Политика
Экономика и бизнес
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Авто
Спорт
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Популярное
  • Другие новости

Общество


Министр образования Михаил Журавков написал для «Советской Белоруссии» статью «Еще раз о системе образования», в которой рассказал, как, по его мнению, должны меняться наши школы, колледжи и вузы. TUT.BY публикует самые интересные рассуждения и предложения министра.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

«Непросто определить, что является причиной, а что следствием: „сначала модернизация — потом образование“ или наоборот? Но очевидно, что одно без другого невозможно, — рассуждает Михаил Журавков. — Можно выделить несколько базовых положений, на основе которых, на мой взгляд, должно все строиться. Главная задача — научить учиться, ведь объем знаний, особенно в научно-технической сфере, каждое десятилетие удваивается».

По мнению министра, в белорусской системе образования необходимо…

… работать над авторитетом учителя

«Развитие образования невозможно без повышения статуса и квалификации учителя, преподавателя, научного работника. В современных условиях основная задача — развить аналитические способности у учащихся, умение критически мыслить, а также навыки и умения учиться. И без специалистов с соответствующей профессиональной компетентностью и навыками, без достойных условий их работы и жизни все намеченные преобразования и новации будут обречены».

Фото Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото Дмитрий Брушко, TUT.BY

Как пишет Михаил Журавков, с 2013 года в некоторых школах пробуют новую систему оплаты труда, «главная идея которой в экономическом стимулировании качества и результативности педагогического труда с помощью дифференцированной оплаты педагогам различных видов работ, в том числе помимо выполнения непосредственной учебной нагрузки». Там, где работа учителей оплачивается по такой системе, их зарплата выросла до уровня средней по стране. «Так, среднемесячная заработная плата педагогических работников учреждений образования, участвующих в эксперименте, за первое полугодие 2015 года составила 134% от средней заработной платы в образовании, а среднемесячная зарплата учителей — 107,9% от средней заработной платы учителей страны за данный период».

… освободить учителей от лишних документов

«Важное направление — сокращение документооборота. Кардинальную дебюрократизацию необходимо провести срочно, не откладывая на потом. Сегодня есть и неоднократно доведен до сведения всех заинтересованных структур официальный перечень обязанностей, которые должен выполнять учитель. Важно, что документально прописана и ответственность руководителей за возложение на учителя несвойственных ему обязанностей. Также уменьшению количества запросов и лишних документов способствуют активное использование в учреждениях образования возможностей IT-технологий и внедрение системы электронного документооборота»

… сократить школьную программу

Фото Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото Дмитрий Брушко, TUT.BY

«В базовой школьной программе необходимо сократить как минимум 20-30% информации и пересмотреть подходы к изложению материала, ведь современная школьная программа гораздо сложнее, чем она была в 70-80-е годы прошлого века. Это усложнение программы началось в 1990-х годах и продолжается до сих пор. Нужно оставить в школьной программе только самую важную и необходимую базовую информацию».

«Нужно отбросить очевидно второстепенный или невозможный для изучения в средней школе материал (для точных наук один из главных ориентиров и сегодня — программа советской школы второй половины XX века), а затем заняться тщательным отбором информации, абсолютно необходимой для изучения в школе. При этом надо выяснить, что изучается школьниками других стран, особенно тех, где уровень среднего образования очень высок».

…ввести новый единый экзамен для выпускников школ

«Хотя централизованное тестирование как система проверки знаний выпускников школ и показало свою эффективность, оно требует дальнейшего развития. Особенно в части, где нужно объяснить решение, вывод или заключение, изложить их логику. С учетом введения профильного обучения на III ступени общего среднего образования можно рассмотреть вопрос проведения итоговой аттестации в форме единого экзамена по некоторым дисциплинам».

«Необходимо повысить роль и значимость текущей успеваемости ученика, которого важно нацелить на ежедневную и постоянную работу и овладение знаниями. Примеры успешного и эффективного совмещения оценок текущей успеваемости и экзаменационной можно привести из практики работы учреждений высшего образования, где при выставлении итоговой отметки учитываются оба результата со своими весовыми коэффициентами».

… развивать дискуссии в вузах и дать студентам больше самостоятельности

Фото с сайта ej.by
Фото с сайта ej.by

«Активнее следует переходить и на новый стиль преподавания с упором на дискуссионную составляющую. Надо давать студентам больше самостоятельности, а не загонять их в сугубо лекционные рамки. В целом же глобализация — сложный процесс для университетов и требует изменения системы мышления об образовании и его практике на самом глубоком и высоком уровне. Может быть, даже в большей степени, чем в сфере экономики».

«Одним из главных приоритетов в развитии высшего образования в нашей стране должна быть модернизация как содержания, так и методов, подходов и структуры обучения в соответствии с произошедшими коренными изменениями во внутренней и внешней среде, в том числе и с возросшим потоком студентов. Но это возможно лишь при условии реформирования университетов с ориентацией на глобализацию и интернационализацию образовательной и научной деятельности».

… создавать ПТУ нового типа

«Нам нужны учреждения профессионального образования новой формации, обладающие не только инновационными механизмами для формирования производственной элиты, но и одновременно чертами кадрового агентства, бизнес-инкубатора, информационно-консалтингового центра развития карьеры человека на протяжении всей его трудовой жизни».

… повышать популярность технических специальностей

«Важно усилить профессионально ориентационную работу среди обучающихся, так как современное состояние экономики и общества требует существенных, а в некоторых направлениях и коренных структурных изменений профессионального образования в стране. К сожалению, сегодня эта сфера слабо ориентирована на рынок труда. Отсюда и парадокс: людей с высшим образованием у нас много, но не хватает настоящих специалистов с набором современных знаний. Поэтому особенно актуальна для нас и мировая тенденция — повышать популярность технических специальностей среди абитуриентов».

…прогнозировать, какие специальности будут нужны

«Не обойтись и без аннулирования неактуальных, устаревших и дублирующих специальностей, направлений специальностей и специализаций. Следует также закрепить за Минэкономики и Минтруда и соцзащиты функции координаторов работы государственных органов по прогнозированию кадровых потребностей экономики на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Сейчас они констатируют только текущее состояние рынка труда. А к компетенции Министерства образования нужно отнести функцию прогноза подготовки кадров».


Комментарии с форума

  • ulak 19 января 2016 в 12:43 из Беларуси

    Спыніце забойства беларускай мовы ў школах! Міністэрства адукацыі творыць злачынства, а міністру нагадаю, што ён абяцаў увесці геаграфію і гісторыю па-беларуску. ПАДМАНУЎ - ідзі вуліцы падмятаць, не трэба міністр, які маніць з ходу.

  • Наталья_Ананко 19 января 2016 в 12:53 из Беларуси

    Моё мнение таково, что наша школа вообще не жалеет наших деток.Забираю внучку из школы, десять минут как прозвенел звонок, учительница из класса не выпускает.Это не правильно. Когда сама училась в школе было много математики-4 урока алгебры 2 урока геометрии и факультатив. В старших классах 7-8 уроков. Задачи в классе решали 5 человек, остальные списывали.Кому после школы понадобилась математика-3. Остальные должны уметь посчитать свою зарплату и расходы из неё. Школа должна воспитывать гражданина. Поэтому главные предметы.- история Беларуси и языки: белорусский и русский.А также нормальный человек должен владеть познаниями в георгафии, биологии, химии, физики. Уроки труда не нужны точно.Труду пусть обучают мама и папа или ПТУ. И больше физкультуры, секций разных.

  • Victor_ViSmyt 19 января 2016 в 12:56 из Беларуси

    образование вещь хорошая, нужная, а то вот в рф уже книги жгут.

  • Ostap_Bender-82 19 января 2016 в 12:57 из Беларуси

    Victor_ViSmyt (19.01.2016 12:45) писал(a):
    В базовой школьной программе необходимо сократить как минимум 20 - 30% информации Читать полностью: http://news.tut.by/society/481216.html чего уж там - 4 классов достаточно, и пусть работают
    А вот это как раз не так уж и неплохо, помню как нам в универе засоряли мозх религиоведением, ну ладно бы будь это духовная семинария... но нафига это финансистам!? Давайте уже учащимся на обходчика путей введем обязательный курс филологии - часов эдак 180-200, он же им просто необходим, как и в свое время история КПСС при совке - без знания количества съездов и пустой болтовни на таковых ведь никуда!

  • id150798295 19 января 2016 в 12:57 из Беларуси

    Первое, что надо сделать, это выкинуть в старших классах непрофильные предметы или свести их к минимуму. Вот зачем физмату читать, допустим, "Мастер и Маргариту"? Если человек хочет, он сам это прочитает

  • Ostap_Bender-82 19 января 2016 в 12:59 из Беларуси

    ulak (19.01.2016 12:43) писал(a):
    Спыніце забойства беларускай мовы ў школах! Міністэрства адукацыі творыць злачынства, а міністру нагадаю, што ён абяцаў увесці геаграфію і гісторыю па-беларуску. ПАДМАНУЎ - ідзі вуліцы падмятаць, не трэба міністр, які маніць з ходу.
    Кто захочет выучить таковую и сам выучит - хватает языковых курсов! ну вот был у меня и белорусский язык, и литература... Дальше что?!

  • Ostap_Bender-82 19 января 2016 в 13:02 из Беларуси

    Alexander_Dolnikov (19.01.2016 12:34) писал(a):
    А чем он занимался всё это время? Это на столько очевидные вещи...
    Тем же чем и прочие чиновники - НИЧЕМ!

  • silver_shadow 19 января 2016 в 13:10 из Беларуси

    1. Научить детей критическому мышлению. 2. Научить детей самообразованию и фильтрации данных (пункт 1) 3. Ввести обязательный курс экономики во всех школах. (с начальных классов)

  • Ostap_Bender-82 19 января 2016 в 13:15 из Беларуси

    Эжен_Лебедев (19.01.2016 13:09) писал(a):
    Рановато! В этом возрасте выбор делают родители. А вот в 9-м классе в самый раз. Получил базовое и выбирай, а не ходи штаны просиживать в 10-11 классахВвести соответствующие нормативы по переходу в 10 класс.
    Для более детального изучения предмета двух лет недостаточно - был наглядный пример (сам учился в лингвистическом классе): в 10 (я туда попал в 5) к нам слезно просилось девушка из непрофильного - вымолила, взяли... Спустя четверть попросилась обратно

  • vese1 19 января 2016 в 13:21 из Беларуси

    Куда уж проще то и так в школе ничего не дают, дети после школы читать и считать (без калькулятора) нормально не умеют

  • rodnayamova 19 января 2016 в 13:23 из Беларуси

    serglab (19.01.2016 13:02) писал(a):
    Недавно возле кассы в магазине слушал как два мужика считают сколько стоит три бутылки вина, пачка сигарет и хватит ли у них денег. И купюры перекладывали с места на место, и калькулятор в мобильнике запускали и пальцы загибали... Я за это время семь раз в уме сосчитал сколько им дадут сдачи и на какие сигареты останутся деньги... И думаю, ведь эти люди когда-то изучали логарифмы и интегралы. А для чего?
    вооооОО! у тым і справа: у школе матэматыка патрэбна, каб умець лічыць грошы і што-небудзь яшчэ ў паўсядзённым жыцці. у старэйшых класах - ужо можна дзяліць на профільныя, там у вучняў ужо іншыя хуткасці ва ўспрыманні і апрацоўцы інфармацыі.

  • Эжен_Лебедев 19 января 2016 в 13:24 из Беларуси

    vese1 (19.01.2016 13:21) писал(a):
    Куда уж проще то и так в школе ничего не дают, дети после школы читать и считать (без калькулятора) нормально не умеют
    Не в каждую голову вложишь. После 9 класса надо было в СПТУ податься!

  • sergier 19 января 2016 в 13:27 из Беларуси

    serglab (19.01.2016 13:02) писал(a):
    Недавно возле кассы в магазине слушал как два мужика считают сколько стоит три бутылки вина, пачка сигарет и хватит ли у них денег. И купюры перекладывали с места на место, и калькулятор в мобильнике запускали и пальцы загибали... Я за это время семь раз в уме сосчитал сколько им дадут сдачи и на какие сигареты останутся деньги... И думаю, ведь эти люди когда-то изучали логарифмы и интегралы. А для чего?
    есть такое слово - "прелюдия"..

  • серг_юп 19 января 2016 в 13:39 из Беларуси

    id336774027 (19.01.2016 13:31) писал(a):
    Прямой путь в Северную Корею. На выходе получите балбеса, который знает выгодную президенту версию истории , белорусский язык и больше ничего.
    Так это же им и надо !" Чарка-шкварочник " внесут в школьный аттестат .

  • silver_shadow 19 января 2016 в 13:56 из Беларуси

    Эжен_Лебедев (19.01.2016 13:15) писал(a):
    У нас и так экономистов больше чем трудового народа.
    Егор Батрудов (19.01.2016 13:24) писал(a):
    Этому они 20 лет учатся и без школы, с такими рулевыми...
    Это я на будущее, чтобы, когда теперешние впередсмотрящие ласты откинут, были нормальные люди а не биомасса с промытыми мозгами. А экономику не для того чтобы были экономистами, просто чтобы соображали легче, когда им мозги пудрят. Ну, а критическое мышление чтобы демагогов вычисляли влет.

  • Дмитрий_Антонович_talks95 19 января 2016 в 14:09 из России

    Правильно говорит, но реализация хромает.

  • gnomskii_troll 19 января 2016 в 14:19 из Беларуси

    наконец-то наша система образования получила классного Министра!!! дождалась родная! статья Министра очень хорошая: очевидно, что автор не вчера пришел в образование, знает-чувствует-понимает то, что очень сложно понять человеку из другой сферы...попутного ветра нашему Министру! если все будет так, как он планирует, то можно спать спокойно за своих детей главное, чтобы ему не мешали завистники и зазнайки....у достойных и ярких людей их всегда большая куча...всякой завидной шушары рядом

  • adamLVM 19 января 2016 в 14:20 из Беларуси

    id26895252 (19.01.2016 14:06) писал(a):
    Априори в Беларуси НИКОГДА не будет науки и хороших учителей при заработной плате этих категорий трудящихся (на ставку) в 200 долларов США. И - точка. Уважаемый министр! Ну зачем воздух попусту то сотрясать? А?
    Скажу вам по секрету, размер зарплаты НИКАК не влияет на размер интеллекта. А платить надо за РЕЗУЛЬТАТ !!!

  • gnomskii_troll 19 января 2016 в 14:25 из Беларуси

    kleoyra (19.01.2016 14:15) писал(a):
    Министр решил образование совсем добить. Мало того, что наше образование очень сильно отстает от великобританского, итальянского, так и еще убрать 20-30% информации. Вы посмотрите господин министр, что учат дети в школах Великобритании, Италии. Там господин министр не то что сокращают, а расширяют образование. В Италии изучают историю, культуру, язык Римской Империи и древней Греции. В Англии еще круче образование. Обязательное изучение высшей математики и теории вероятности в школе. Про 13-летнее образование в этих странах я не заикаюсь. Так зачем Вы окончательно убиваете образование? вы предлагаете облегчить программу - это как: научились читать, а остальное в Гугле найдете, но экзамен мы вам на логику введем.
    наше образование не отстает...вы когда, милейший, последний раз были на уроке в итальянской школе? даже смешно читать такие глупости....

  • kleoyra 19 января 2016 в 14:28 из Беларуси

    gnomskii_troll (19.01.2016 14:25) писал(a):
    наше образование не отстает...вы когда, милейший, последний раз были на уроке в итальянской школе? даже смешно читать такие глупости....
    Правильно, не отстает, а уже давно отстало.

  • gnomskii_troll 19 января 2016 в 14:28 из Беларуси

    marfa1001 (19.01.2016 13:55) писал(a):
    Сколько я училась на педагога, потом в образовании работала, потом в школе (теперь завязала с этим)..... Столько все и говорили об уменьшении документооборота, отмене всеобуча и актов ЖБУ и пр. А воз и ныне там. Когда от теории уже перейдут к практике??
    Ещё нужно добавить: рабочий день - четыре часа, и каникулы каждые два месяца и летом отпуск два с половиной....и "всё плохо и плохо" учителям.

  • barishnia 19 января 2016 в 14:31 из Беларуси

    eaa_by (19.01.2016 12:45) писал(a):
    Вы посмотрите с какими баллами брали на педспецальности абитурьентов и прикиньте чему они смогут обучить детей (я допускаю, что какаято часть проявит ответственность и возмется за ум в ходе учебы в ВУЗе, но вопрос сколько таких останеться в школе после отработки?)
    Вы, случаем, не один из них ?

  • anastasia-kaktus 19 января 2016 в 14:31 из Германии

    Закончила школу в 2008 и очень рада, что не попала на эти многочисленные"реформы". По-моему, ничего лучше той программы, по которой училась я, не придумали: умеренная нагрузка в начальной школе, средняя школа на одном уровне для параллели, а с 8 класса раскидали по профилям. И с 10 класса опять по профилям. И там уже различались и часы нагрузки по предметам, и учебники, и учителя часто. Была 6-дневка, и не приходилось сидеть по 8 уроков, может быть, 1-2 в неделю было 7, учитывая факультатив. Помню, как после начальной школы подходила наша уже бывшая учительница и просила принести наши буквари, по которым мы занимались. Говорила, по новым невозможно, дети не понимают

  • gnomskii_troll 19 января 2016 в 14:32 из Беларуси

    kleoyra (19.01.2016 14:28) писал(a):
    Правильно, не отстает, а уже давно отстало.
    отстало от чего? интересно у кого и где самый правильный критерий оценки? посмотрите сколько наших школьников и студентов выигрывает на международных олимпиадах...просто вы не знаете, поэтому сидите и нудите...почитайте в гугл

  • kleoyra 19 января 2016 в 14:33 из Беларуси

    gnomskii_troll (19.01.2016 14:25) писал(a):
    наше образование не отстает...вы когда, милейший, последний раз были на уроке в итальянской школе? даже смешно читать такие глупости....
    А вы даже, для начала российскую программу сравните по той же математике и физике. Будете очень удивлены.

  • gnomskii_troll 19 января 2016 в 14:36 из Беларуси

    sanaz (19.01.2016 13:39) писал(a):
    Общие слова ни о чем... Прежде всего, в вышке уберите глубоких пенсионеров, читающих лекции из прошлых веков... Уничтожьте как зловредный вид преподов, не умеющих и не желающих самообразовываться и идти в ногу со временем. Например, в БГЭУ есть один такой кадр "столетний", читающий экономику по своим бумагам, написанными им ещё до "царя Гороха". И чо этот чел может дать нового и действенного? Может, потому у нас и выходят из ВУЗов неучи, что им преподают явно устаревшие материалы. В школах на самом деле надо поднять престиж учителя, а не на словах. И обязательно пересмотреть программу обучения. Многое из неё можно смело безболезненно выбросить. Хотя чегой-то я тут распинаюсь? Реформами должны заниматься спецы из минобраза, которые, однако, ничего не делают абсолютно, только глупейшими циркулярами заваливают учителей по самое не-мо-гу...
    про столетних - это в самую точку!

  • gnomskii_troll 19 января 2016 в 14:37 из Беларуси

    barishnia (19.01.2016 14:35) писал(a):
    Небось, зо обучение своих чад с тех самых учителей семь шкур дерете? Нет? Учите у первого попавшегося?
    так мы и учим ) мадам, расслабьтесь...никто ничего не дерет

  • nova-12 19 января 2016 в 14:37 из Беларуси

    Ерунду говорит. Реформаторы. Все портят и портят школу.

  • kleoyra 19 января 2016 в 14:38 из Беларуси

    nova-12 (19.01.2016 14:37) писал(a):
    Ерунду говорит. Реформаторы. Все портят и портят школу.
    Вот первый раз с вами соглашусь

  • Блуждаючы моск 19 января 2016 в 14:43 из Беларуси

    Wiksoft (19.01.2016 12:41) писал(a):
    «Важное направление - сокращение документооборота. Кардинальную дебюрократизацию необходимо провести срочно, не откладывая на потом. Сегодня есть и неоднократно доведен до сведения всех заинтересованных структур официальный перечень обязанностей, которые должен выполнять учитель. Важно, что документально прописана и ответственность руководителей за возложение на учителя несвойственных ему обязанностей. Также уменьшению количества запросов и лишних документов способствуют активное использование в учреждениях образования возможностей IT-технологий и внедрение системы электронного документооборота» Дайте ссылку на этот официальный перечень обязанностей, которые должен выполнять учитель.
    а толку - не будешь выписывать настауницкую и сб - будешь без премии сидеть. повод найдется.

  • pse2 19 января 2016 в 14:43 из Беларуси

    kleoyra (19.01.2016 14:15) писал(a):
    Министр решил образование совсем добить. Мало того, что наше образование очень сильно отстает от великобританского, итальянского, так и еще убрать 20-30% информации. Вы посмотрите господин министр, что учат дети в школах Великобритании, Италии. Там господин министр не то что сокращают, а расширяют образование. В Италии изучают историю, культуру, язык Римской Империи и древней Греции. В Англии еще круче образование. Обязательное изучение высшей математики и теории вероятности в школе. Про 13-летнее образование в этих странах я не заикаюсь. Так зачем Вы окончательно убиваете образование? вы предлагаете облегчить программу - это как: научились читать, а остальное в Гугле найдете, но экзамен мы вам на логику введем.
    Не думаю, что нам нужно изучать мертвые языки(ну разве что историю Римской Империи - на латыни). Мат анализ является элементом высшей математики и изучается в школе. Теорию вероятностей(тоже элемент высшей математики) то включали, то изымали из программы, сейчас не знаю. Усложнение программы приводит к снижению успеваемости (не каждому дано) + еще учебники с каждым годом все хуже и хуже. Я мат анализ понял только когда почитал старые учебники.

  • Atross 19 января 2016 в 14:45 из Беларуси

    Алекс_Апекс (19.01.2016 13:50) писал(a):
    А вот если человек, да еще с претензией на интеллект, культуру и широту кругозора, то чем вам Булгаков не угодил? Правильно понятая и внимательно прочитанная литература учит жизни, дает основы критического мышления и воспитывает в человеке человека.
    В идеале да, но на практике на уроках литературы нам вбивают, что классическая литература - это хорошо. Попробуй сказать, что тебе не нравится тот же Булгаков? Минимум минус 2 бала будет. Для объективного восприятия и развития критического мышления нужны логика с философией, а у нас в вузах вместо философии история философии, а про логику на естественнонаучных дисциплинах я вообще не слышал. В школе так вообще такого отродясь не было. В ведь есть ещё история, психология, социология, география, экономика - дисциплины с которыми так или иначе взаимодействует каждый. Вот только история это чаще всего столбик из дат и событий, география - названия стран, городов, политические экономические и экологические карты, психологию, социологию, и экономику вообще запихнули в ЧОГ и теперь там каша какая-то а не предмет. Физико-математический профиль перегружен совершенно лишними данными. И как вишенка на торте совершенно бессистемное изложение материала во всех учебниках да ещё и с ошибками. Нужно и программу профилировать, и преподавание некоторых предметов переделывать, и ряду

  • eaa_by 19 января 2016 в 14:46 из Беларуси

    gnomskii_troll (19.01.2016 14:25) писал(a):
    наше образование не отстает...вы когда, милейший, последний раз были на уроке в итальянской школе? даже смешно читать такие глупости....
    Полностью согласен. Оно уже отстало, и скорее всего на всегда. В первую очередь благодаря очень правильной и адекватной кадровой политике в системе образования. А лепет про необходимость инженерных кадров... Где эти кадры работать будут? Где проходить практику - у нас промышленность почти убита...

  • bela_ros 19 января 2016 в 14:49 из Беларуси

    anastasia-kaktus (19.01.2016 14:31) писал(a):
    Закончила школу в 2008 и очень рада, что не попала на эти многочисленные"реформы". По-моему, ничего лучше той программы, по которой училась я, не придумали: умеренная нагрузка в начальной школе, средняя школа на одном уровне для параллели, а с 8 класса раскидали по профилям. И с 10 класса опять по профилям. И там уже различались и часы нагрузки по предметам, и учебники, и учителя часто. Была 6-дневка, и не приходилось сидеть по 8 уроков, может быть, 1-2 в неделю было 7, учитывая факультатив. Помню, как после начальной школы подходила наша уже бывшая учительница и просила принести наши буквари, по которым мы занимались. Говорила, по новым невозможно, дети не понимают
    вы как раз попали на всяческие реформы. один переход на 12 лет и обратно на 11 чего стоил вашим родителям - можете у них спросить. просто вы были последним поколением в этом государстве, с еще непромытыми мозгами. увы.

  • kleoyra 19 января 2016 в 14:54 из Беларуси

    pse2 (19.01.2016 14:43) писал(a):
    Не думаю, что нам нужно изучать мертвые языки(ну разве что историю Римской Империи - на латыни). Мат анализ является элементом высшей математики и изучается в школе. Теорию вероятностей(тоже элемент высшей математики) то включали, то изымали из программы, сейчас не знаю. Усложнение программы приводит к снижению успеваемости (не каждому дано) + еще учебники с каждым годом все хуже и хуже. Я мат анализ понял только когда почитал старые учебники.
    Я не про мертвые языки, я про изучение культуры и истории. Современное развитие мира требует сильного образования, и особенно, математики и физики. Программу упрощают, ЦТ с каждым годом становится легче, но уровень образования падает.

  • nova-12 19 января 2016 в 15:01 из Беларуси

    Лет 20 назад как раз были продвижки в сторону улучшения. Но с середины 2000-х всех погнали под одну гребенку с новыми учебниками непонятно куда.

  • obmiennik 19 января 2016 в 15:08 из Беларуси

    naruto05 (19.01.2016 12:35) писал(a):
    Ни один белорусский самостийный учебник не лучше советского.
    и самостийные российские не лучше

  • id39554816 19 января 2016 в 15:40 из Беларуси

    дайте министру образования власть, чтобы он мог то что говорить издать законом

  • Олег_Филипеня 19 января 2016 в 15:44 из Беларуси

    Учить. А что это такое? Модель набросать кто может? Только так, чтобы в модели еще и ученик присутствовал. Или можем только повторять чье-то чужое.

  • Олег_Филипеня 19 января 2016 в 15:47 из Беларуси

    kleoyra (19.01.2016 15:41) писал(a):
    Интересно у кого тогда власть, если не у министра - у учителя что ли?
    Власть без интеллекта - как граната в руках случайного примата.

  • abra_kadabra345678 19 января 2016 в 15:51 из Беларуси

    хорошо говорит...да от этого дела не делаются...

  • djo111uid 19 января 2016 в 16:42 из Беларуси

    eaa_by (19.01.2016 12:45) писал(a):
    Вы посмотрите с какими баллами брали на педспецальности абитурьентов и прикиньте чему они смогут обучить детей (я допускаю, что какаято часть проявит ответственность и возмется за ум в ходе учебы в ВУЗе, но вопрос сколько таких останеться в школе после отработки?)
    2 года и "досвидос"! В образовании денег нет! примерно так сформулировал свой уход наш молодой "специалист"

  • 052762 19 января 2016 в 16:53 из Беларуси

    ulak (19.01.2016 12:43) писал(a):
    Спыніце забойства беларускай мовы ў школах! Міністэрства адукацыі творыць злачынства, а міністру нагадаю, што ён абяцаў увесці геаграфію і гісторыю па-беларуску. ПАДМАНУЎ - ідзі вуліцы падмятаць, не трэба міністр, які маніць з ходу.
    Да шел бы ты............. Я говорю и думаю на русском языке. Белорусский мне лично до "сиреневой звезды". Лучше это время потратить на изучение действительно необходимых предметов, а не корячиться с переводом того же никому не нужного "Человек и мир", с белорусского на русский - что бы ребенок понял о чем идет речь, а потом переводить обратно на белорусский.

  • 3911 19 января 2016 в 16:54 из Беларуси

    olga_markova (19.01.2016 12:55) писал(a):
    программа не сложнее,наоборот ,те учебники были разумны,последовательны,за долгие годы проверенные, а нынешние с ошибками,опечатками,программа хватает кусками то из одной,то из другой области. ужас!!!!а они только очухались,столько детских,да и взрослых голов поломали....
    дальше будет хуже. все просто-раньше учебники писались годами, на основе предыдущих... апробировались, потом "оттачивались надфилем"... а сейчас? бегом! скорее!!! к 1 сентября!!! новый!!! шоб там от старого учебника ничего не осталось!!!осталось только провести мониторинг в деревне тпрукаево глушского района и сказать , что по мнению доярки МарьВанны в учебнике должно быть и посыпать школу дустом!да, кстати, заплатят за учебник меньше чем уборщица получает... откуда взяться учебникам?!?

  • ux21 19 января 2016 в 16:55 из Норвегии

    caplan_90 (19.01.2016 12:29) писал(a):
    Лошадка сдохла, лечить смысла нету. Говорю как бывший учитель.
    Согласен с вами. На фоне руин министр, принявший личину косметолога и разглагольствующий о подтяжке лица на голом черепе.

  • nastaunic 19 января 2016 в 16:59 из Беларуси

    Одни слова. Уже в бгу подискуссировали.

  • chuvak911 19 января 2016 в 17:03 из Беларуси

    ведь современная школьная программа гораздо сложнее, чем она была в 70-80-е годы прошлого века. Читать полностью: http://news.tut.by/society/481216.html В мои школьные добрые старые времена урок физкультуры был уроком физкультуры. У родственников сын в СШ по физкультуре рефераты пишет.Жэсць!

  • 3911 19 января 2016 в 17:07 из Беларуси

    marfa1001 (19.01.2016 13:53) писал(a):
    Они и так сведены к минимуму!!! Образование школьника должно быть всесторонним, чтобы человек понял, что ему интересно, что ближе. Чтобы научился ДУМАТЬ самостоятельно, а не быть послушной овечкой.
    уважаемая, а Вы не думали, что дураки очень выгодны для капиталиста? он знает одну функцию и ее выполняет. он не уйдет с этой работы, не будет возмущаться-ему идти нет куда, он будет знать как писать, прочитает сказку "репка" и будет послушной рабочей силой! Читающий и думающий человек опасен для капиталиста! у нас сейчас строй то какой? от социализма ушли? то то и оно....

  • AAA-292301 19 января 2016 в 17:08 из Беларуси

    Wiksoft (19.01.2016 12:41) писал(a):
    «Важное направление - сокращение документооборота. Кардинальную дебюрократизацию необходимо провести срочно, не откладывая на потом. Сегодня есть и неоднократно доведен до сведения всех заинтересованных структур официальный перечень обязанностей, которые должен выполнять учитель. Важно, что документально прописана и ответственность руководителей за возложение на учителя несвойственных ему обязанностей. Также уменьшению количества запросов и лишних документов способствуют активное использование в учреждениях образования возможностей IT-технологий и внедрение системы электронного документооборота» Дайте ссылку на этот официальный перечень обязанностей, которые должен выполнять учитель.
    Это только для директора. А уж он всё объяснит.

  • chuvak911 19 января 2016 в 17:09 из Беларуси

    Активнее следует переходить и на новый стиль преподавания с упором на дискуссионную составляющую. Надо давать студентам больше самостоятельности, а не загонять их в сугубо лекционные рамки. Читать полностью: http://news.tut.by/society/481216.html А тех, кто не хочет участвовать в дискуссиях, либо остаются в рамках лекций - отчислять. Не?

  • chuvak911 19 января 2016 в 17:11 из Беларуси

    «Нам нужны учреждения профессионального образования новой формации, обладающие не только инновационными механизмами для формирования производственной элиты, но и одновременно чертами кадрового агентства, бизнес-инкубатора, информационно-консалтингового центра развития карьеры человека на протяжении всей его трудовой жизни». Читать полностью: http://news.tut.by/society/481216.html А кто на это даст рубли??????? И хде их взять?????

  • Таня_Вишневская 19 января 2016 в 17:18 из Беларуси

    SlavaZBY (19.01.2016 16:43) писал(a):
    Каждый новый чинуша из минобра хочет войти в историю. Маразм с каждым годом только крепчает: - ввели 10 бальную шкалу - сделали 12летне обучение - сделали 5тидневку - вернули 11летнее обучение - теперь фактически возвращают шестидневку. Правда почти не оплачиваемую для учителей - По логике, скоро будут опять 5ти бальную шкалу возвращать Хватит ставить эксперименты на ДЕТЯХ и Учителях!!! Заведите подведомственных совхоз и тренируйтесь сначала на зверюшках.
    Лично я за то чтобы вернули 5 бальную систему, десятибальная система ничего хорошего кроме головной боли и учителям и родителям не дала. А еще надо вернуть 10-летнее образование, а сегодняший первый класс назвать тем чем он и является - подготовительным. Т.е. ребенок будет учится подготовительный + 10 классов. И оценки выставлять с первого класса, как раньше было. А то дети ходят два года в школу, а результата нет. Вроде бы ребенок нормально учится, а потом, в 3 классе начинает приносить низкие оценки, как снег на голову родителям, а время упущено.

  • AAA-292301 19 января 2016 в 17:19 из Беларуси

    adamLVM (19.01.2016 14:20) писал(a):
    Скажу вам по секрету, размер зарплаты НИКАК не влияет на размер интеллекта. А платить надо за РЕЗУЛЬТАТ !!!
    А как результат измерить? Опять Министерство раздуть?

  • Таня_Вишневская 19 января 2016 в 17:21 из Беларуси

    3911 (19.01.2016 17:07) писал(a):
    уважаемая, а Вы не думали, что дураки очень выгодны для капиталиста? он знает одну функцию и ее выполняет. он не уйдет с этой работы, не будет возмущаться-ему идти нет куда, он будет знать как писать, прочитает сказку "репка" и будет послушной рабочей силой! Читающий и думающий человек опасен для капиталиста! у нас сейчас строй то какой? от социализма ушли? то то и оно....
    Не разводите демагогию, читающий и думающий человек в нашем государстве опасен не для капиталиста, а для чиновника разного уровня - от самого высшего до самого низшего. Капиталисты не имеют у нас реальной силы, они тоже чиновникам подчиняются.

  • Таня_Вишневская 19 января 2016 в 17:29 из Беларуси

    052762 (19.01.2016 16:53) писал(a):
    Да шел бы ты............. Я говорю и думаю на русском языке. Белорусский мне лично до "сиреневой звезды". Лучше это время потратить на изучение действительно необходимых предметов, а не корячиться с переводом того же никому не нужного "Человек и мир", с белорусского на русский - что бы ребенок понял о чем идет речь, а потом переводить обратно на белорусский.
    Говорю на русском, люблю беларуский. И что дальше? Хочу чтобы дети больше изучали предметов на беларускай мове, чтобы не получилось такого результата русификации, как у нашего поколения. Лучше отменить русскую литературу и потратить это время на изучение, например, английского, это гораздо полезнее будет идля ребенка и для государства в перспективе.

  • misha__rus 19 января 2016 в 17:33 из Европы

    sergier (19.01.2016 12:45) писал(a):
    ..а где отмена обязательной подписки на "СБ", патрулирования прилежащей к фонтанам территории? Отмена мониторинга состояния холодильника учащихся, вручение (под роспись) извещений с якобы прочитанной лекцией по пожарной безопасности? Отмена обследование печных труб и электропроводки? Или это все входит в работу учителя?
    и посещение хокеев с самизнаетекем

  • Таня_Вишневская 19 января 2016 в 17:34 из Беларуси

    sad-bel (19.01.2016 13:38) писал(a):
    Очень хорошо сказано и правильно сделан выбор в направлении технических специальностей. Поэтому надо поднимать в школах уровень подготовки по математике и физике, а это значит - возвращение к 6 и 3 часам в неделю по этим предметам. Перевести уроки физической культуры, как в ВУЗах на внеклассную деятельность, а то многие дети и 3-4 раза в недели на тренировки ходят, а потом, еще дополнительно на физической культуре занимаются?1
    А если ребенок гуманитарий? Если ему сложно понять математику и физику и она ему не нужна и даром? Вот я с этой проблемой столкнулась.

  • 6482508 19 января 2016 в 17:36 из Беларуси

    id150798295 (19.01.2016 12:57) писал(a):
    Первое, что надо сделать, это выкинуть в старших классах непрофильные предметы или свести их к минимуму. Вот зачем физмату читать, допустим, "Мастер и Маргариту"? Если человек хочет, он сам это прочитает
    это называется "ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ", чтоб человек мог хоть пару слов связать в какое-нибудь предложение, а не пытался на пальцах показать закат...

  • elle_mademoisellka 19 января 2016 в 17:38 из Беларуси

    Таня_Вишневская (19.01.2016 17:05) писал(a):
    Учится детям не интересно, особенно в старшей школе, учебники написаны неудобочитаемым языком, примерно как налоговый кодекс. (Интересно, что за заучки их пишут?) Много лишней информации, много подробностей, от которых голова кругом и запомнить все ребенку невозможно. Читала на днях историю 10 класс. Краткое изложение, куча дат. Запомнить невозможно, нет системы, интересного, запоминающегося текста. Вот поэтому наши дети беларускую историю знают плохо. Химия полный кошмар. Вообще ничего не понятно. Хотя в школе я химию понимала (училась в 80-е годы), проблем никогда не было, она мне даже нравилась когда-то (к слову, имею высшее экономическое образование, т.е. не совсем тупая). Тоже самое с геометрией, алгеброй. В наше время проще и понятнее все было. Наш репетитор по математике вообще говорит, что современные учебники написаны специально так, чтобы дети плохо учились и ничего не понимали. Он говорит, что раньше он помогал детям поступать в ВУЗЫ, а теперь помогает закончить среднюю школу. Резко упал уровень знаний. Дети просто не хотят учится по этим ужасным учебникам. Еще вопрос. Почему... Читать дальше...
    потому что там мама/папа ЗАПЛАТИЛИ и ты хочешь/не хочешь, а учишь. а зачем в школе учить?

  • Таня_Вишневская 19 января 2016 в 17:41 из Беларуси

    elle_mademoisellka (19.01.2016 17:38) писал(a):
    потому что там мама/папа ЗАПЛАТИЛИ и ты хочешь/не хочешь, а учишь. а зачем в школе учить?
    Да ладно, детям почти все равно, заплатили родители или нет, это же не их деньги. Дело в программе обучения, в учебниках по которым учат

  • Таня_Вишневская 19 января 2016 в 17:44 из Беларуси

    caplan_90 (19.01.2016 12:29) писал(a):
    Лошадка сдохла, лечить смысла нету. Говорю как бывший учитель.
    Может можно реанимировать? Дети ж пока не сдохли, простите за выражение, их как-то учить надо.

  • elle_mademoisellka 19 января 2016 в 17:46 из Беларуси

    Таня_Вишневская (19.01.2016 17:41) писал(a):
    Да ладно, детям почти все равно, заплатили родители или нет, это же не их деньги. Дело в программе обучения, в учебниках по которым учат
    последнее конечно играет важную роль, но в школе дети ленятся и не хотят ничего делать а за курсы-репетиторы мамка с папкой и выдрать могут

  • Таня_Вишневская 19 января 2016 в 17:48 из Беларуси

    naruto05 (19.01.2016 12:52) писал(a):
    Учебники НИКАКИЕ. Этим всё сказано. Местечковые писатели советским не ровня. Тогда думали как бы лучше сделать, а теперь абы прэмию получить.
    Ну конечно, причем здесь "местечковые" и "советские"? Не насаждайте нам комплексы неполноценности, ничего у вас не выйдет. У нас есть талантливые ученые и учителя, пора их достать из шкафа. Все зависит от чиновника, ведь он в конце концов утверждает учебник.

  • Таня_Вишневская 19 января 2016 в 17:54 из Беларуси

    anastasia-kaktus (19.01.2016 15:18) писал(a):
    Нет, нет. Я как раз закончила обычную 11-летку. За мной уже была на год младше параллель, где с 11-летняя школа с 12-летней смешивались. У нас были просто 11 классы. У них были 10 и 10'. Про промытые мозги очень страшно... Племянница в 33 гимназии учится. Чтобы перейти в 5 класс и остаться в гимназии, нужно вступить в пионеры - сказали открытым текстом. Родители выпали просто... А недавно она пришла и заявила, что мы так хорошо и без потрясений живем благодаря мудрому руководству и АГЛ, который искренне заботится о народе. Вот..
    Нас тоже просили вступить в БРСМ, чтобы в 10 класс попасть, я категорически отказала. Нечего использовать моего ребенка. Я так и сказала. И ничего. Вон теперь десятикласники маршируют возле памятника победе на морозе вместо того чтобы учится

  • serditch 19 января 2016 в 17:55 из Беларуси

    Меня терзают смутные сомнения. Наверное в наставницкой газете ганорары обрезали раз министр в советской беларуси речи толкает. Даже министры ищут подработку на стороне, а что тогда говорить про простых учителей. министр забыл упомянуть о том, что нагрузку учителям добавили, а вот зарплата далека до 500 или обещанной 1000. Как мне кажется министр должен дела делать, а не пургу гнать. В гриме узнаётся подход председателя олимпийского комитета. Берите побольше и бросайте подальше.

  • oletsky66 19 января 2016 в 18:00 из Беларуси

    Задача школы - чем-то занять детей пока родители на работе. Образование человек получает в процессе работы. В стране, где нет работы, неоткуда появиться и образованию.

  • serditch 19 января 2016 в 18:01 из Беларуси

    sprinters1985 (19.01.2016 17:45) писал(a):
    C интересом прочитал очередного модернизатора. Особенно порадовало "Также уменьшению количества запросов и лишних документов способствуют активное использование в учреждениях образования возможностей IT-технологий и внедрение системы электронного документооборота". Господин министр, обращаюсь к вам как учитель информатики (в недавнем прошлом) - этот ваш электронный документооборот только увеличил нагрузку! Теперь вместо бумажки в РОО надо нести бумажку+данные на электронном носителе, более того - нужно ещё и старые данные вбить в систему (по сути продублировать то, что на бумаге - ибо это никто не отменял) что крайне "радует" завучей и учителей информатики, которые в 90% случаев этим и заняты. Хотите дебюрократизацию: уберите наконец постоянно меняющийся документ "Правила формирования культуры устной и письменной речи". Поверьте, от того пишут ли в тетрадях номер контрольной работы или нет, ставят точку в сокращении в журнале или забыли, подписывают тетради в одну или две строки и т.д. качество образования не изменится. Да, проверяющим будет сложнее лишать премии - но ведь это и не должно быть их основной задачей. ... Читать дальше...
    из песни слов не выкинешь

  • Таня_Вишневская 19 января 2016 в 18:05 из Беларуси

    sprinters1985 (19.01.2016 17:57) писал(a):
    Существую нельзя. Новую взрастить - возможно, но ту что есть вряд ли. Учёные, учителя (если зацепить и другой ваш пост) - да, есть у нас и в той, и в другой области неплохие профессионалы, но... Из тех с кем я работал (и кого можно смело назвать профессиональным педагогом) в системе образования остались только пенсионеры - и те постепенно уходят на заслуженный отдых. Остальные кто, где..Кто стал нелюбимым отчего-то народом айтишником (в основном касается учителей точных наук и иняза), кто-то строителем, есть те кто ушёл в бизнес, даже в МВД - но не в образовании. Ибо энтузиазм, желание учить и прочее - это хорошо, но есть что-то надо - это раз, и постоянно быть виноватым не хочет никто - это два. А ведь сейчас учитель виноват в том что ребёнок: не учится. не воспитан, напился во время летних каникул, подрался и т.д. При этом его. учителя. могут оскорблять. игнорировать и т.д. - а права поставить зарвавшихся на место у него нет по-сути.
    Согласна, нашему репетитору 65 лет. По математике. Талантливый человек. И Беларусь очень любит. Болеет за нее душой, нервничает, а стресс до добра не доведет

  • alla_tsarikova 19 января 2016 в 18:06 из Беларуси

    kleoyra (19.01.2016 14:15) писал(a):
    Министр решил образование совсем добить. Мало того, что наше образование очень сильно отстает от великобританского, итальянского, так и еще убрать 20-30% информации. Вы посмотрите господин министр, что учат дети в школах Великобритании, Италии. Там господин министр не то что сокращают, а расширяют образование. В Италии изучают историю, культуру, язык Римской Империи и древней Греции. В Англии еще круче образование. Обязательное изучение высшей математики и теории вероятности в школе. Про 13-летнее образование в этих странах я не заикаюсь. Так зачем Вы окончательно убиваете образование? вы предлагаете облегчить программу - это как: научились читать, а остальное в Гугле найдете, но экзамен мы вам на логику введем.
    Не знаю, откуда вам известно об Английской вышке в школе, но я лично своими глазами читала задания A-levels по математике (уровень поступления в вуз). Примеры-уравнения не сложнее извлечения кв.корня + творческие текстовые задачи типа "ванная комната высота-ширина-глубина. Рассчитайте количество керамических плиток разного вида за вычетом площади пола". Наш пятый класс. Максимум седьмой.

  • alla_tsarikova 19 января 2016 в 18:09 из Беларуси

    Вабищевич_Валентин (19.01.2016 13:15) писал(a):
    Надо тупых учеников на второй/третий и т.д. год оставлять, а не рисовать им троечки для сохранения собственных премий.
    А смысл? А экономическая целесообразность? Кто будет оплачивать в масштабе страны? Только не Я!

  • l_egion_asa 19 января 2016 в 18:11 из Беларуси

    Не могу понять, почему он не делает то, о чём пишет? если делает, то где результат??????????????