Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Светлана Яценюк,

Самолет был доставлен в СССР из США по ленд-лизу (государственная программа США поставок союзникам по Второй мировой войне вооружения, продовольствия и стратегического сырья). В середине июля 1944 года во время боевого задания над оккупированным Брестом «Митчелл» был сбит немецким гарнизоном. На борту находилось семь человек.

Фото: Вечерний Брест

Фото: Вечерний Брест

Фото: Вечерний Брест

Фото: Вечерний Брест

Фото: Вечерний Брест

Фото: Вечерний Брест

Фото: Вечерний Брест

Фото: Вечерний Брест

Фото: Вечерний Брест

Место падения самолета обнаружил брестский историко-патриотическо-технический отряд «Авиапоиск-Брест». Кроме различных предметов армейского быта, обломков самолета и других уникальных раритетных предметов, на месте крушения были найдены останки погибших летчиков. Участники поискового отряда смогли извлечь их из месива глины и земли, а также установить имена военных.

Клад истории

В 2013 году о предполагаемом месте крушения самолета сообщил житель деревни Непли, который ребенком видел его падение. Найти точку, где упал бомбардировщик, было нелегко: за 70 лет местность значительно изменилась. Однако все-таки удалось. А затем началось долгое оформление документов, разрешающих поднять самолет из земли. Дело в том, что бомбардировщик упал на пограничной территории, где посторонним нельзя было находиться и уж тем более проводить работы. В итоге раскопки были включены в план проведения полевых работ 52-го отдельного специализированного поискового батальона РБ на 2015 год.

Самолет падал вертикально вниз в болотистую местность. Носовая часть ушла далеко под землю вместе с летчиками, вооружением и предметами солдатского быта. Хвост самолета полностью сгорел.

Поднимать «Митчелл» из земли было очень трудно. Чем глубже находились, тем больше мешала грязевая смесь из глины и воды.

Части самолета ушли глубоко под землю. Самый последний фрагмент был извлечен с глубины в 7 метров. Участники раскопок руками доставали не только крупные железные детали, но и мелкие предметы, документы, останки летчиков. Работа продолжалась полтора месяца.

— Были найдены части одежды летчиков, много деталей самолета, двигатель, вооружение, парашюты, различные документы и записные книжки экипажа, — рассказывает руководитель ИПТО «Авиапоиск-Брест» Владимир Бухта.

По обломкам было установлено, что это был американский бомбардировщик. Оставалось выяснить главное — имена летчиков, которые здесь погибли. Основным подспорьем в установлении личностей послужила записная книжка одного из членов экипажа — Давида Соломоновича Фролова. В книжке была четко прописана фамилия Фролов и инициалы М.С.

— Мы предположили, что это родственник погибшего летчика. По номеру полевой почты и фамилии установили, что они действительно братья. А там уже и узнали, откуда родом Давид Фролов. Так началось установление личностей членов экипажа, — рассказывает Владимир Бухта.

Роковая ночь

Официальные данные о погибших летчиках предоставил коллега поисковиков Борис Давыдов — российский исследователь авиации времен Второй мировой. В Подольском архиве в короткие сроки он нашел документы с расписанием боевых вылетов тех времен на территории Брестского района. С найденными документами пазлы мозаики сложились в картинку.

Погибший экипаж проходил службу в 335-м авиаполку дальнего действия. Его задачей было зафиксировать на пленку авиаудары и результаты налета на железнодорожный узел нынешнего Северного городка в Бресте, где в июле 1944 года находились эшелоны с немецкими солдатами. «Митчелл В-25» в цепочке самолетов, которые совершали налет, шел замыкающим.

Гвардии майор Давид Фролов (слева) вместе с сослуживцами. Фото сделано в феврале 1943 года
Гвардии майор Давид Фролов (слева) вместе с сослуживцами. Фото сделано в феврале 1943 года

Экипаж состоял из семи человек, хотя их должно быть шесть. Седьмым был Давид Фролов, который и фиксировал результат налета на фото. В ночь с 15 на 16 июля вражеская зенитка подбила самолет, и он упал недалеко от деревни Непли. В живых никого не осталось.

— В 1944 году США поставили СССР чуть более 800 машин «Митчелл В-25». Уникальный случай, когда через 71 год удалось найти обломки этого мощного самолета и установить имена всех погибших летчиков. А всё благодаря тому, что бомбардировщик рухнул на приграничной территории, куда посторонним вход запрещен. Упал бы он где-нибудь в поле, на месте крушения вряд ли бы осталось такое количество фрагментов самолета. А так сохранились даже документы и многие вещи, потому что оказались законсервированными под толщей земли, — говорит руководитель поискового отряда.

С авиабазы на Аляске в СССР по ленд-лизу самолеты «Митчелл В-25» перегоняли советские летчики.

В списках значатся

Сложно было найти родственников погибших солдат. Сотрудникам отряда «Авиапоиск» удалось связаться с сестрой и племянницей Ивана Смолина, а также с сыном и внучкой Давида Фролова. К сожалению, жена его умерла в этом году в возрасте 103 года. Мистическое совпадение, но ее жизнь прервалась именно в тот день, когда под Брестом началась работа по извлечению обломков самолета. На днях удалось найти племянников командира корабля Александра Белова. Поисковики не теряют надежды, что еще удастся найти родственников других членов экипажа.

Тела погибших летчиков будут перезахоронены. Возможно, это будет на гарнизонном кладбище. Их имена будут включены в общественный банк данных «Мемориал», где указаны сведения о погибших, найденных или пропавших без вести солдатах и офицерах времен Второй мировой. Тогда, возможно, найдутся родственники других погибших под Брестом летчиков.

Обломки самолета будут переданы в Музей обороны Брестской крепости. На месте крушения бомбардировщика установят памятный знак с именами членов экипажа. Такие знаки отряд «Авиапоиск-Брест» устанавливает на каждом месте, где был поднят самолет.

К слову, за прошедший год было найдено 3 самолета, в которых в общей сложности находилось 12 летчиков. И все имена удалось восстановить.

Фото: Вечерний Брест
С авиабазы на Аляске в СССР по ленд-лизу самолеты «Митчелл В-25» перегоняли советские летчики. Фото: Вечерний Брест

Состав экипажа бомбардировщика «Митчелл В-25»:

гвардии лейтенант Белов Александр Иванович — командир экипажа;

гвардии майор Фролов Давид Соломонович — старший инструктор по организационно-партийной работе авиадивизии дальнего действия;

гвардии младший лейтенант Смолин Иван Парфенович — летчик;

гвардии лейтенант Кравцов Алексей Иванович — штурман;

гвардии младший лейтенант Черкай Владимир Иванович — башенный стрелок-радист;

гвардии лейтенант Баринов Сергей Федорович — комсорг авиаполка;

гвардии старший сержант Боцвин Гавриил Леонтьевич — стрелок-радист.