Политика
Экономика и бизнес
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Авто
Спорт
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY

Общество


Ужин в сочельник, поход по деревням с колядной звездой, батлейки на праздничных улицах. И уверенность автора: «белорусы — народ самый смирный, незлобливый и терпеливый до конца». TUT.BY почитал записки этнографа, сделанные еще в конце 19 века, о том, как белорусы того времени встречали Коляды.

Здесь и далее современные фото носят иллюстративный характер. Снимки сделаны в деревне Погост, в январе 2015 года. Фото: Виктор Веткин, TUT.BY.

«Пришли колядки — блины да оладки», — с этой белорусской поговорки начинается статья этнографа-беллетриста Сергея Максимова в книге «По русской земле: географические очерки и картины» А. Сахарова, изданной в 1899 году. Сергей Максимов был почетным академиком Петербургской академии наук, много странствовал по землям Российской империи и создавал очерки народного быта в регионах от Беларуси до Дальнего Востока.

Любопытно почитать, как исследователь 19 века описывает быт белорусов «в самой глуши» и народный праздник Коляды.

Фото: Wikipedia
На сайте Wikipedia есть карикатура журнала «Искра», (1864, № 9). Называется она Калики перехожие и посвящена участникам этнографических экспедиций конца 1850-х и начала 1860-х годов. Один из людей на переднем плане — Сергей Максимов. 

«Народ, ее населяющий, целые века прожил домоседом, а потому из древнего сохранил многое»

Автор пишет, что Коляды застигли его «в самой глуши Белоруссии, населенной православным русским народом». В самом начале статьи этнограф дает знать, почему читателям могут быть интересны его записки.

«Народ, ее населяющий, за дремучими лесами, за мокрыми и непролазными болотами, целые века прожил домоседом, а потому из древнего сохранил многое, что другие русские племена успели забыть, растерять или обменять на чужое и новое», — пишет Сергей Максимов.

Канун Рождества этнограф провел в небольшом городке, «по обычаю того края, переполненном евреями». К сожалению, в публикации, которую читал TUT.BY, не упоминается название города.

Для белорусских евреев сочельник — обычная суббота, «шабаш». Автор пишет, что благочестивые хозяева уступили ему проходную комнату для постоя и ночлега, а сами уже «успели сбегать помолиться в школу» или синагогу.

За автором приехали из деревни с приглашением посмотреть, как начинаются Коляды «и справляется первый день, называемый обыкновенно «куцьею» и даже «постною».

Постная кутья. «Кого угощаешь? — Дзядов»

Мелкие, «сплетенные лыками», саночки довозят автора из еврейского местечка в деревню.

«Мы, впрочем, едва не опоздали, потому что навстречу нам подвигалась уже огненная звезда, вырезавшаяся на темном фоне сгустившегося в темную непросветную ночь рождественского канунного вечера. Звезду эту несли ребята и колядовщики на шесте длиною в две сажени. Смастерили они ее из толстой просаленной бумаги, с рогами или лучами и с яблоком в середине, служащим фонарем, с тремя сальными свечами. Когда этот фонарь оставался неподвижным, шесть рогов, посредством веревок на блок, вертелись на своей оси. Причем развивалась на них разноцветная бахрома. А на сквозном свете вырвались намалеванные херувимы с крылышками. Ребята, идя, пели: «ходили-гуляли колядовщички, недоросточки, как по этой пороше сочили — искали боярскаго двора», — описывает первую встреченную группу колядовщиков автор.

Тут Максимов отмечает самые яркие особенности говора белорусов: аканье и дзеканье. По его мнению, это делает песни-колядки «в особенности приятными для уха».

Между тем хозяева, у которых этнограф будет праздновать сочельник, уже вернулись из церкви и садятся за стол. Еще накануне, описывает путешественник, все сходили в баню и помылись: «белорусы, не умывшись, станут есть и работать, но молиться ни за что не станут».

Фото: Виктор Веткин, TUT.BY

Стол в крестьянской хате накрыт чистой соломой, поверх — белая скатерка. На ней кутья из обдирного ячменя. Она подслащена медом и стоит в горшке, к которому прикреплена горящая свечка. Это самое главное праздничное блюдо. Еще одно важное угощение — блины, сложенные высокой стопкой.

«Усадив меня за этот голодный стол, весь из сухой пищи, хозяева принялись за привычное дело, помолившись иконам», — рассказывает этнограф и описывает все, что видит. Например, как ножки колядного стола «спутали» веревкой. Чтобы не бегал и не пропадал скот, не хворали лошади, а у волов держалась бы сила в ногах, объясняют крестьяне.

Сергей Максимов описывает, как хозяин дома первую ложку кутьи бросает за окошко. «Кого угощаешь? — Дзядов», — воспроизводит он диалог. И параллельно отмечает, что «дзядами» белорусы называют умерших предков.

Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY

За «дзядами» белорусы угощают и мороз — чтобы год не был голодным.

Кто-то из семьи бежит проверить примету: чем гуще на деревьях изморозь — тем лучше должны уродить рожь и овес.

Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY

«Вынимали из-под скатерти былинку, и по тому, сколь длинна она, судили об урожае льна и конопли. Клубки ниток тогда же свивали возможно туже, чтобы туги были капустные кочаны; во весь день не вязали веников, не гнули ободьев — ничего кривого. Зато стараются начать другие домашние работы: запрядают нитки, завивают клубки и веревки — до Крещенья работать ничего нельзя, иначе погибнет и расстроится хозяйство. Поэтому на „кривых“ или „святых“ вечерах даже умеренно пьют водку. Все к одному и все об одном, что больше щемит и сильнее болит в крестьянском сердце, когда все земные надежды вертятся на земле и на ее урожаях».

Колядовщики. «Отказать никто не имеет права и не смеет: так велела коляда»

Автор пишет, что после ужина крестьяне стараются лечь пораньше, чтобы встать с первыми петухами: «Кто на Рождество встанет раньше, у того круглый год работа будет спорее, и лучше, и счастливее. Женщины даже совсем не ложатся».

Фото: Виктор Веткин, TUT.BY

Сергей Максимов описывает обычай «дарить колядовщиков», причем подарки эти должны подаваться не как милостыня нищим, а как подать, которая и без того колядовщикам принадлежит и в которой «никто отказать не имеет права и не смеет: так велела коляда».

В статье приводятся цитаты из некоторых колядных песен.

Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY

При этом автор предупреждает: «Колядовщики, ходя за своим и за должным, умеют пропеть скупому и скаредному хозяину все свои песни наоборот — на худое и к худу».

И добавляет, мол, многого и не просят: «А что каждый в силах дать, то и благо, и за то спасибо. Деткам достается больше деньгами, взрослым колядовщикам — съестным и водочным угощением».

«От свиньи — сало, от которого вся Белоруссия в восторге»

«Калядная зорка» освещает сумеречные белорусские хаты — такими они представляются российскому исследователю. Он подмечает: «Заметим, что белорусы едят вообще худо. Обычный их хлеб „пушной“ с мякиной и в комьях, похожий более на комок грязи, непривычными зубами не разгрызается».

Но в Коляды столы ломятся от угощений.

«Еще задолго до праздника во всякой белорусской хате „забивают коляду“, т.е. режут и убирают свинью или, как там говорят, кабана, т.е. борова. Вся страна говорит и думает, что „только тот праздник и знае, кто свинью мае“. От свиньи — сало, от которого вся Белоруссия в восторге, без чего ни один работник не нанимается; салом там заговляются и разговляются, а без колбас (по-тамошнему — кивбас) еще ни один человек в том краю не встретил праздника Рождества Христова», — пишет исследователь.

Фото: Виктор Веткин, TUT.BY

После обедни и разговенья колбасами, студнем, похлебкой, кашей и киселем с молоком белорусы начинают праздновать веселые «настоящие коляды», которые продолжаются «целую неделю до Васильева вечера, или до толстой или богатой кутьи, и потом опять до Крещенья и Водохрещей».

Под Крещение — голодная кутья. Над дверями и окнами рисуют кресты. Девушки продолжают гадать на женихов.

«Всех примет и обычаев у белорусов так много, что невольно думается: до какой степени они боятся за себя, как тяжела и ненадежна их жизнь и как много значит коляда, когда с нею является надежда на благополучие», — с грустью отмечает этнограф.

Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY

К «третьим колядам» многие уже тратят последнюю копейку. В корчмах принимают в залог вещи. Сюда некоторые несут то, что накопили.

Но колядное веселье продолжается: «Конечно, во всю коляду — и толстую, и тонкую — первою заботой и главным долгом требуется веселье, а потому самые дорогие и почетные гости — скрипачи-музыканты и наряженные козой и медведем. Белорусы пляшут «подушечку», вроде всем известного хоровода.

Фото: Виктор Веткин, TUT.BY

За недостатком скрипки прибегают к заветной дудочке, на которой прорезаны дырки, и играют, закрывая их пальцами. И этот невеселый и сумрачный народ разыгрывается на колядах, как малый ребенок до упаду. Простодушно смеется он, когда появляются ежегодно в одном и том же виде, с теми же рассказами и прибаутками, Антонова коза с медведем, гусь и журавль.

Хоть и просто, а все смеются, хоть и темно в хате, а все веселятся. Иные, впрочем, получают это удовольствие в корчме или в кабаке, куда белорусы, большие охотники до вина, часто заглядывают, сидят там по целым дням и даже справляют свои свадьбы. Здесь бывают и целые святочные представления с разговором".

«Водку и горелку» автор называет второй бедой здешнего народа, вслед за «малоплодной землей».

«Днем и вечером мы наталкиваемся здесь на «бетлейки»

К концу своих колядных записок Сергей Максимов снова оказывается в белорусском местечке. «Днем и вечером мы наталкиваемся здесь на «бетлейки». Это испорченное слово Вифлеем (Betleem); и в самом деле, обычай попал сюда через польских католиков, из Западной Европы, как тамошний церковный обряд», — объясняет россиянин.

Для исследователя батлейка — диковина. Он подробно описывает устройство большого ящика, оклеенного дешевыми, из бумаги, изображениями святых.

«На задней стенке нечто вроде занавески, под которой висит люлька или, по-тамошнему, „колыська“ с младенцем. Подле стоит Богоматерь в короне, с другой стороны Иосиф. Пол обит белою заячьей шкуркой, которая должна изображать снег и зиму. Пол в то же время имеет сквозной прорезь, по которому движутся разные фигуры, и при их появлении слышатся объяснения».

Фото с сайта: aleslos.com

Автор описывает кратко даже сценарий представления. Приведем его и мы:

«Идут три круля (царя) для поклонения, а за ними с тою же целью впереди поляк в кунтуше и с конфедераткой в руках, за ним еврей с петухом под мышкой, потом москаль, или русский, в виде купца, одетого в красный плащ, гишпан с гишпанкою, доктор в форменном сюртуке, мертвец и смерть, и Параська, и наконец кавалеры: все больше гусары и уланы. Это означает пир у Ирода. Еврей пляшет до упаду со своею супругой, и когда она уходит, он становится на молитву. Один воин заводит с ним ссору и убивает его; жена вбегает и заступается, но воин закалывает и ее. Является смерть и уносит убитых. Следом за ней выступает бернардин (монах) с жестяной коробкой. Она трясется от холода и, кланяясь, просит подаяния от зрителя».

Святочная уличная забава «тем и оканчивается». Народ воспринимает ее радостно: громко играют скрипка и бубен.

Автор заключает мыслью, отчего батлеечный сюжет так нравится людям: «И все представление нравится тем, что здесь производятся расчеты и с евреем, и с паном, чего в действительности никогда не бывает. Белорусы — народ самый смирный, незлобливый и терпеливый до конца».


Комментарии с форума

  • perunovsky2014 7 января 2016 в 16:34 из Беларуси

    Для возрождения таких традиций надо, чтоб народ стал возвращаться из городов в свои деревни.

  • Блуждаючы моск 7 января 2016 в 16:40 из Беларуси

    perunovsky2014 (07.01.2016 16:34) писал(a):
    Для возрождения таких традиций надо, чтоб народ стал возвращаться из городов в свои деревни.
    еще нужно отключить интернет, обрезать свет, отключить газ, и дать каждому в руки по драуляной сохе и кобылку.

  • natasha-bortnik 7 января 2016 в 16:51 из Беларуси

    Хоть и радовался народ смерти еврея в батлейке, а пить не перестал и без шинков с евреями. Видать пьянство наша народная забава с покон веков:-(

  • grefka 7 января 2016 в 17:09 из Беларуси

    jagrmi (07.01.2016 16:16) писал(a):
    шикарный репортаж.... эх...зря такие традиции затухают...
    Языческие, которые 10 веков искореняли. Остаются христианские.

  • Наталья_Петрова_talks28 7 января 2016 в 17:17 из Беларуси

    Невеселый и сумрачный народ
    И это 19 век.Неужели и тогда в этом рыжым был виноват?? Какой тогда в Беларуси был рыжым?

  • gladki-katlubay 7 января 2016 в 17:48 из Беларуси

    Сутнасць у тым , што беларусы мелі традыцыі , якіх не было ў рускіх ( вялікаросаў),пра што кажа сам даследчык, называючы прычынай гэтага -ізаляванасць беларускага этнасу, а як жа 300- гадовая "паланізацыя" і 500- гадовая "літвінізацыя", пра якую так любяць распявадаць " западнорусісты" ? Выснова- беларусы і расейцы розныя народы, у кожнага сваі абрады і традыцыі.

  • Царица Морская 7 января 2016 в 18:34 из Беларуси

    Ну вот теперь ясно, откуда наши беды... Мы издавна такие терпеливые, незлобливые, но суровые... Последняя характеристика белорусов как-то успокаивает... А вдруг?

  • Ігнат_Грынявіцкі 7 января 2016 в 19:06 из Беларуси

    Наталья_Петрова_talks28 (07.01.2016 17:17) писал(a):
    И это 19 век.Неужели и тогда в этом рыжым был виноват?? Какой тогда в Беларуси был рыжым?
    В конце 18 века отобрали у народа свою свободу. Забыла?

  • alisonfelix 7 января 2016 в 19:36 из Беларуси

    "народ самый смирный, незлобливый и терпеливый до конца». Не верю, вряд ли что действительно "до конца".

  • id8603025 7 января 2016 в 21:10 из Беларуси

    gladki-katlubay (07.01.2016 17:48) писал(a):
    Сутнасць у тым , што беларусы мелі традыцыі , якіх не было ў рускіх ( вялікаросаў),пра што кажа сам даследчык, называючы прычынай гэтага -ізаляванасць беларускага этнасу, а як жа 300- гадовая "паланізацыя" і 500- гадовая "літвінізацыя", пра якую так любяць распявадаць " западнорусісты" ? Выснова- беларусы і расейцы розныя народы, у кожнага сваі абрады і традыцыі.
    Эх, не оскудела еще земля наша идиотами. Это о вас.

  • Человек из будущего 7 января 2016 в 21:20 из Беларуси

    Мои родители и деды рассказывали что ещё в 50-60 годах прошлого столетия на Рождество стол стелили соломой-сеном, накрывали скатертью. Готовились пироги, торты, конфеты, пряники. Блины и хлеб испечённые в деревенской печи ещё не остывшие сразу ставились на стол перед застольем. По линии прародителей западной Беларуси, к рождеству готовилось пиво, в восточной в бане готовился самогон. Обязательный атрибут полная сковорода "шкварок". После домашнего застолья в первом часу ночи собиралась детвора и молодёжь в условленном месте, переодевались в различные костюмы, тренировались в исполнении рождественских песен и шли по домам колядовать.

  • ne_francyz 7 января 2016 в 21:59 из Беларуси

    sanaz (07.01.2016 18:34) писал(a):
    Ну вот теперь ясно, откуда наши беды... Мы издавна такие терпеливые, незлобливые, но суровые... Последняя характеристика белорусов как-то успокаивает... А вдруг?
    наши беды - потому что мы друг другу завидуем, ненавидим и презираем, даже больше чем наших врагов. живите как нормальное общество - "один за всех и все за одного" и все будет хорошо. забудьте "мая хата с краю", держитесь друг за друга - понимаю что тяжело, легче ненавидеть, но для начала начинайте хотя бы держатся и помогать своим родственникам, близким семьям, соседям. тогда нас не победить.

  • 4nm 7 января 2016 в 22:12 из Беларуси

    у наших католиков (где я гостил) все очень похоже и сегодня: и сено под скатертью и кутья, только без гаданий и калядак, соседи не поймут. а первоисточник (с ятями и твердыми знаками) я пробовал читать - это статья в книге, где питерский "краевед" пытался узнать в Беларуси не обычаи сами по себе, а больше потенциал наших земель, как поставщика рекрутов для армии России, продуктов для нее да и других благ ПС: всех с Рождеством!

  • Ротмистр 7 января 2016 в 22:17 из Беларуси

    gladki-katlubay (07.01.2016 17:48) писал(a):
    Сутнасць у тым , што беларусы мелі традыцыі , якіх не было ў рускіх ( вялікаросаў),пра што кажа сам даследчык, называючы прычынай гэтага -ізаляванасць беларускага этнасу, а як жа 300- гадовая "паланізацыя" і 500- гадовая "літвінізацыя", пра якую так любяць распявадаць " западнорусісты" ? Выснова- беларусы і расейцы розныя народы, у кожнага сваі абрады і традыцыі.
    Все различия отыскиваете. Что ж, даже мой брат не похож на меня. Различия - это прекрасно. Это обогащает наше единство. А общего у нас больше. Беда ваша в чем - чем больше вы отдаляетесь от русских, тем дальше вы и от белорусов.

  • 4nm 7 января 2016 в 22:40 из Беларуси

    Ротмистр (07.01.2016 22:17) писал(a):
    Это обогащает наше единство. А общего у нас больше. Беда ваша в чем - чем больше вы отдаляетесь от русских, тем дальше вы и от белорусов.
    ОБЩЕГО у нас ничего. если вы имеете ввиду льготные цены на энергоресурсы и открытые границы, то это не то. Россия это не только русские. и если вы имели ввиду национальную идею, то уже так называемым русским стоит поучиться у нас

  • lokomotivka 7 января 2016 в 23:12 из Польши

    Для белорусских евреев сочельник - обычная суббота, «шабаш» Читать полностью: http://news.tut.by/society/479820.html всегда думала, что "шаббат"

  • Виктор_Кульбицкий_talks73 7 января 2016 в 23:17 из Беларуси

    ne_francyz (07.01.2016 21:59) писал(a):
    наши беды - потому что мы друг другу завидуем, ненавидим и презираем, даже больше чем наших врагов. живите как нормальное общество - "один за всех и все за одного" и все будет хорошо. забудьте "мая хата с краю", держитесь друг за друга - понимаю что тяжело, легче ненавидеть, но для начала начинайте хотя бы держатся и помогать своим родственникам, близким семьям, соседям. тогда нас не победить.
    Кто же с Вами, убогими , воюет ? Разберитесь внутри себя...

  • Виктор_Кульбицкий_talks73 7 января 2016 в 23:27 из Беларуси

    Ротмистр (07.01.2016 22:17) писал(a):
    Все различия отыскиваете. Что ж, даже мой брат не похож на меня. Различия - это прекрасно. Это обогащает наше единство. А общего у нас больше. Беда ваша в чем - чем больше вы отдаляетесь от русских, тем дальше вы и от белорусов.
    Правильно ( по русски) : ты кто - беларус . Ты какой - русский ( еврей, татарин - етц). Для тех, кто не знает своего языка. Это беда общая. Со временем все становится на место. Русским ( каким) - не нравится. Но что поделать...

  • Ротмистр 7 января 2016 в 23:27 из Беларуси

    lokomotivka (07.01.2016 23:12) писал(a):
    Для белорусских евреев сочельник - обычная суббота, «шабаш» Читать полностью: http://news.tut.by/society/479820.html всегда думала, что "шаббат"
    Смотрите год написания. Много чего поменялось. А в словаре Даля "ШАБАШ муж., евр., шабаш, суббота, праздник, день молитвы;"

  • Ротмистр 7 января 2016 в 23:29 из Беларуси

    Виктор_Кульбицкий_talks73 (07.01.2016 23:27) писал(a):
    Правильно ( по русски) : ты кто - беларус . Ты какой - русский ( еврей, татарин - етц). Для тех, кто не знает своего языка. Это беда общая. Со временем все становится на место. Русским ( каким) - не нравится. Но что поделать...
    Это жонглирование словами. Забавно, но не более того.

  • Игорь_Величко 7 января 2016 в 23:32 из Беларуси

    Я к сожалению уже у Каляды спросить не смогу, но все же, а шо в белорусской глуши калядные песни пели на литературном великом и могучем, я думаю нет, а раз товаристч Каляда не передал оригинал, значит написал там отсебятину значит надо искать других авторов современников.

  • fon_yungen 7 января 2016 в 23:38 из Беларуси

    Статья - просто ПОДАРОК! Спасибо автору. Было очень приятно почитать. Всех с Рождеством Христовым!!!

  • lokomotivka 7 января 2016 в 23:47 из Польши

    Ротмистр (07.01.2016 23:27) писал(a):
    Смотрите год написания. Много чего поменялось. А в словаре Даля "ШАБАШ муж., евр., шабаш, суббота, праздник, день молитвы;"
    оо, не знала а то сразу ведьмы представляются)

  • Виктор_Кульбицкий_talks73 8 января 2016 в 00:15 из Беларуси

    Ротмистр (07.01.2016 23:29) писал(a):
    Это жонглирование словами. Забавно, но не более того.
    Это Вы о Великом и Могчем , Правдивым и Свободным ? По большому счету - согласен. Забавное жонглирование словами. Но некоторые ( ВВП например) под енто дело себе территорию ...

  • marcao 8 января 2016 в 00:24 из Беларуси

    Вот автор пишет потом

    ...*******, или русский,...
    И ведь это правильно. Ведь раньше так и называли на наших землях. Что здесь неправильного? Но если я напишу про русского, что он *******, то модератор мое сообщение сразу удаляет. Разве это справедливо?

  • ivan_m_s 8 января 2016 в 10:11 из Беларуси

    Беларусь- это деревня, а мы, городские, ее презираем, значит презираем и страну.

  • dzianis_kaltovich_talks16 8 января 2016 в 10:40 из Беларуси

    Наталья_Петрова_talks28 (07.01.2016 17:17) писал(a):
    И это 19 век.Неужели и тогда в этом рыжым был виноват?? Какой тогда в Беларуси был рыжым?
    Царский. В 19 веке были восстания. Конечно об это не принятно было писать )

  • gladki-katlubay 8 января 2016 в 11:17 из Беларуси

    dzianis_kaltovich_talks16 (08.01.2016 10:40) писал(a):
    Царский. В 19 веке были восстания. Конечно об это не принятно было писать )
    Беларусы за 70 лет с момента пребывания в составе Российской империи устроила три общенародных антироссийских восстания (1794, 1830-1831, 1863-1864 гг.) Самая мятежная провинция царской России. Тут всегда был самый многочисленный рекрутский набор, что толкало молодёжь на мятежи, самые высокие налоги в российскую казну , причём золотом , а не ассигнациями, что вызывала недовольство селян и ремесленников, насильственное обращение в Московскую веру РПЦ с обязательной присягой на верность царю, массовый наплыв чиновенства и пр. " обруситилей" из центральных регионов Российской империи, жалование у которых в беларуских губерниях было в разы выше , чем в других регионах империи.

  • Hermanarih 8 января 2016 в 11:47 из Беларуси

    gladki-katlubay (08.01.2016 11:17) писал(a):
    Беларусы за 70 лет с момента пребывания в составе Российской империи устроила три общенародных антироссийских восстания (1794, 1830-1831, 1863-1864 гг.) Самая мятежная провинция царской России. Тут всегда был самый многочисленный рекрутский набор, что толкало молодёжь на мятежи, самые высокие налоги в российскую казну , причём золотом , а не ассигнациями, что вызывала недовольство селян и ремесленников, насильственное обращение в Московскую веру РПЦ с обязательной присягой на верность царю, массовый наплыв чиновенства и пр. " обруситилей" из центральных регионов Российской империи, жалование у которых в беларуских губерниях было в разы выше , чем в других регионах империи.
    Вот только не надо лепетать про общенародные восстания.Бунтовала пропольская шляхта, а простому люду на дело возрождения ржечи посполитой было плевать. Автор прекрасно показывает чем жил беларус 19 века и что его заботило в первую очередь.В Российской Империи наш народ впервые почувствовал себя равным среди других народов, а не схизматиками и быдлом.Для быдла , между прочим, школы не строят.Сколько я читаю подобных исследований , все авторы в один голос пишут о бедственном положении беларусов.Это результат многовекового угнетения и унижения в ржечи посполитой, будь она проклята во веки веков.Аминь.

  • Иванова_Ивана_tutby13 8 января 2016 в 12:31 из Беларуси

    В принципе, житье-бытье простого беларуса особо и не поменялось. Та же нищета, плохое питание и гарэлка.

  • No_Name_talks16 8 января 2016 в 13:09 из Беларуси

    интереснейше! спасибо! я бы при случае даже поучаствовал. ну и вообще - атмосфера, она чувствуется!

  • grefka 8 января 2016 в 14:33 из Беларуси

    Hermanarih (08.01.2016 11:47) писал(a):
    Вот только не надо лепетать про общенародные восстания.Бунтовала пропольская шляхта, а простому люду на дело возрождения ржечи посполитой было плевать. Автор прекрасно показывает чем жил беларус 19 века и что его заботило в первую очередь.В Российской Империи наш народ впервые почувствовал себя равным среди других народов, а не схизматиками и быдлом.Для быдла , между прочим, школы не строят.Сколько я читаю подобных исследований , все авторы в один голос пишут о бедственном положении беларусов.Это результат многовекового угнетения и унижения в ржечи посполитой, будь она проклята во веки веков.Аминь.
    О каких школах речь? До раздела РП 70% населения Беларуси составляли униаты, обучение всех слоев населения шло в многочисленных орденах, типа бернардинцев, бенедикцев, францисканцев, доминиканцев, базилиан, иезуитов. С разделом РП все орденские школы были закрыты, остались католические иезуиты да и то только до восстания - это 18 век. Церковно-приходские школы были недоступны, читайте Достоевского. И как ни странно, но цари благоволили евреям и разрешали открывать им школы, но туда ессно ходили только еврейские дети. Так что логично, что за век, к развалу Империи 70% населения были неграмотны, а более прогрессивным обществом стало еврейское.

  • Hermanarih 8 января 2016 в 14:48 из Беларуси

    grefka (08.01.2016 14:33) писал(a):
    О каких школах речь? До раздела РП 70% населения Беларуси составляли униаты, обучение всех слоев населения шло в многочисленных орденах, типа бернардинцев, бенедикцев, францисканцев, доминиканцев, базилиан, иезуитов. С разделом РП все орденские школы были закрыты, остались католические иезуиты да и то только до восстания - это 18 век. Церковно-приходские школы были недоступны, читайте Достоевского. И как ни странно, но цари благоволили евреям и разрешали открывать им школы, но туда ессно ходили только еврейские дети. Так что логично, что за век, к развалу Империи 70% населения были неграмотны, а более прогрессивным обществом стало еврейское.
    Крестьяне не учились в школах при орденах. Или может я не знаю про беларуского Ломоносова ? Так расскажите.Свою же униатскую веру крестьяне считали холопской, и переход в православие воспринимали, как переход в панскую веру. Никогда цари не благоволили. Смешно . Еврейскому образованию тысячи лет и никого они не спрашивали. А вот то, что царское правительство давала квоты нац. меньшинствам при поступлении в университеты-это правда. И этими льготами активно пользовались именно евреи и поляки , как боле продвинутые. Беларусы же пахали землю.

  • armatus8 8 января 2016 в 17:11 из Европы

    Беларусы-лицьвины! Ня слухайма гэтых учорашних ды сяньняшних "великарусских" прыблудау максимавых! Жыцьмем пад Богам а не пад расеяй! З Нараджэньнем Хрыстовым!

  • gladki-katlubay 8 января 2016 в 17:29 из Беларуси

    Hermanarih (08.01.2016 11:47) писал(a):
    Вот только не надо лепетать про общенародные восстания.Бунтовала пропольская шляхта, а простому люду на дело возрождения ржечи посполитой было плевать. Автор прекрасно показывает чем жил беларус 19 века и что его заботило в первую очередь.В Российской Империи наш народ впервые почувствовал себя равным среди других народов, а не схизматиками и быдлом.Для быдла , между прочим, школы не строят.Сколько я читаю подобных исследований , все авторы в один голос пишут о бедственном положении беларусов.Это результат многовекового угнетения и унижения в ржечи посполитой, будь она проклята во веки веков.Аминь.
    Пребывание в Российской империи в крепостном рабстве и довело беларуских селян до тяжёлого положения, что и зафиксировано российскими исследователями.

  • Hermanarih 8 января 2016 в 23:44 из Беларуси

    gladki-katlubay (08.01.2016 17:29) писал(a):
    Пребывание в Российской империи в крепостном рабстве и довело беларуских селян до тяжёлого положения, что и зафиксировано российскими исследователями.
    Поменьше читай коммунистических учебников по истории))))Белорусские крестьяне были в массе своей государственными .

  • blago7 9 января 2016 в 23:30 из Беларуси

    id8603025 (07.01.2016 21:10) писал(a):
    Эх, не оскудела еще земля наша идиотами. Это о вас.
    Эх, не оскудела еще земля ваша холявщиками и агрессорами. Это о вас. ---------Ўсе дрэннае на нашу зямлю прыйшло з усходу. Непрыстойнасць, несумленнасць, хабарніцтва і яшчэ можна многа чаго пералічваць, што прынеслі нам *******. А з рускай мовы слова "подлость" на беларускую мову нават не перакладаецца, бо такой рысы характару ў нашым народзе не існавала раней. На жаль, асіміляцыя паўсплывала не лепшым чынам і цяпер гэта амаль ледзь не галоўная рыса характару паспяховых удальцоў.

  • Jatut50 10 января 2016 в 23:14 из Беларуси

    Hermanarih (08.01.2016 11:47) писал(a):
    Вот только не надо лепетать про общенародные восстания.Бунтовала пропольская шляхта, а простому люду на дело возрождения ржечи посполитой было плевать. Автор прекрасно показывает чем жил беларус 19 века и что его заботило в первую очередь.В Российской Империи наш народ впервые почувствовал себя равным среди других народов, а не схизматиками и быдлом.Для быдла , между прочим, школы не строят.Сколько я читаю подобных исследований , все авторы в один голос пишут о бедственном положении беларусов.Это результат многовекового угнетения и унижения в ржечи посполитой, будь она проклята во веки веков.Аминь.
    Афигеть, натуральный троль! Строит из себя такого тухлого знатока истории, так обиженного речью посполитой и пропольской шляхтой, что позволяет себе проклинать, да еще после проклятия и бога славить. Не надо столько читать подобных российских исследований. Будет легче воспринимать историю, где речь посполитая была великая и продвинутая, радетель вы наш бедного простого люда.