капитальный ремонт.

— По аналогии, без причины, был уничтожен и самый старый вокзал Беларуси — гродненский, — уточняет Харевский.

Все, что осталось от старого вокзала — бывший пригородный павильон архитекторов Сергея Ботковского и Натана Шпигельмана 1956 года постройки. Здание включено в Государственный список историко-культурных ценностей и некогда было частью единого ансамбля Привокзальной площади. После строительства новых авто- и железнодорожного вокзалов, хозяйственно-административного корпуса железной дороги, корпуса ФМО БГУ это единство нарушено.

Новое здание

В 1970-х годах был проведен закрытый Всесоюзный конкурс на строительство нового минского вокзала. Из девяти предложенных проектов первую премию никому не дали. Две вторые достались коллективам Белгоспроекта и Мосгипротранса — им было поручено доработать свои проекты. Однако первый столкнулся с проблемами при строительстве Дворца пионеров (Дворец детей и молодежи на Старовиленском тракте), а второй оказался занят на Байкало-Амурской магистрали.

Вторая премия Всесоюзного конкурса. Предложение Белгоспроекта
Вторая премия Всесоюзного конкурса. Предложение Белгоспроекта
Вторая премия Всесоюзного конкурса. Предложение Мосгипротранса
Вторая премия Всесоюзного конкурса. Предложение Мосгипротранса

Заказ на новый минский вокзал был передан в Мосжелдортранс. Если бы не распад СССР, вокзал был бы построен в соответствии с его проектом. Работы уже начались.

Московские архитекторы предложили сохранить послевоенную пристройку в классическом стиле, старый вокзал снести, построить на его месте новый корпус, конкорс и высотный служебно-технический корпус. Два последних построили в 1990 году.

Предложение Мосжелдортранса, утвержденное к реализации
Предложение Мосжелдортранса, утвержденное к реализации

После распада СССР старое здание вокзала снесли, но строительство нового было приостановлено из-за нехватки денежных средств и неприятия московского проекта. Был проведен новый конкурс. Первую премию отдали Минскпроекту. В ходе реализации задуманное архитекторами было реализовано лишь частично.

Предложение Минскпроекта, утвержденное к реализации
Предложение Минскпроекта, утвержденное к реализации

Изначально планировалось построить два корпуса вокзала: Северный и Южный (он бы располагался рядом, лицом к станции «Дружная»). Северный вокзал был открыт 30 декабря 2000 года. От строительства Южного отказались. По проекту, автовокзал должен был быть перенесен к Южному вокзалу, это также не было сделано.

В открытии нового здания минского вокзала принимал участие Александр Лукашенко. 30 декабря 2000 года. Источник: 150let.rw.by
В открытии нового здания минского вокзала принимал участие Александр Лукашенко. 30 декабря 2000 года. Источник: 150let.rw.by

ВИП-отдых, детская комната и планы на концертный зал

Начальник вокзала Владимир Григорович знакомит нас с современным зданием. Заходим в помещение камеры хранения. В ней пусто.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

— Это Минск или Кричев? — шутит он. — Первый раз вижу, чтобы здесь вообще никого не было.

Раньше здесь были установлены более полутысячи автоматических камер хранения. От них отказались в 2011 году, после теракта в метро.

— Сейчас мы можем принять практически неограниченное количество багажа, — добавляет начальник вокзала. — При острой необходимости задействуем подсобные помещения. С проблемами нехватки мест пассажиры еще не сталкивались.

Случается, что за вещами не приходят. Для них, а также для найденных на вокзале и в поездах есть отдельная комната. Григорович говорит, что вещи там хранятся больше месяца, а затем «например, отдаются на благотворительность».

— Нередко люди оставляют деньги и ценности. Около десяти лет назад в забытом багаже мы нашли более восьми тысяч долларов. Передали их государству, — уточняет собеседник.

Григорович добавляет, что камеры хранения — граница его ответственности. Дальше по тоннелю располагаются точки питания, бильярд, парикмахерская и прочее, но принадлежат они арендаторам. С противоположной стороны — аналогичный тоннель, но проход для прохожих туда закрыт. Там находятся служебные помещения.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Поднимаемся на первый уровень. Начальник вокзала держит путь к новому терминалу, который был установлен в декабре. На сенсорном экране можно узнать расписание как городского, так и железнодорожного транспорта, но главное достоинство — видеозвонок в справочную службу.

— К сожалению, им пока редко пользуются — не привыкли, — сетует Григорович и демонстрирует процесс.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

На экране появляется изображение сотрудницы справочного отдела:

— Здравствуйте, Владимир Александрович, сегодня уже два молодых человека подходили. Спрашивали поезда на Гомель.

Григорович уточняет, что изображение поступает с высотного корпуса. Сотрудница справки также видит звонящего.

Главная цель терминала — разгрузить справочное окно. Оно одно на весь вокзал, и часто у него скапливается очередь.

Справка находится рядом с терминалом, у входа в отдел междугородних касс. Начальник вокзала обращает внимание на кнопку вызова, которая находится слева от окна внизу. Она предназначена для инвалидов-колясочников и специально вынесена в сторону. Такая же кнопка вызова находится и у кассы № 1.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Заходим в кассовый отдел и проходим за служебную дверь. На стеллаже список из четырнадцати именинников и стихотворное поздравление для всех. По коридору развешано много плакатов, агитирующих против курения. На столах в кассах — самое необходимое: компьютеры, принтеры, калькуляторы.

— У нас работает аудио- и видеонаблюдение. Если человек говорит, что стоял в очереди 30 минут, исходя из опыта, он ждал 10, — шутит он.

Заходим в комнату отдыха. На диване разбросаны вещи: куртки, сумки.

— Студенты, — объясняет находящаяся там уборщица.

— Потерпим, — отвечает Григорович.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Начальник вокзала объясняет, что сотрудничает с железнодорожным колледжем — туда подается заявка на необходимое количество работников.

С противоположной стороны вокзала также находится кассовый отдел.

— Первые четыре кассы продают билеты только на пригородные поезда, — объясняет собеседник. — Здесь работают кассиры пятого разряда. В остальных кассах продаются билеты дальнего следования — там работают кассиры шестого разряда.

Из этой части вокзала ведет лестница в отдельное помещение. Там располагаются почта и банк. Это было предусмотрено проектом. Слева от входа находится дверь в служебную часть. Со стороны путей здесь находится дикторская. Она разделена на две части.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

— Дикторы своим голосом объявляют только срочные сообщения, например, о пропаже ребенка или изменении в расписании, — объясняет начальник вокзала. — Вся информация о поездах записана заранее. Также дикторская обслуживает станцию на Институте культуры.

Григорович шутит, что это помещение — самое лучшее на вокзале.

— Потому, что мы его сами делали, — уточняет он.

На одном из столов — три компьютера и пять телефонов, на втором — два компьютера и три телефона. На обоих — рукописные тетради с расписанием движения поездов.

Соседнее помещение — цех управления и контроля за инженерными сетями. Именно отсюда управляется освещение, отопление, вентиляция, ведется видеонаблюдение. Помещение небольшое, как дикторская, но свободного пространства заметно меньше: очень много техники.

Диспетчер инженерного центра Андрей Терещенко рассказывает о своей работе.

— Всего здесь работаем по двое. Совершаем регулярные обходы в соответствии с графиком: контролируем непосредственно на местах. Если возникает какая-то проблема, мы это видим по экрану — система сообщает, — говорит он.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Терещенко вспоминает, что раньше, когда на располагающемся рядом стадионе «Динамо» включали осветительные мачты — на вокзале случались перебои с освещением. Теперь стадион не функционирует, но и сама система резервного обеспечения налажена — свет на вокзале будет всегда.

Крупных эксцессов собеседник не вспомнил. На вокзале случались два пожара, но с ними удалось справиться своими силами, без МЧС.

— Один небольшой пожар был на рампе со стороны автовокзала, где находятся мусорные контейнеры, второй раз — в кафе «Русалка», возле зала ожидания, — уточняет он.

В целом работа здесь нетрудная, говорит Терещенко. Он освоился за месяц стажировки.

Начальник вокзала напоминает, что еще предстоит много обойти. Мы спускаемся в зал ожидания. В левом крыле, над пригородными кассами, находится комната ребенка. Дверь закрыта. На ней надпись: «Обращаться к дежурному по вокзалу».

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Григорович говорит, что в первой половине дня, как правило, загрузка слабая. К вечеру здесь уже слышен громкий детский смех. Хотя услугами комнаты некоторое время пользовались и беженцы из России — им было не до смеха. Они не могли себе позволить аренду жилья, и руководство вокзала разрешило провести здесь несколько суток.

Вокзал никакой оплаты за это не берет. Пускают даже с самыми дешевыми билетами на электрички. У входа в комнату на столике лежит книга учета. Всего здесь было 5453 семьи, в 2015 году — около 2000.

Проходим мимо «квадрата исполнения желаний», который находится на центральном мостике, соединяющем крылья вокзала.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

— Я как-то сказал девушке из литовской делегации: постоишь — о больнице забудешь, а женщины, которые не могли родить, — беременеют, — вспоминает собеседник. — Она резко соскакивает и говорит: «Нельзя. Что я мужу скажу». Некоторые люди действительно верят — здесь часто кто-то стоит.

Новый зал ожидания в конкорсе открыли два года назад ко Дню Октябрьской революции.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

— Кроме современного дизайна, мы гордимся техническими новинками, — говорит начальник вокзала. — Был установлен автомат для зарядки мобильных устройств, появилось множество экранов (система предусматривает возможность использования наушников). Мы стали транслировать туристические ролики перед отправлением определенных маршрутов, например, на Москву или Брест. Наконец, заменили неудовлетворяющие нас российские эскалаторы на новые китайские, которые срабатывают на движение и в целом лучше работают.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Проходим на верхний уровень.

— Владимир Александрович, а как нам повесить эту растяжку? — обращается подбежавшая сотрудница вокзала.

— Без меня что — конец света, — с улыбкой отвечает он.

Зал игровых автоматов, интернет-клуб и детский парк с динозаврами ликвидированы.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

— Сначала сделали дополнительную зону ожидания, но высоко, люди не пошли, — говорит собеседник. — Сейчас мы готовимся к кардинальным изменениям этой части вокзала. Есть идея создать здесь железнодорожный музей и концертный зал. Воплотить второй будет сложнее: нужно, чтобы он не мешал пассажирам. Еще в планах огородить стеклом столики для питания возле зала ожидания.

Последняя точка в нашей экскурсии — зал повышенного комфорта, который открыли пять лет назад. Здесь просторно, мягкие диваны и кресла, античный барельеф на стене, водная композиция. Напоминает или холл хорошей гостиницы, или ресторан. Здесь есть бар, в котором можно перекусить. Также продается алкоголь.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

При наличии билета класса СВ здесь можно находиться бесплатно на протяжении трех часов. Далее каждый час стоит по 20 тысяч рублей. Здесь можно отдыхать и без соответствующего билета. Тогда первый час будет стоит 46 500 рублей, а последующие — также 20 тысяч. Всего здесь побывало 30 тысяч человек.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

— Поезд гарадскіх ліній Мінск — Беларусь знаходзіцца на 23-м пуці. Час адпраўлення — 11 гадзін 20 хвілін, — звучит в громкоговоритель в то время, как мы спускаемся к выходу.

— Беларусь — это название станции в городе Заславле. В 1920−30-е годы за ним уже находилась Польша. Город был последним населенным пунктом на территории Беларуси. С тех пор за станцией такое название и сохранилось, хотя граница передвинулась на сотни километров на запад, — напоминает начальник вокзала.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY


Комментарии с форума

  • Inga_Fedoseeva 31 января 2016 в 14:04 из Беларуси

    Спасибо, весьма содержательно! Захотелось побывать там ещё раз.

  • Олег_Алексиевич_talks59 31 января 2016 в 14:05 из Европы

    Сколько же белорусов расстреляли,за годы оккупации? За 200 лет много

  • PanSportsmen 31 января 2016 в 14:25 из Беларуси

    1. Для спадара Добровольского Великая Отечественная война уже превратилась во Вторую мировую? Это его личная позиция или ТУТбая в целом? 2. Отлично помню старый вокзал. Он был для миллионного города уже просто мал! Не говорю о возможности начинить его современными технологиями. 3. Новый вокзал неплох. Как сам по себе и корпус ФМО БГУ. Но единый архитектурный ансамбль Привокзальной площади не сложился. На ней доминировали две высотки сталинского ампира из 40-х годов (ворота Минска) и за высотками прекрасная улица вглубь города. Ни эти здания и следовало равняться при застройке площади, а не на стекло и бетон. Ведь смогли на Немиге построить современные здания, но сохранить дух старого города и увязать все в единый ансамбль.

  • anachoretes 31 января 2016 в 14:39 из Беларуси

    а какие замечательные беляши и сосиски в тесте. Или чебуреки из микроволновки с новом кафе в новом зале ожидания

  • oletsky66 31 января 2016 в 14:42 из Беларуси

    Символ нищеты и безвкусицы. Трудно представить что-то еще более ужасное. Дом "у троицкого" и "кемпински" нервно курят в сторонке, хотя все это вместе теперь таки и есть наш родной город. Остается немой вопрос - кто виноват и что делать?

  • signs 31 января 2016 в 14:58 из Беларуси

    В старом вокзале был один гемор - кассы. Очереди были как за колбасой. Но это не недостаток здания а недостаток компьютеризации - все билеты на поезд в одну кассу. Появились компы, наладили систему и все сразу рассосалось. В старом здании автовокзала после появления компов эпические очереди у касс не собирались.

  • signs 31 января 2016 в 15:03 из Беларуси

    anachoretes (31.01.2016 14:39) писал(a):
    а какие замечательные беляши и сосиски в тесте. Или чебуреки из микроволновки с новом кафе в новом зале ожидания
    Не заметил большой разницы в самих беляшах и чебуреках по сравнению с советскими временами. Все по ГОСТу. Но холодное пивко с горячими беляшами идет лучше чем с холодными. Ну не было при Совке свч-печек... Это буржуинское.

  • signs 31 января 2016 в 15:11 из Беларуси

    Насчет памятника расстрелу - не стеллу так памятную табличку повесить на видном месте.

  • Олег_Алексиевич_talks59 31 января 2016 в 15:33 из Европы

    PanSportsmen (31.01.2016 14:25) писал(a):
    1. Для спадара Добровольского Великая Отечественная война уже превратилась во Вторую мировую? Это его личная позиция или ТУТбая в целом? 2. Отлично помню старый вокзал. Он был для миллионного города уже просто мал! Не говорю о возможности начинить его современными технологиями. 3. Новый вокзал неплох. Как сам по себе и корпус ФМО БГУ. Но единый архитектурный ансамбль Привокзальной площади не сложился. На ней доминировали две высотки сталинского ампира из 40-х годов (ворота Минска) и за высотками прекрасная улица вглубь города. Ни эти здания и следовало равняться при застройке площади, а не на стекло и бетон. Ведь смогли на Немиге построить современные здания, но сохранить дух старого города и увязать все в единый ансамбль.
    Так называемая "великая отечественная",это пропаганда для русских. Остальные знают Вторую мировую войну.

  • Доктор_Ха 31 января 2016 в 15:57 из Беларуси

    Так называемый "Курловский" расстрел… Взгляд на события 110-летней давности глазами пехотного офицера http://news.tut.by/society/470855.html "Двух проходивших по площади офицеров демонстранты обезоружили, на шашки их надели красные флаги и ими махали, а их понесли на руках к столу и поставили на него. Толпа свыше десяти тысяч напирала по площади к вокзалу… Тогда же про офицеров и еще про кого-то из присутствующих пронеслась молва, что их арестовали. Толпа двинулась к подъезду вокзала, было разбито несколько стекол. Тогда Вильдеман фон Клопман (жандармский полковник. - Прим. автора) обратился к старшему войсковому начальнику, что он своими средствами сдержать толпу не может." Такие вот мирные нравы были в РИ - не офицера на шашку, а всего лишь красный флаг! Я всегда, когда было живо то поколение, жившее при РИ - с каким-то внутренним упоением слушал их такую спокойную и мирнолюбивуюобычную речь в быту, когда в каждом слоге, в каждой букве был мир и уважение, она была просто несравнимой с агрессивной речью новых - например моих родителей 1939 г.р. l

  • kab1034 31 января 2016 в 16:26 из Беларуси

    А низкие деревенские платформы на всех путях кроме первого - парадного ? И это в самом цэнтры Эуропы? Да, догадываюсь- это связано с тем, что зал ожидания был построен еще до нового, вполне хорошего вокзала. Нужно построить новые высокие платформы, урезать или приподнять спуски к ним. Но уже столько лет прошло. По одной платформе в год... Кто встречал или провожал стариков или инвалидов понимает хорошо о чем речь.

  • ВинниПых 31 января 2016 в 16:36 из Беларуси

    Откуда такая мания величия?: "Он был открыт в один год (1871) с центральными вокзалами Нью-Йорка, Стокгольма, Праги и раньше, чем во многих европейских столицах." В Лондоне в 1863 году уже метро открыли и что:...

  • oldrock60 31 января 2016 в 17:00 из Беларуси

    Во время войны здание пострадало, и в 1949 году его восстановили в довоенном виде.
    Причем пострадало оно от бомбардировок советской авиации. "В ночь на 3 мая 109 дальних бомбардировщиков взяли курс на столицу Советской Белоруссии. Во главе группы самолетов 6-го гвардейского полка шел и гвардии капитан Алехнович. Немцы налета на Минск не ждали. Самолет Алехновича вышел прямо на центр города - внизу был отчетливо виден силуэт Дома правительства. Доворот влево - и первая серия бомб полетела на вокзал Минск-Центральный. Заложив крутой вираж, он пошел на второй заход... Нашими бомбардировщиками были разрушены товарная и пассажирская станции, паровозное депо, электростанция... В ночь на 5 мая еще около 100 бомбардировщиков вновь совершили налет на Минск." Из очерка о Герое Советского Союза Антоне Адамовиче Алехновиче - пилоте дальней авиации.

  • atomatomatom 31 января 2016 в 17:09 из Беларуси

    В период начала 90-х история никого не заботила... Хорошо, что здание пригородных касс оставили

  • atomatomatom 31 января 2016 в 17:11 из Беларуси

    Люблю_Тещу (31.01.2016 14:38) писал(a):
    Старый вокзал был на много интереснее... Рекомендую все пути опустить под землю, а снаружи построить дворец...
    Типа, как Варшаве - многие страны пошли по такому пути

  • PanSportsmen 31 января 2016 в 17:20 из Беларуси

    signs (31.01.2016 14:48) писал(a):
    1. Великая отечественная - часть Второй Мировой. Кроме Европы была бойня с японцами - так полегло много китайцев и японцев. И началась Вторая Мировая с очередного раздела Польши. Напомнить участников? 2. Я почти весь институт отъездил в электричке как раз с Вокзала. Не помню там особой тесноты даже когда останавливались цыганские таборы на втором этаже. Плохо Вы помните старый вокзал - он более чем справлялся. Вот единственный переход к поездам - да, знатное было место. На ступеньках сидели люди и ждали объявления поезда как в греческом театре а опаздывающие занимались слаломом между ними. А на перилах напротив входа в переход сидели как куры на насесте - выходишь из метро, затариваешься беляшами справа от выхода и ищешь свободное место. Жалко фоток не сохранилось.
    1. Минск сражался и страдал в ходе Великой Отечественной войны. Будете в Японии или Польше - там и рассуждайте про Вторую мировую войну. 2. Я хорошо помню старый вокзал. И мне было с чем его сравнивать.

  • UF_O 31 января 2016 в 17:29 из Беларуси

    Эскалаторы не работают

  • PanSportsmen 31 января 2016 в 17:30 из Беларуси

    oldrock60 (31.01.2016 17:00) писал(a):
    Причем пострадало оно от бомбардировок советской авиации. "В ночь на 3 мая 109 дальних бомбардировщиков взяли курс на столицу Советской Белоруссии. Во главе группы самолетов 6-го гвардейского полка шел и гвардии капитан Алехнович. Немцы налета на Минск не ждали. Самолет Алехновича вышел прямо на центр города - внизу был отчетливо виден силуэт Дома правительства. Доворот влево - и первая серия бомб полетела на вокзал Минск-Центральный. Заложив крутой вираж, он пошел на второй заход... Нашими бомбардировщиками были разрушены товарная и пассажирская станции, паровозное депо, электростанция... В ночь на 5 мая еще около 100 бомбардировщиков вновь совершили налет на Минск." Из очерка о Герое Советского Союза Антоне Адамовиче Алехновиче - пилоте дальней авиации.
    Такова судьба железных дорог на войне! Целая рельсовая война была у нас!Беляшами и пончиками врага с родной земли не прогнать!

  • Rabro 31 января 2016 в 17:46 из Беларуси

    Трэба чэсна канстатаваць, што Прывакзальная плошча скарожаная. Што б ні пісалі, што б ні гаварылі пра прыгажосць вакзала, камфорт і ўсё такое, а мінскі вакзал - гэта першая птушка той з'явы, якая дала мажлівасць з'явіцца "праслаўленай" як бы мовіць "гасцініцы" - будынку каля цырку, зносу аўтавакзалу "Усходні" і яшчэ многім панатыканым абы дзе будынкам, без клопату аб перспектыве, аб тым, як будзе выглядаць наваколле і горад наогул. У падцверджанне таму - ідэі аб пабудове "Вакзала №2","Вакзала №3"...."Вакзалаў № N". І дзякуй, што тут растлумачылі, што гэта палова праекта, бо дагэтуль ад выгляду вакзала і яго месца мяне пераследвала пачуццё нейкай "урэзаннасці", незразумела было, як гэта нармальныя, адказныя архітэктары, якія вучыліся архітэктуры, якія павінны мець развітае пачуццё прыгожага і адчуванне прасторы і гармоніі, маглі так утыкнуць гэты будынак на Прывакзальнай плошчы супраць усялякіх законаў, хоць бы

  • mimo_prohodila 31 января 2016 в 17:48 из Китая

    Сасибо! Классная статья.

  • mimo_prohodila 31 января 2016 в 17:53 из Китая

    mimo_prohodila (31.01.2016 17:48) писал(a):
    Сасибо! Классная статья.
    Ну почему же нельзя отредактировать опечатку?! Конечно "сПасибо", а не сасибо...

  • lexa86 31 января 2016 в 18:25 из Беларуси

    Кафе можно было не только для СВ сделать ... + Цены там тоже неплохие

  • lexa86 31 января 2016 в 18:40 из Беларуси

    soundstorm (31.01.2016 13:52) писал(a):
    вокзал вокзалом, но какого черта ни одна кассирша не говорит на языках? Минск - достаточно крупный город, и иностранцы к нам все-таки заезжают, хоть и не часто. буквально вчера встретил трех беспомощных венгров, которые просто не могли найти англоговорящего сотрудника, чтобы купить билеты... пришлось помочь
    Так объяление делают на 2 языках

  • PanSportsmen 31 января 2016 в 18:55 из Беларуси

    signs (31.01.2016 14:48) писал(a):
    1. Великая отечественная - часть Второй Мировой. Кроме Европы была бойня с японцами - так полегло много китайцев и японцев. И началась Вторая Мировая с очередного раздела Польши. Напомнить участников? 2. Я почти весь институт отъездил в электричке как раз с Вокзала. Не помню там особой тесноты даже когда останавливались цыганские таборы на втором этаже. Плохо Вы помните старый вокзал - он более чем справлялся. Вот единственный переход к поездам - да, знатное было место. На ступеньках сидели люди и ждали объявления поезда как в греческом театре а опаздывающие занимались слаломом между ними. А на перилах напротив входа в переход сидели как куры на насесте - выходишь из метро, затариваешься беляшами справа от выхода и ищешь свободное место. Жалко фоток не сохранилось.
    Вы определитесь что вы помните - "не было особой тесноты" или "сидели на ступеньках и перилах"? Добавлю, тот кто ездит на электричках - это не пассажир дальнего следования. Но именно для таких пассажиров старый вокзал не отвечал даже минимальным требованиям. Начиная с билетных касс и кончая залами ожидания.

  • Eгерь 31 января 2016 в 19:45 из Беларуси

    Вокруг Курловского расстрела много баек. Вряд ли обычный читатель знает, что военные открыли огонь только тогда, когда толпа, кое где возглавляемая вооружёнными уголовниками, напала на военную охрану, у которой в обязанности вменяется стрельба на поражение без спроса у начальства. А потом да, большевикам стало выгодно показывать дело так, что армейцы озверели и начали первыми всех крошить.

  • bulba 31 января 2016 в 20:01 из Беларуси

    lexa86 (31.01.2016 18:40) писал(a):
    Так объяление делают на 2 языках
    там такой язык с таким дичайшим агроакцентом, что ни один англичанин или американец его не поймет. не то что венгр.

  • pioner76 31 января 2016 в 20:01 из Канады

    soundstorm (31.01.2016 13:52) писал(a):
    вокзал вокзалом, но какого черта ни одна кассирша не говорит на языках? Минск - достаточно крупный город, и иностранцы к нам все-таки заезжают, хоть и не часто. буквально вчера встретил трех беспомощных венгров, которые просто не могли найти англоговорящего сотрудника, чтобы купить билеты... пришлось помочь
    В Лондоне ни одна кассирша не говорит по-русски, и они при этом совершенно не заморачиваются по этому поводу. Их вообще не заботят "несчастные" русские, венгры, немцы и т.д. Почему мы им должны? На а "беспомощным венграм" можно посоветовать подучить русский, знали куда едут. Он совершенно не хуже английского. Пусть учат!

  • Александр_Иванов_talks31 31 января 2016 в 20:12 из Беларуси

    Да, вокзал старый был хорош, но он естественно не отвечал требованиям, как уже писалось здесь, сначала час в очереди за билетами, потом пару часов в вонючем зале ожидания. Новый вокзал великолепен, и это отмечают все приезжие, он удобен, приятные залы ожидания, и в отличии от Белорусского в Москве ничего не воняет. Единственная проблема, архитектурный замысел, но о вкусах не спорят. К примеру, в Жлобине, старый вокзал закрыли павильоном из стекла, отличное решение. Можно было и в Минске сделать так, но посмотрите на все представленные проекты, в 90ые так строили и так думали, и это памятник 90ым.

  • Александр_Иванов_talks31 31 января 2016 в 20:23 из Беларуси

    Тот же Белорусский в Москве, или вокзал в Орше, о которых говорит сотрудница, там ожидающим неудобно и не комфортно, желание поскорее уехать. В Минске же был тройку раз на днях рождения у детей знакомых как раз в кафе с динозаврами, и много раз играл в бильярд, да и просто бываю там в независимости от поездок. В Москве и Орше, да и во многих других городах, просто так на вокзал не тянет.

  • Александр_Иванов_talks31 31 января 2016 в 20:54 из Беларуси

    Такие здания как дом у троицкого, или гостиница у цирка, это конечно жесть, мало того что вызывают споры, так и особой необходимости в них не было. Вокзал же, чтобы здесь не говорилось, великолепно справляется со своими прямыми обязанностями. Был на четырех в Москве, Питере, Вильнюсе, Киеве, Харькове, Варшаве, думаю минский лучший из них именно как железнодорожный вокзал для пассажиров.

  • vadimzzz1 31 января 2016 в 20:56 из Беларуси

    чтоб они установили USB выходы в каждом подлокотнике для подзарядки телефона им бы цены не было ну а если wi-fi бесплатный будет то вообще будет круто

  • Ротмистр 31 января 2016 в 22:56 из Беларуси

    Люблю_Тещу (31.01.2016 14:38) писал(a):
    Старый вокзал был на много интереснее... Рекомендую все пути опустить под землю, а снаружи построить дворец...
    У меня, конечно, много воспоминаний связано со старым вокзалом... Встречаемся "под часами", да... Ночевать приходилось. Деревянные сиденья. Буфет. Мухи. От света накрываешься газетой. А в школьные годы - игровые автоматы! Морской бой, стрельба по тарелочкам... Эх! Но, елки палки, достаточно вспомнить очереди в туалет, особенно в женский! Это про него явно был анекдот "Товарищи, товарищи, пустите, товарищи, товарищии... щи... и.......... э-э-эх, товарищи" А вот фотографий хочется побольше - повспоминать.

  • mifitta 31 января 2016 в 22:59 из Беларуси

    очень жалко, что закрыли детский развлекательный центр с динозаврами

  • vip_777 31 января 2016 в 23:17 из Беларуси

    30 человек за 5 лет в вип-зале?) и стоило вообще его открывать?)

  • Разлiковы Бiлет 31 января 2016 в 23:48 из Беларуси

    На фото, где пешеходный мост через пути, есть человек в военной форме. Очень уж похож на Ю.Гагарина

  • signs 1 февраля 2016 в 01:47 из Беларуси

    kab1034 (31.01.2016 16:26) писал(a):
    А низкие деревенские платформы на всех путях кроме первого - парадного ? И это в самом цэнтры Эуропы? Да, догадываюсь- это связано с тем, что зал ожидания был построен еще до нового, вполне хорошего вокзала. Нужно построить новые высокие платформы, урезать или приподнять спуски к ним. Но уже столько лет прошло. По одной платформе в год... Кто встречал или провожал стариков или инвалидов понимает хорошо о чем речь.
    Большинство пассажиров едет на электричках а платформы за пределами Минска низкие.

  • signs 1 февраля 2016 в 02:11 из Беларуси

    PanSportsmen (31.01.2016 17:20) писал(a):
    1. Минск сражался и страдал в ходе Великой Отечественной войны. Будете в Японии или Польше - там и рассуждайте про Вторую мировую войну. 2. Я хорошо помню старый вокзал. И мне было с чем его сравнивать.
    1. Повторить? ВОВ - не отдельное событие на отдельной планете а составная часть 2-й Мировой, хоть и самая кровавая, отчасти благодаря "гению" советских руководителей, правда японцы в Китае не сильно отстали. СССР получал приличную помощь от США по проблемным позициям - порох, тушенка, алюминий, танки поначалу (американские были не очень но своих жестоко не хватало), грузовики (бОльшая часть Катюш была на американских шасси), самолеты (бОльшая часть побед Покрышкина - на американской Кобре). И это при том что СССР - один из зачинщиков Второй Мировой - устроили 4-й раздел Польши между Москвой и австрияком по происхождению Гитлером с чего собственно бойня и началась. (1-й раздел был между Москвой и Австрией). 2. Я не минчанин и выезжал с того Вокзала тысячи раз. Я его не просто помню - я в нем провел кучу времени, стригся на военную кафедру в парикмахерской на первом этаже, играл в игральные автоматы для убить время если опаздывал на электричку, давился холодными беляшами, ржал вместе с другими с цыганской девчонки, за которой гонялся кто-то из ихних (что-то утворила) и не догнал под

  • signs 1 февраля 2016 в 02:35 из Беларуси

    PanSportsmen (31.01.2016 18:55) писал(a):
    Вы определитесь что вы помните - "не было особой тесноты" или "сидели на ступеньках и перилах"? Добавлю, тот кто ездит на электричках - это не пассажир дальнего следования. Но именно для таких пассажиров старый вокзал не отвечал даже минимальным требованиям. Начиная с билетных касс и кончая залами ожидания.
    В здании вокзала всегда было где сесть даже при прибытии табора цыган. Но мне широкие каменные подоконники были удобней советских фанерных скамеек и на них, в отличие от нынешних времен, сидеть не запрещали. А сидели на лестнице подземного перехода на платформы те кому было влом таскать сумки (это были советские времена и набег на минские магазины с набивкой двух баулов был нормой - для не живших тогда во вменяемом возрасте это дикость а тогда было жизнью). И менты не гоняли если сидели с краю. Я на ступенях не сидел - бывал в Минске каждый день и мог таскать продукты мелкими партиями да и военторг в военном городке был получше магазинов в райцентре. В здании пригородных касс присесть было вообще негде но меня это не парило - я ездил по проездному и покупал его не в Минске. А еще говорите что помните тот вокзал. Нифига Вы не помните.

  • signs 1 февраля 2016 в 02:56 из Беларуси

    Александр_Иванов_talks31 (31.01.2016 20:23) писал(a):
    Тот же Белорусский в Москве, или вокзал в Орше, о которых говорит сотрудница, там ожидающим неудобно и не комфортно, желание поскорее уехать. В Минске же был тройку раз на днях рождения у детей знакомых как раз в кафе с динозаврами, и много раз играл в бильярд, да и просто бываю там в независимости от поездок. В Москве и Орше, да и во многих других городах, просто так на вокзал не тянет.
    Оршанский вокзал как и смоленский построены как приграничные - здание между рельсами. Интересно в честь чего - жд проводили уже в Российской Империи таможни там были нафиг. Там еще и выход в город по мосту. Такие же в Столбцах (построен поляками, небольшой и уютный) и Негорелом (нынешнее здание хоть и осталось между путями к тому не имеет отношения - там было здание похожее на первое здание сабжа, ходил экспресс Париж-Негорелое). ЗЫ не знаю как сейчас но при совке на оршанском вокзале была знатная кошачья бригада - беляши лучше было есть на улице и то могли подрулить хвостатые попрошайки с глазами как у Кота из Шрека.

  • signs 1 февраля 2016 в 03:07 из Беларуси

    PanSportsmen (31.01.2016 18:55) писал(a):
    Вы определитесь что вы помните - "не было особой тесноты" или "сидели на ступеньках и перилах"? Добавлю, тот кто ездит на электричках - это не пассажир дальнего следования. Но именно для таких пассажиров старый вокзал не отвечал даже минимальным требованиям. Начиная с билетных касс и кончая залами ожидания.
    Гемор с кассами разрулился с появлением нормальной компьютерной системы не вынуждающей всех пассажиров на конкретный поезд лезть в одно окно. А поменять сиденья в зале ожидания - это не здание снести. Да по санитарному состоянию здание было не очень но это касалось большинства людных мест при позднем Совке - столовки, магазины. Старики говорят что в 60-70-е Минск был чище чем даже сегодня а вот в те времена что я застал чистотой он не блистал, правда Москва за пределами Кремля и Красной площади была гораздо грязней - впервые попав туда я был в легком шоке.

  • Иван_Иванов_talks44 1 февраля 2016 в 09:49 из Беларуси

    pioner76 (31.01.2016 20:01) писал(a):
    В Лондоне ни одна кассирша не говорит по-русски, и они при этом совершенно не заморачиваются по этому поводу. Их вообще не заботят "несчастные" русские, венгры, немцы и т.д. Почему мы им должны? На а "беспомощным венграм" можно посоветовать подучить русский, знали куда едут. Он совершенно не хуже английского. Пусть учат!
    Пусть учат, лол. При чём тут русский? Венгры же не по-венгерски пытались с ней разговаривать, а на признанном языке международного общения - английском.

  • Иван_Иванов_talks44 1 февраля 2016 в 09:51 из Беларуси

    А вообще, не знаю, какому и в каком страшном сне показалось, что здание вокзала послевоенного образца красивее, чем довоенное. Вот как раз та уютная эклектика сейчас была бы куда красивее любого другого минского здания. Но историю у нас хранить не любят, сносят все подряд.

  • id3917968 1 февраля 2016 в 09:57 из Беларуси

    signs (31.01.2016 14:52) писал(a):
    Самое "логичное" - путь к банку со второго этажа только через первый а потом по винтовой лестнице и по мостику. Романтика...
    Месяц назад пробовал найти его по указателям, прошлялся полчаса, кроме обменников сам банк так и не нашел, плюнул на все и пошел в банк, который в башне через дорогу... И я не думал, что по винтовой лестнице можно ходить с первого этажа и выше....

  • drozdes 1 февраля 2016 в 10:12 из России

    Меня всегда занимала статуя "папаратi кветкi" в новом зале ожидания... она просто копия одного женского органа из учебника гинекологии

  • tsm 1 февраля 2016 в 10:21 из Беларуси

    Замечания по тексту. 1. "сносить здание никто не собирается: в планах только замена крыши, стен и фундамента." Кебич был совершенно прав - никто не сносил. Просто заменили крышу, фундамент и стены. И вокзал стал новым. 2. "расстрел железнодорожников" (он же "курловский расстрел"). Судя по тому, что я встречал в описаниях этого расстрела, то железнодорожников там было мало - считанные личности. Все больше какие-то непонятно чем занимающиеся. 3. Насчёт "места на вокзале хватало". Его не хватало уже в конце 1970-е (изредка посещал с начала 1960-х, а с начала 1970-х - весьма часто, до нескольких раз в неделю). Просто в первой половине 1990-х улучшили расписание, что немного уменьшило необходимость сидеть и ждать, и на время, в силу всеобщего обнищания, несколько снизился пассажиропоток. А те, кто начал пользоваться вокзалом в те годы, не видели предыдущей загрузки

  • Нэлла_Германова 1 февраля 2016 в 10:29 из Беларуси

    На фото Виленского вокзала название Минск на четырех языках: белорусском, русском, польском и идиш. А кто-то тут все пишет на форуме о русификации нашего народа в РИ . А это фото 19 века и оно о много говорит.

  • Нэлла_Германова 1 февраля 2016 в 10:32 из Беларуси

    Статья хорошая и она говорит о том подъеме экономики нашего белорусского края в Российской империи.Строились железные дороги в Европу через Минск,развивалась промышленность и т.д.Белорусский край был в центре промышленного развития, развития сельского хозяйства ИТогда Беларусь и стала центром Европы, а не захудалой окраиной Польши.

  • Нэлла_Германова 1 февраля 2016 в 10:35 из Беларуси

    Олег_Алексиевич_talks59 (31.01.2016 14:05) писал(a):
    Сколько же белорусов расстреляли,за годы оккупации? За 200 лет много
    Кто о чем, а вы с намеком о России. Может вспомните, сколько белорусских казаков и жителей южных городов уничтожил Януш Радзивилл, когда подавлял восстание , поддержавшее Хмельницкого на Украине.

  • Нэлла_Германова 1 февраля 2016 в 10:40 из Беларуси

    signs (31.01.2016 14:48) писал(a):
    1. Великая отечественная - часть Второй Мировой. Кроме Европы была бойня с японцами - так полегло много китайцев и японцев. И началась Вторая Мировая с очередного раздела Польши. Напомнить участников? 2. Я почти весь институт отъездил в электричке как раз с Вокзала. Не помню там особой тесноты даже когда останавливались цыганские таборы на втором этаже. Плохо Вы помните старый вокзал - он более чем справлялся. Вот единственный переход к поездам - да, знатное было место. На ступеньках сидели люди и ждали объявления поезда как в греческом театре а опаздывающие занимались слаломом между ними. А на перилах напротив входа в переход сидели как куры на насесте - выходишь из метро, затариваешься беляшами справа от выхода и ищешь свободное место. Жалко фоток не сохранилось.
    Не забудьте напомнить форумчанам, что прежде,чем началась Вторая мировая война, Польша вместе с Германий и Венгрий разделили Чехословакию после Мюнхеской сделки, когда Англия и Франция дали "добро" на Судеты, а потом и полный захват Чехословакии.

  • Пенелопа_Крус 1 февраля 2016 в 11:10 из Беларуси

    Редакторы, уважаемые, ВИП отдых читается, простите, как ВИЧ отдых. Б-р-р. А писать следует VIP, только по-английски, аббревиатура very important person.

  • sery_volk 1 февраля 2016 в 11:32 из Беларуси

    Жаль, что ликвидировали "Планету динозавров". Зачем? Пока мои дети были маленькими у нас даже традиция была: на праздники посещали это заведение. 2-го января, после Нового Года - это обязательно. Там было много развлекаловки для детей, хорошее кафе как для детей, так и для взрослых. Дети носились всласть, их по 4 - 5 часов было оттуда не вытянуть. Остальные подобные заведения (что-то похожее есть в Ждановичах) явно уступают.

  • sery_volk 1 февраля 2016 в 11:42 из Беларуси

    Ещё хочу отметить, что наш ж-д вокзал как транспортный узел устроен неудобно. Может быть, после открытия третьей линии метро что-то изменится. А пока для того, чтобы пересесть с транспорта, приходящего на Привокзальную площадь или с метро, на автобус или троллейбус на Дружной, надо пройти длинный тоннель под путями, а потом вдоль забора стройки почти под колёсами проезжающих машин. Для меня, молодого, этот путь занимает 7-8 минут, а для пожилых людей - это целое приключение и отнюдь не приятное. Пустить транспорт под землю и оптимизировать пересадочный узел - это хоть и выход из ситуации, но дорого. Даже станцию "Вокзальная" строят через пути от "Площади Ленина", а соединят траволатором, чтобы пешком не идти с сумками столь длинное расстояние. В общем, этот узел явно требует совершенствования.

  • sery_volk 1 февраля 2016 в 11:46 из Беларуси

    А по поводу перекуса, на третьем этаже нового здания действительно имеется очень хороший буфет. Часто, когда приходится ехать через вокзал, захожу туда. Если позволяют обстоятельства, пивком себя не прочь побаловать.

  • Ротмистр 1 февраля 2016 в 13:10 из Беларуси

    drozdes (01.02.2016 10:12) писал(a):
    Меня всегда занимала статуя "папаратi кветкi" в новом зале ожидания... она просто копия одного женского органа из учебника гинекологии
    И еще один старый непечатный анекдот. "О чем вы думаете, глядя на эту картину?.." Хех.

  • signs 1 февраля 2016 в 14:40 из Беларуси

    soundstorm (31.01.2016 13:52) писал(a):
    вокзал вокзалом, но какого черта ни одна кассирша не говорит на языках? Минск - достаточно крупный город, и иностранцы к нам все-таки заезжают, хоть и не часто. буквально вчера встретил трех беспомощных венгров, которые просто не могли найти англоговорящего сотрудника, чтобы купить билеты... пришлось помочь
    Инглиш - международный язык де-факто. В нормальных странах на вокзалах есть как минимум один знающий, к нему полицаи и приводят немцев (не говорящих на местном языке - изначальное значение слова). А он уже разруливает ситуацию. А у нас за белорусский (государственный язык) приводят в отделение и провоцируют на административку или, якщо пощасцiць, уголовку.

  • signs 1 февраля 2016 в 14:52 из Беларуси

    Нэлла_Германова (01.02.2016 10:40) писал(a):
    Не забудьте напомнить форумчанам, что прежде,чем началась Вторая мировая война, Польша вместе с Германий и Венгрий разделили Чехословакию после Мюнхеской сделки, когда Англия и Франция дали "добро" на Судеты, а потом и полный захват Чехословакии.
    Давайте еще Грюнвальд вспомним когда вынесли белый и пушистый Тевтонский орден - там не только поляки были а еще литвины, монголы, татары. А Тешинскую область в 1918 чехи и поляки поделили но чехи захватили всю. В 38-м уже поляки захватили всю область. Там нет белых и пушистых - это отголоски Первой мировой. А вот потворство Гитлеру (политика умиротворения) - ошибка под лозунгом Абы не было войны. «Вы были поставлены перед выбором между войной и позором, - заявил Черчилль. - Вы выбрали позор, но вас ждет и война». А СССР напрямую помогал создавать Вермахт - Курское танковое, Липецкое летное. Но речь в комменте шла конкретно о Второй мировой а она началась с нападения на Польшу.

  • radko 2 февраля 2016 в 00:16 из Беларуси

    интересно, а как попасть на почту на втором этаже? Указатели все собраны в центральном зале, а оттуда по второму этажу никаких намеков на почту нет.

  • signs 2 февраля 2016 в 02:46 из Беларуси

    tsm (01.02.2016 10:21) писал(a):
    Замечания по тексту. 1. "сносить здание никто не собирается: в планах только замена крыши, стен и фундамента." Кебич был совершенно прав - никто не сносил. Просто заменили крышу, фундамент и стены. И вокзал стал новым. 2. "расстрел железнодорожников" (он же "курловский расстрел"). Судя по тому, что я встречал в описаниях этого расстрела, то железнодорожников там было мало - считанные личности. Все больше какие-то непонятно чем занимающиеся. 3. Насчёт "места на вокзале хватало". Его не хватало уже в конце 1970-е (изредка посещал с начала 1960-х, а с начала 1970-х - весьма часто, до нескольких раз в неделю). Просто в первой половине 1990-х улучшили расписание, что немного уменьшило необходимость сидеть и ждать, и на время, в силу всеобщего обнищания, несколько снизился пассажиропоток. А те, кто начал пользоваться вокзалом в те годы, не видели предыдущей загрузки
    3. Я действительно регулярно катался с 1984 года. До того ездил в авиамодельный кружок Дома Пионеров но с занятий попадал прямо на электричку (до минут знал сколько топать и стартовал соответственно). Билет покупал при выезде сразу туда и обратно так что с перегруженностью вокзала не сталкивался. Но со времен совка в электричках стало несравненно свободней (сейчас езжу редко а тогда приходилось иногда кататься размазанным по стенке прокуренного тамбура) - пропала необходимость регулярных продуктовых ездок в столицу и большинство дачников купило небитнекрашен. Цифер не рыл но нагрузка по крайней мере на пригородных направлениях сильно уменьшилась. Поездки на дальнем следовании вроде не должны сильно измениться - как была у кого родня в России, Украине или Прибалтике так и осталась, не считаю ушедших в лучший мир. На закупы в Белосток ездят больше автобусами или на личных машинах. Да и Вильнюс стал заграницей с визовым режимом хоть до него всего полтора часа на машине без учета таможни - до Орши дольше рулить, но нам туда не надо.

  • Иван_Иванов_talks44 2 февраля 2016 в 09:11 из Беларуси

    Нэлла_Германова (01.02.2016 10:29) писал(a):
    На фото Виленского вокзала название Минск на четырех языках: белорусском, русском, польском и идиш. А кто-то тут все пишет на форуме о русификации нашего народа в РИ . А это фото 19 века и оно о много говорит.
    Скорее всего, это фото из 1920-х. Тогда в БССР были 4 государственных языка - русский, белорусский, польский и иврит.

  • 0105 3 февраля 2016 в 10:46 из Беларуси

    Нэлла_Германова (01.02.2016 10:29) писал(a):
    На фото Виленского вокзала название Минск на четырех языках: белорусском, русском, польском и идиш. А кто-то тут все пишет на форуме о русификации нашего народа в РИ . А это фото 19 века и оно о много говорит.
    Гэта фота канца 20-х альбо першай паловы 30-х мінулага стагоддзя. Які можа быць герб БССР на будынку ў 19 стагоддзі?

  • 0105 3 февраля 2016 в 10:48 из Беларуси

    Нэлла_Германова (01.02.2016 10:35) писал(a):
    Кто о чем, а вы с намеком о России. Может вспомните, сколько белорусских казаков и жителей южных городов уничтожил Януш Радзивилл, когда подавлял восстание , поддержавшее Хмельницкого на Украине.
    Якія беларускія казакі? Што за трызненне?