Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Встречал огромную колонну TUT.BY около Озер, населенного пункта в 25 километрах от Гродно. Когда мы приблизились к агрогородку, оказалось, что подъезды к нему уже перекрыты. Легковушки терпеливо ждали на обочине, когда проедет колонна в сопровождении машин с оранжевыми маячками.

Фото: Герман Сачук
Фото: Герман Сачук

Большая прочная башня, говоря профессиональным языком, предназначена для абсорбции нитрозных газов водой с образованием азотной кислоты, вскоре она станет на месте нового цеха «Гродно Азот». Свое неспешное путешествие по суше караван начал 11 января в литовской Клайпеде. Туда большую трубу доставили из Германии по морю, а уже потом загрузили на специальную платформу и повезли на гродненское предприятие.

Когда грузовик с гигантской трубой вынырнул из-за поворота, на мгновение захватило дух. Огромная башня была чуть ли не вровень с макушками больших деревьев. Ее высота вместе с платформой — 7 метров 20 сантиметров. В какой-то момент показалось, что я присутствую на съемках передачи канала «Дискавери» «Гигантские перевозки» — настолько нереальной была картина, увиденная нами на обычной дороге Гродно — Озеры с обычным транспортным потоком.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/скачать видео (5.31 МБ)

Осторожно, даже филигранно, водители везли необычный груз по белорусским магистралям. Наиболее оптимальный маршрут долго выбирался и тщательно выверялся.

Фото: Герман Сачук
Водители терпеливо ждали на обочине, пока проедет колонна. Фото: Герман Сачук

— Все нынешнее путешествие заняло 9 дней. Это не первая наша перевозка таких негабаритных грузов, — рассказал TUT.BY директор фирмы, которая и занималась перевозкой огромной трубы по Беларуси и Литве, Казимеж Скуратович.

Вместе с тягачом и полуприцепом «караван» весит 288 тонн. А вес самой трубы — 166 тонн. Длина ее — 50 метров. Установленная, она будет вровень с 16-этажным домом.

Фото: Герман Сачук
Фото: Герман Сачук
Фото: Герман Сачук
Колонну сопровождали специальные машины с оранжевыми проблесковыми маячками. Фото: Герман Сачук

Путь был выбран таким образом, чтобы тяжеловес нигде не попал на мост и чтобы везде вписался в рельеф местности. По Литве супертрубу перемещали ночью, а в Беларуси эта огромная индустриальная башня передвигалась днем. Ее сопровождала целая команда специалистов: водители-поляки и эксперты из Беларуси.

— Прям целая спецоперация! — удивляюсь я, когда колонна проезжает мимо меня по агрогородку Вертелишки.

Фото: Герман Сачук
Труба, конечно, впечатляет. Фото: Герман Сачук

На всем пути следования башни, как в Литве, так и в Беларуси, оказывается, в придорожных населенных пунктах отключали электричество, демонтировали дорожные знаки и поднимали провода.

По территории Беларуси колонна двигалась в основном по дорогам местного значения. Это связано с тем, что на новых трассах крупногабаритный груз просто не смог бы проехать на развязках под автодорожными мостами. Команда, сопровождавшая трубу, действовала слаженно. Караван плавно вписывался в повороты.

Фото: Герман Сачук
Автоколонна медленно двигалась по дорогам Беларуси. Фото: Герман Сачук

Со стороны казалось, что каждый перекресток — это просто невыполнимая задача. Как же 50-метровая труба успешно повернет и не заденет никаких коммуникаций? Но караван медленно преодолевал все препятствия на своем пути. Интересно, что даже перед «лежачими полицейскими» колонна притормаживала и потихоньку переезжала этот участок дороги, неизменно собирая за собой целую вереницу легковушек. Ведь объехать ее было проблематично — дороги достаточно узкие и, конечно же, не предназначены для такой мощной техники.

Фото: Герман Сачук
Фото: Герман Сачук
Фото: Герман Сачук
Фото: Герман Сачук
Фото: Герман Сачук
Фото: Герман Сачук
Фото: Герман Сачук
Фото: Герман Сачук

За основным тягачом ехал мощный MAN с жесткой сцепкой, который в случае необходимости мог подтолкнуть груз в гору.

— Мы очень благодарны сотрудникам ГАИ, сопровождавшим колонну, электрикам, которые возились с проводами и таким образом обеспечивали безопасность движения, и дорожным службам. Работа по-настоящему была командной и слаженной, — говорит Казимеж Скуратович.

Фото: Герман Сачук
Конечно, куда же без фотографий огромной махины! Фото: Герман Сачук

Около пяти вечера автоколонна наконец добралась до проходной «Гродно Азота». Тут она вызвала настоящий ажиотаж. Люди фотографировались на фоне трубы, восхищались размерами, а мы напоследок решили посчитать колеса, которые везли эту огромную конструкцию. Оказалось, платформа и тягач вместе — это 28 осей, в каждой из которых по 8 колес. Всего 224.