Политика
Экономика и бизнес
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Авто
Спорт
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Популярное

Общество


Пыхтит, но ловко лавирует среди припаркованных у торгового центра «Днепр» машин погрузчик на улице Первомайской. Пешеходы даже не оглядываются — спешат, рискуя попасть под колеса, но водитель начеку. «Это Сергей Балутин. Он грузит, как кормит ребенка с ложки — ювелирно. Возможно, за это его и ценят, раз он, пенсионер, еще работает», — говорит водитель Виктор Васильков. Еще минута — и кузов его МАЗа полон снега. В 13-й за эти сутки раз Виктор Александрович везет «хоронить» снег.

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

TUT.BY проследил путь снега с городских улиц до городского же полигона и узнал, как коммунальники и их помощники справляются с последствиями циклонов «Даниелла» и «Эмма».

«Когда все уберем, не знаю — бьемся который день»

Круглосуточно снег на улицах Могилева убирают в среднем 45 машин и 190 сотрудников дорожно-мостового предприятия. Именно эта организация отвечает за содержание городских дорог. За сутки на полигоны вывозят около 5 тыс. тонн снега. По грубым подсчетам, со вторника, когда в Могилев пришла «Даниелла», с городских улиц вывезли 35 тыс. тонн снега. Но края снежным сугробам на городских улицах пока не видно.

Коммунальникам не важно, как называется циклон: «Эмма», «Даниелла» или «Хавьер». Да и по объему осадков их не различают — все равно снег убирать.

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

«Как быстро мы уберем все, что насыпало, не могу вам сказать, потому что бьемся уже который день с центральными магистралями. Только немного почистили улицы Первомайскую, Пионерскую, проспект Мира после первого циклона — пришел второй. И снова — валы снега. Обидно, что и работы из-за этого не видно — только нарекания со всех сторон», — говорит заместитель директора по санитарному содержанию улично-дорожной сети дорожно-мостового предприятия Олег Карнаушко.

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Идем с ним по улице Ленинской — здесь сейчас работают погрузчики, грузовики, дворники. Олег Владимирович параллельно раздает указания: мобильник разрывается от звонков. И так — почти круглые сутки. На сон остается лишь пара-тройка часов.

«В диспетчерский отдел сейчас приходит много жалоб из частного сектора, но мы просто не успеваем, не получается работать так быстро, как хотелось бы, — объясняет Олег Карнаушко. — Приоритет — магистральным улицам и тем, где ходит общественный транспорт. Потом — все остальное. А во время сильного снегопада помогают убирать частный сектор организации города».

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY
Олег Карнаушко говорит, что до улицы Мигая снегоуборочная техника доберется еще очень и очень не скоро, хотя очевидно, что здесь уже необходимо убрать и снег, и образовавшуюся наледь.

При этом самые тяжелые для уборки — как раз открытые участки главных дорог: улица Минское шоссе, улица Крупской в районе «Могилевтрансмаша». Здесь дорога не защищена деревьями, зданиями, и ее быстро заносит снегом. По словам Карнаушко, во время буйства циклона за смену колонна комбинированных дорожных машин (КДМ) проходила по улице Минское шоссе дважды в обе стороны. Сейчас магистраль вычищена до асфальта.

«В колонне во время циклона было 6 машин — ехали уступом с нахлестом почти в метр. Они сгребают и подметают снег, обрабатывают полотно противогололедными материалами. Поставь мы в колонне на одну КДМ-ку меньше, и машины бы не справились, не сдвинули бы такой объем снега», — объясняет Олег Владимирович.

Большая нагрузка по чистке улиц идет и на снегопогрузчики — их дорожники называют «золотая ручка». Сугробы разгребают и фронтальные погрузчики с ковшами различного объема. Совсем маленькие, похожие на игрушечные, погрузчики «Могилевзеленстроя» чистят там, где снега немного или не пройдет большая техника. Дворники дорожно-мостового предприятия отвечают за очистку части пешеходных зон.

Обед, пока снег из кузова сыплется

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Снег с дорог Могилева «хоронят» на территории города. 4 полигона расположены довольно удобно: на улице Челюскинцев в районе скотного рынка, на пустырях на улице Турова и в районе «Могилевзеленстроя» на улице Симонова, а также в экстрим-парке в микрорайоне Фатина. Олег Карнаушко подчеркнул, что эти места выделены администрацией и выбраны с учетом соблюдения всех экологических норм.

Едем с полным кузовом снега в экстрим-парк вместе с Виктором Васильковым. На приборной панели — пластиковый контейнер с обедом. Виктор Александрович за рулем — с 5 утра. Его рабочий день в такое горячее время может закончиться в 17.00 и даже позже. На часах — 13.17, разгар обеда у тех, кто работает с 8 утра. Водитель к еде до сих пор не притрагивался.

«Может, попозже сделаю небольшую передышку, перехвачу что-нибудь, пока снег будет из кузова высыпаться», — смеется Виктор Васильков и добавляет: хорошо, что зима короткая и такие авралы случаются редко.

Подъезжаем к экстрим-парку. В надежде увидеть хотя бы 10-метровые снежные горы прилипаю к лобовому стеклу — увы, слой вывезенного снега сейчас едва ли достигает 3 метров. Холмики не белоснежные. Цвет их — от грязно-белого до темно-коричневого, и выглядят они пока не совсем живописно.

Одновременно на площадке находится от 5 грузовиков. Водители стараются аккуратно выгрузить сугроб из кузова, плотно прижавшись к другому снежному холму. Никаких перекуров или перекусов: выгрузился — поехал. Позже снег утрамбуют, снова выгрузят и снова утрамбуют.

Мы тоже не задерживаемся. Буквально 3 минуты — и кузов пустой. Нужно возвращаться.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/скачать видео (5.27 МБ)

«Готовы ночевать в сугробах — только покормите!»

На «проезжей части» пешеходной улицы Ленинской во всю ее длину за время циклонов вырос огромный сугроб. Его частично уже убрали. До трех часов дня 18 января около лицея Белорусско-Российского университета можно было строить зимний городок, но детвора недолго веселилась — приехала снегоуборочная техника.

Мощный грейдер с лету разбивает снежную гряду. Снегопогрузчик за считанные минуты доверху нагружает 20-тонный МАЗ: машины проходят буквально 50 метров — и снег уже вываливается из кузова.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/скачать видео (3.65 МБ)

Пока грузовик совершает очередной рейд, водители грейдера и снегопогрузчика ждут. На вопрос, обедали ли они сегодня, смеются.

«Мы в этих сугробах ночевать готовы — все равно сегодня не управимся. Пусть только нас покормят и дадут покемарить пару часов — хоть в «Форуме» (ночной клуб-ресторан в Могилеве. — TUT.BY), — шутят мужики.

Пешеходы переваливаются через сугроб, проскакивают между машинами. Водители, посовещавшись, решают немного облегчить задачу себе и людям: грейдер полностью очищает проход напротив «Московского дворика», разбивает снежные глыбы. Возвращается МАЗ.

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

«Такое бескультурье водителей — только в Могилеве»

«Вчера работал с 20.00. Закончил сегодня в 5 утра. Чистили Первомайскую. Сегодня за рулем — с 9 утра. Это правда, спал недолго — около 3 часов», — говорит Денис Якимович. Он — сотрудник автокомбината «Облсельстрой» вот уже почти 10 лет. Его и еще троих водителей на МАЗах предприятие отправило в помощь городским коммунальникам.

«Раньше с техникой было сложнее. Сейчас машины свободные, потому что работы нет, — объясняет Денис. — В основное время я песок вожу, стройматериалы. А сейчас стройка в Могилеве совсем прекратилась».

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Забираемся в кабину. Закрыть дверцу с первого раза не получается. Денис выпрыгивает в сугроб, обходит машину и с силой захлопывает дверь с нашей стороны. «Машина сделана в Беларуси, аналогов нет в мире. Слава Богу, — улыбается он, с силой выворачивая руль в сторону „Московского дворика“, размашисто переключает передачу. — Немец бы в нее не сел».

В узком дворе Денис ловко лавирует среди машин, клумб, сугробов, пропускает грузовик, который едет за очередной порцией снега с Ленинской. Приходится заезжать на зеленую зону, которая сейчас скрыта под толщей снега. На выезде из двора на улицу Ленинскую снова стоим: водители, которые едут по главной дороге, и не думают пропускать.

«Ну вот видят же, что я со снегом, — все равно прут, — не скрывает досады и разочарования водитель. Наконец ловит просвет в потоке транспорта и направляется к экстрим-парку. — Просто у нас в Могилеве водители такие… Культуры вождения у них нет. Я не говорю обо всех — о большинстве. Вот мы 8 месяцев были в командировке в Минске — строили МКАД-2, потом бизнес-центр на проспекте Победителей. Там я выезжаю со двора на МАЗе груженый — мне обязательно уступают дорогу. И даже если нужно разворачиваться прямо на дороге, все станут, сигналят, руками машут, мол, давай, разворачивайся — с пониманием относятся. А в Могилеве всем плевать — все спешат. Либо кто-то один вежливый найдется, либо мы просто начинаем внаглую выезжать: город ведь чистить нужно».

По словам Дениса, припаркованные машины редко мешают. В этом помогают сотрудники ГАИ. Если нужно очистить парковку или центральную улицу, они вызванивают водителей даже ночью.

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Выгружаем снег на полигоне за считанные минуты. У соседнего МАЗа в кузове остался налипший снег — он отчаянно пытается от него избавиться. Денис делится профессиональным секретом: бывалые водители знают, что перед сменой необходимо посыпать кузов солью, тогда снег налипать не будет.

Обиды, обидки и призывы не к лопате — к совести

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Из кабины МАЗа дорога — как на ладони. И людское безразличие — тоже. На мосту через реку Днепр всем, кто везет на полигон снег, нужно развернуться, чтобы выехать к экстрим-парку кратчайшим путем. В «кармане» между двух полос грузовики днем вынуждены стоять более 2 минут: машин немного, но идут одна за другой и не пропускают.

Водители снегоуборочной техники сетуют: они никак не защищены и при этом вынуждены нарушать ПДД. Например, пересекать двойную сплошную, чтобы подъехать к погрузчику. И если из-за этого нарушения случится авария, они будут виноваты и наказаны.

«Ночью хорошо работать — дорога свободная. А днем — бардак: редко кто пропустит. Раньше уважения больше было. А сейчас каждый — важная птица, ему плевать на остальных. Днем не дают снег вывозить, а вечером будут писать комментарии, что мы не убираем. Обидно», — говорит Виктор Васильков.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/скачать видео (8.61 МБ)

Сотрудники ДМП, которые дежурят рядом с техникой с лопатами наперевес скромно отмалчиваются. Но вскоре не выдерживают: «Хорошо писать жалобы, сидя в теплом офисе. А мы на морозе на ногах — с 5 утра до двух часов дня. Негде ни погреться, ни поесть, ни элементарно в туалет сходить. Раньше был автобус, а сейчас никого ничего не волнует. Можно в магазин зайти погреться — если пустят. Бывает, ругаются: «Что вы нам грязь носите».

Доставляют неприятностей коммунальникам и владельцы магазинов, кафе, офисов на первых этажах. Они выметают снег на тротуары, к бордюрам и проезжей части через час-два после того, как там пройдет снегоуборочная техника, говорят сотрудники ДМП. Доплата за уборку больших объемов снега есть, говорят они: «Можем получить 5 млн рублей — это с премией, переработкой. По крайней мере, так обещают. Летом зарплата — не больше 3,5 млн рублей».

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY
Денис Якимович, водитель автокомбината «Облсельстрой».

«Помогать убирать снег приятно, но читать каждый год после серьезного снегопада о том, что, мол, там не почистили, там не почистили… Извините, люди, но просто подумайте, как можно за 2 дня такой объем снега увезти со всех улиц и переулков, — поддерживает коллегу Денис Якимович. — Мы только 2 дня главные дороги чистим. И еще, наверное, столько же времени понадобится. Днем особенно не наездишься: один рейс с учетом движения на дорогах около часа занимает. Ночью делаем 16−20 рейсов, и это самое комфортное для уборки снега время. Но труд работников ночью стоит дороже».

Денис считает, что те, кто пользуется бесплатной парковкой во дворе дома, должны чистить снег хотя бы вокруг своей машины — это будет справедливо: «Я сам из немаленькой деревни Белыничского района. Там за правило — почистить место, где стоит твоя машина. Не хочешь чистить в городе — ставь на платную стоянку, тем более что здесь это не проблема».

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Замдиректора ДМП Олег Карнаушко не припоминает, чтобы люди сами вызывались помочь очистить город от снега: «Если эта помощь и нужна, то во дворах. Я знаю, что наш директор — он живет в 10-этажном двухподъездном доме — с соседями сам чистил свой двор, парковку. У себя во дворе я такого не наблюдаю. Я бы и сам вышел с лопатой, но пока работы хватает в городе: мало сплю, много работаю».

Олег Валерьевич уже не обижается на тех, кто говорит, что снег в городе не убирают. «Если бы мы не убирали, на дорогах и тротуарах были бы стежечки, — добавляет он. — А люди всегда будут недовольны, как бы ты ни поступал: так уж устроены».

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY



Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY
Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY