Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Рубен Атоян уже несколько десятков лет рисует панорамы городов по самостоятельно разработанной технологии. Всего он нарисовал около сотни городов, а некоторые карты пережили немало переизданий. Недавно в продаже появилась новая версия панорамы Минска. Мы встретились с Рубеном Владимировичем и узнали о секретах картографа и о новых панорамных планах.

Рубен Атоян разработал собственную схему панорамирования, но и задолго до этого взгляды на город словно с высоты птичьего полета уже существовали. Например, еще в 1967-м, к 50-летнему юбилею Октябрьской революции, журнал «Крокодил» публиковал панорамы центров столиц союзных республик. Их авторами стали художники Г. Огородников и Д.Синицкий. Эта серия продолжилась в 1970 и 1985 году; также Герман Огородников нарисовал панорамы для журналов «Мурзилка» (1969) и «Работница» (1990). К 850-летию Москвы он нарисовал огромную панораму российской столицы.

Рисунок центра Минска из журнала «Крокодил» (№ 15'1967). На журнальной странице можно разглядеть, что кафе на площади Победы называется «Берозка»
Рисунок центра Минска из журнала «Крокодил» (№ 15'1967). На журнальной странице можно разглядеть, что кафе на площади Победы называется «Берозка»

В 1977 году Архитектурная секция Минского городского совета Общества охраны памятников истории и культуры подготовила «План-аксонометрию исторического центра Минска» с обозначением памятников архитектуры по типам и времени постройки.

Фрагмент плана 1977 года. Многие старинные здания сейчас уже снесены или перестроены до неузнаваемости
Фрагмент плана 1977 года. Многие старинные здания сейчас уже снесены или перестроены до неузнаваемости

Во время выхода этой карты Рубен Атоян только начинал свою трудовую деятельность. Но если другие художники и организации почти перестали создавать панорамные карты городов, то Рубен Владимирович совершенствовал свой метод и изображал не только большие города, но и страны целиком, и маленькие поселки, и отдельные крупные здания. Сравнивая панораму Минска разных годов издания, интересно проследить, как менялся город, где возводили новые здания, где уничтожали старые.

Рубен Атоян рассказывает нам:

— С 1977 по 1979 годы я по распределению работал в Грузии, и одна из первых моих работ в качестве редактора была «Грузия глазами юмориста», а цензурная комиссия спросила: а что, мол, в Грузии только юмор есть? Пришлось название поменять на «Грузия туристская».

Та самая юмористическо-туристическая Грузия
Та самая юмористическо-туристическая Грузия 1977 года

В 1989 году я защитил диссертацию по теме новых видов туристских карт, и одним из видов были трехмерные перспективные изображения; я разработал собственную проекцию, по которой мог рисовать панорамы городов. В качестве образцов мы с коллегой рисовали армянские города, рельефные карты, регионы, — всего около 30 карт. Оформили справку о внедрении (нечто вроде патента), получили по 40 рублей премии.

В 1990 году я переехал в Минск и работал на государственном «Западном аэрогеодезическом предприятии» (предшественник «Белкартографии» и «Белгеодезии»). Они тогда выпускали точные топографические карты, но решили заняться чем-то новым, товарами народного потребления. Я предложил сделать карту Несвижа с панорамами — это было в 1991-м. И сейчас эту карту очень сложно найти, как-то мне самому пришлось ее заказывать в Национальной библиотеке.

Несвижский дворец на самой первой (1991) и самой свежей (2015) панораме Атояна. На старой башне еще можно заметить часы
Несвижский дворец на самой первой (1991) и самой свежей (2015) панораме Атояна. На старой башне еще можно заметить часы

Первым крупным городом, панораму которого я нарисовал, стал Вильнюс, — это произошло в 1992 году. А с 1993-го я начал работать над картой Минска, и два года спустя она вышла в печать. Я оформил индивидуальное предпринимательство, и предлагал свои панорамные наработки разным компаниям. Я успел поработать с несколькими издательствами: сначала с государственным, потом с совместным белорусско-чешским картографическим предприятием «Евроферлаг», — они, чтобы обойти возможные притязания по поводу авторских прав, слегка изменили проекцию, повернули карту под другим углом, перекрасили крыши — и вот как будто уже новая, самостоятельная работа.

Площадь Победы на первом панорамном издании Минска и на карте издательства «Евроферлаг». Видно заметное искажение проекции
Площадь Победы на первом панорамном издании Минска и на карте издательства «Евроферлаг». Видно заметное искажение проекции

А с 1999 года карта выходит в издательстве «Квадрограф», и раз в год либо через год выходит одно из изданий — «Минск на карте и панораме» и «Минск на мольберте и на плане». Первым появился как раз «Минск на карте и панораме», его начальная версия включала в себя центр города примерно от площади Независимости до Академии наук, чуть позже дорисовали западную часть города со станцией метро «Пушкинская» и Минск-Ареной. А панорама «Минск на мольберте и на плане» захватывает больше восточных территорий — вплоть до Национальной библиотеки.

Сейчас в работе третий, самый полный вариант карты, который должен появиться в 2016-м. Мы хотим эти две карты объединить в одну, самую большую панораму. Немного расширим во все стороны: она захватит территорию от Минск-Арены на западе до Всехсвятской церкви на Востоке, от Сельхозпоселка на севере до Партизанского проспекта на юге. Основа карты Минска в оригинальном масштабе имеет размер примерно 2,5×2,5 метра, но при печати придется ее немного уменьшить, ведь размер печатного листа нельзя растягивать бесконечно. Вероятно, карта будет иметь такой же размер, как «Минск на мольберте и на плане» (примерно 90×60 см. — Прим. TUT.BY), но при этом отпечатана на обеих сторонах листа: по полгорода на каждой стороне. Не мешало бы сделать отдельной крупной врезкой район площади Свободы.

Моя проекция имеет некоторые искажения: центр города изображен крупнее, окраинные районы — мельче. А если я буду рисовать дальше на север, то со временем «в кадре» появится даже небо. Получается, что на карту Минска зритель смотрит, как будто зависая не над центром города, а примерно над улицей Воронянского или Денисовской. Иначе на картинке будут одни крыши. Еще у меня есть задумка издать панораму Минска в виде атласа, чтобы им было удобно пользоваться на ходу или в транспорте.

По моей современной технологии, чтобы нарисовать карту, приходится делать около тысячи фотоснимков. Сейчас можно в интернете смотреть спутниковые снимки и панорамные виды улиц, а раньше я ходил с фотоаппаратом и видеокамерой, снимал и зарисовывал. Оригинал карты Минска был нарисован тушью вручную. Так как в начале 1990-х не было качественного цветоделения, у большинства зданий одинаковый желтый цвет фасадов и кирпичный цвет крыш. На более поздних изданиях здания получили свои оригинальные цвета. А чтобы отразить то или иное изменение, какое-то новое здание, я рисую его отдельно, а его потом уже «вклеивают» на нужное место. Где-то здания приходится ужимать, где-то растягивать, чтобы новые постройки поместились на моей картоснове. Мне помогает дочь — она на компьютере умеет раскрашивать здания, корректировать их.

Случаются и ошибки, конечно. Где-то новое здание появилось, а ты не успел его нарисовать, — потом читатели пишут: мол, почему моего дома нет на карте? Кроме того, панорама Минска существует в нескольких вариантах, с разными версиями; порой и редактор может ошибиться и запустить устаревший вариант панорамы, и тогда снесенное здание снова оказывается на карте.

Нам удалось найти несколько недочетов на картах. Так, на левом фрагменте мы видим, как по проспекту возле КГБ и по ул. Володарского едут троллейбусы, хотя линии на этих участках демонтировали в 2006 году. На правом фрагменте видим спаренные трамваи — а ведь в Минске они перестали работать по системе многих единиц еще в 2007-м.

Железнодорожный мост на продолжении улицы Планерной через Партизанский проспект снесли летом 2011-го. На панораме 2010 года он еще стоит, на карте 2012-го отсутствует, а на плане 2014 года снова «воскрес»
Железнодорожный мост на продолжении улицы Планерной через Партизанский проспект снесли летом 2011-го. На панораме 2010 года он еще стоит, на карте 2012-го отсутствует, а на плане 2014 года снова «воскрес»

Всего я нарисовал уже панорамы 97 или 98 городов, включая маленькие, в шестнадцати или семнадцати странах; больших городов порядка 40−45. Самый большой город, который я рисовал, — Москва (1997), а самый далекий от Беларуси объект — развалины Ангкор-Вата в Камбодже. Если говорить про самые маленькие мои панорамы, то это, пожалуй, территория завода «Амкодор» (1998−1999) и внутренний дворик БГУ, — обе эти карты не попали в широкую продажу. Что будет дальше? У меня уже готова панорама Новогрудка и Астаны, еще я хочу нарисовать Лиду и Брестскую крепость.

С 1997 года я стал рисовать разрезы зданий — началось все с Мальборка, сейчас уже готовы разрезы Мирского замка, фарного костела в Гродно, Домского собора в Берлине. Может быть, есть смысл нарисовать также и разрез Национальной библиотеки — ведь это огромное здание со множеством интересных закоулков.

Разрез северного корпуса Мирского замка с карты 2014 года. Подписаны все основные залы и помещения
Разрез северного корпуса Мирского замка с карты 2014 года. Подписаны все основные залы и помещения

Еще мне хотелось бы сделать атлас с панорамами островов: у меня задумано около двадцати таких планов, уже есть Сицилия и Кипр, в работе — Мальта.

Как менялся Минск на панорамах Рубена Атояна

У стадиона "Динамо" затеяли строительство пятизвездочной гостиницы https://news.tut.by/society/377924.html , ради которого пожертвовали зданием Республиканского центра спортивной медицины
У стадиона «Динамо» затеяли строительство пятизвездочной гостиницы, ради которого пожертвовали зданием Республиканского центра спортивной медицины
Район «Комаровки» за двадцать лет изменился радикально. Достроили дом-«кукурузу» на углу улиц Веры Хоружей и Кульман, снесли сотни киосков возле Дома мебели, возвели новый жилой дом и несколько торговых центров с паркингами
Район «Комаровки» за двадцать лет изменился радикально. Достроили дом-«кукурузу» на углу улиц Веры Хоружей и Кульман, снесли сотни киосков возле Дома мебели, возвели новый жилой дом и несколько торговых центров с паркингами
Бывшую гостиницу «Октябрьская» (помечена номером «100») перестроили в «Президент-отель», а у перекрестка Энгельса и Ульяновской вырос новый стеклянный корпус 2-й городской клинической больницы
Бывшую гостиницу «Октябрьская» (помечена номером «100») перестроили в «Президент-отель», а у перекрестка Энгельса и Ульяновской вырос новый стеклянный корпус 2-й городской клинической больницы
Слияние улиц Немига и Мясникова также полностью преобразилось. Среди нагромождения бизнес-центров чудом уцелело здание бывшей поликлиники 1928−1933 гг. (в центре, на плане 2010 года помечено номером «72»)
Слияние улиц Немига и Мясникова также полностью преобразилось. Среди нагромождения бизнес-центров чудом уцелело здание бывшей поликлиники 1928−1933 гг. (в центре, на плане 2010 года помечено номером «72»)
В Парке 40 лет Октября, несмотря на протесты общественности, вырубили немало деревьев и построили гостиницу «Пекин»
В Парке 40 лет Октября, несмотря на протесты общественности, вырубили немало деревьев и построили гостиницу «Пекин»
На площади Независимости кардинальным образом изменили планировку пешеходной зоны и схему движения транспорта: под землей вырос торговый центр «Столица» с паркингом. На карте 1995 года во внутреннем дворике БГУ еще можно разглядеть здание одного из факультетов, снесенное в начале «нулевых». А вот здание Музея истории кино по ошибке отсутствует на всех панорамах
На площади Независимости кардинальным образом изменили планировку пешеходной зоны и схему движения транспорта: под землей вырос торговый центр «Столица» с паркингом. На карте 1995 года во внутреннем дворике БГУ еще можно разглядеть здание одного из факультетов, снесенное в начале «нулевых». А вот здание Музея истории кино по ошибке отсутствует на всех панорамах
И на площади Свободы немало изменений. Вернули первоначальный облик Кафедральному собору имени Пресвятой Девы Марии; перестроили и тоже постарались придать (хотя бы с внешних фасадов) аутентичный вид зданию Большого Гостиного двора; восстановили Ратушу; снесли кафе «Пингвин» и построили гостиницу «Париж», похожую на оригинальную; снесли и вновь отстроили торговые ряды «віленчуки», где сейчас ресторан «У ратуши». Некоторые эпохальные изменения автор еще не успел отразить: воссоздание концертного зала «Верхний город», новую застройку улицы Зыбицкая и даже непонятное здание, которому грозились «подрезать» два верхних этажа
И на площади Свободы немало изменений. Вернули первоначальный облик Кафедральному собору имени Пресвятой Девы Марии; перестроили и тоже постарались придать (хотя бы с внешних фасадов) аутентичный вид зданию Большого Гостиного двора; восстановили Ратушу; снесли кафе «Пингвин» и построили гостиницу «Европа», похожую на оригинальную; снесли и вновь отстроили торговые ряды «віленчуки», где сейчас ресторан «У ратуши». Некоторые эпохальные изменения автор еще не успел отразить: воссоздание концертного зала «Верхний город», новую застройку улицы Зыбицкая и даже непонятное здание, которому грозились «подрезать» два верхних этажа
У стыка проспекта Победителей и улицы Орловской вырос торговый центр «Замок» и Дворец Независимости, — чтобы его уместить, пришлось серьезно уменьшить на рисунке стилобат выставочного комплекса, а ради парка развлечений «Дримленд» автор даже «подвинул» излучину Свислочи. Скульптура Меркурия на башне с часами уступила место гигантскому флагштоку на площади Государственного Флага
У стыка проспекта Победителей и улицы Орловской вырос торговый центр «Замок» и Дворец Независимости, — чтобы его уместить, пришлось серьезно уменьшить на рисунке стилобат выставочного комплекса, а ради парка развлечений «Дримленд» автор даже «подвинул» излучину Свислочи. Скульптура Меркурия на башне с часами уступила место гигантскому флагштоку на площади Государственного Флага
У Дворца детей и молодежи выросли два новых посольства — огромный и помельче, а старое деревянное здание лодочной станции снесли и построили на его месте новые корпуса
У Дворца детей и молодежи выросли два новых посольства — огромный и помельче, а старое деревянное здание лодочной станции снесли и построили на его месте новые корпуса
На панораме 2007
На панораме 2007 года еще видны дома по 1-му и 2-му Басиаловским переулкам, затем их снесли и начали строительство нового здания музея ВОВ
От широкой зеленой зоны на участке улицы Сурганова ничего не осталось
От широкой зеленой зоны на участке улицы Сурганова ничего не осталось
Здание первой минской электростанции разобрали очень быстро, а вот завершить стройку гостиницы на ее месте не могут уже полтора года сверх обещанных сроков
Здание первой минской электростанции разобрали очень быстро, а вот завершить стройку гостиницы на ее месте не могут уже полтора года сверх обещанных сроков
Застройка квартала в стыке улиц Немига и Революционная растянулась на много лет. На фрагментах панорамы можно видеть этапы сноса старинных зданий и возведения новоделов на их месте
Застройка квартала в стыке улиц Немига и Революционная растянулась на много лет. На фрагментах панорамы можно видеть этапы сноса старинных зданий и возведения новоделов на их месте
Угол улиц Филимонова и Парниковой: бывшую усадьбу Ваньковичей переделали в ресторан-клуб с оригинальным названием «Усадьба», а над каналом возвели парочку домов жилого комплекса «Аквамарин»
Угол улиц Филимонова и Парниковой: бывшую усадьбу Ваньковичей переделали в ресторан-клуб с оригинальным названием «Усадьба», а над каналом возвели парочку домов жилого комплекса «Аквамарин»
За двадцать лет в сквере, который теперь носит название Старостинская Слобода, произошло немало изменений. Доминанта — гостиница «Беларусь» — осталась на месте. А местность вокруг преобразилась. На кадре 1995 года в левом нижнем углу мы еще видим постройки бывшей бисквитной (точнее — бисквитно-полиграфической) фабрики (ул. Коммунистическая, 83, ранее — ул. Мопра, 127). Фабрику ликвидировали в 92-м, но старые здания еще некоторое время стояли на своем месте. Четырехэтажный жилой дом с башенкой в правой части кадра, над парусником (старый адрес — ул. Мопра, 95, позже — Коммунистическая, 49) за несколько «присестов» превратился в банк «Москва-Минск». Т-образный домик за ним, где был детско-юношеский центр «Контакт» (Коммунистическая, 86) стал «Домом Москвы». Двухэтажный дом (ул. Сторожевская, 21) у пешеходного мостика уже снесли. Длинный жилой дом по Сторожевской «перекинулся» через Коммунистическую, а за гостиницей вырос офис «Банка развития», который предназначался для Белорусской калийной компании
За двадцать лет в сквере, который теперь носит название Старостинская Слобода, произошло немало изменений. Доминанта — гостиница «Беларусь» — осталась на месте. А местность вокруг преобразилась. На кадре 1995 года в левом нижнем углу мы еще видим постройки бывшей бисквитной (точнее — бисквитно-полиграфической) фабрики (ул. Коммунистическая, 83, ранее — ул. Мопра, 127). Фабрику ликвидировали в 92-м, но старые здания еще некоторое время стояли на своем месте. Четырехэтажный жилой дом с башенкой в правой части кадра, над парусником (старый адрес — ул. Мопра, 95, позже — Коммунистическая, 49) за несколько «присестов» превратился в банк «Москва-Минск». Т-образный домик за ним, где был детско-юношеский центр «Контакт» (Коммунистическая, 86) стал «Домом Москвы». Двухэтажный дом (ул. Сторожевская, 21) у пешеходного мостика уже снесли. Длинный жилой дом по Сторожевской «перекинулся» через Коммунистическую, а за гостиницей вырос офис «Банка развития», который предназначался для Белорусской калийной компании
Интересно повспоминать
Интересно повспоминать, каким был район вокзала в конце прошлого века. Трамвайные рельсы еще идут прямо по улице Бобруйской, старый трехэтажный автовокзал стоит на своем месте, а по улице Дружной «живут» двух- и трехэтажные дома. На старых панорамах даже можно разглядеть схематически изображенный городок из пивных ларьков рядом с бывшим зданием пригородных касс. Новый автовокзал совсем не похож на остановившийся поезд, как это обещали архитекторы
Свежая утрата
Свежая утрата — автовокзал «Московский». Транспортники долго твердили, что он был не нужен и что пассажиры не пострадают, а потом вдруг оказалось, что стало неудобно и что нужна автостанция взамен снесенного вокзала