Политика
Экономика и бизнес
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Авто
Спорт
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Популярное

Общество


Без копейки бюджетных денег. Именно так открыли уникальную для нашей страны сенсорную комнату в седьмой вспомогательной школе-интернате Минска. Здесь учится 130 сирот. Все они — с нарушением интеллекта. Вдобвок к этому у 86 из них выявлены и другие диагнозы: ДЦП, аутизм, проблемы со слухом и зрением… Современное оборудование должно помочь в их реабилитации.

— Мы даже назвали эту комнату «Волшебной», — говорит замдиректора по учебной работе Инна Черепко.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

11-летнему воспитаннику интерната Никите повезло одним из первых узнать, в чем заключается волшебство. У мальчика ДЦП. Зайдя в класс, он первым делом решил «нырнуть» в бассейн с пластиковыми шариками. Ребенку нравится. А психолог говорит, что такая незамысловатая терапия помимо прочего помогает детям бороться со стрессом и снимать усталость.

— У нас здесь в основном воспитываются дети с умственной отсталостью. У них часто наблюдается повышенная тревожность, иногда они бывают чересчур агрессивны… А здесь они смогут расслабиться и получить положительные эмоции, — объясняет местный психолог Галина Федоринчик. — Основная цель этой комнаты — релаксация. Вторая — реабилитация. Вот видите: ребенок плетет. Это его не только успокаивает, но и помогает развивать мелкую моторику.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В сенсорной комнате создана безопасная и комфортная среда для инвалидов. Специальное оборудование оказывает комплексное воздействие на органы чувств и нервную систему и помогает детям развиваться. Весь процесс реабилитации проходит под наблюдением педагогов и психолога.

— С особенными детьми довольно сложно работать. Поэтому многие психологи, которые были здесь до меня, надолго здесь не задерживались. Но я за год нашла подход к воспитанникам. Они меня иногда и мамой называют, — рассказывает Галина.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Приглушенный свет и приятная музыка дают детям еще большую возможность релаксации. Среди дополнительных функций — ароматерапия.

После «плавания» в бассейне с шариками, воспитанник Никита идет на тактильную дорожку. Ему помогает психолог Галина Александровна. Панели с разными поверхностями оказывают массажный эффект и точечно воздействуют на рецепторы на ногах. Это помогает его мышцам расслабиться.

— У нас же все в руках и ногах. От этого очень сильно зависит наше здоровье, — говорит Галина.

Рядом другой «тренажер». Состоит он из двух панелей: одна — тактильная, другая — акустическая.

— Дети могут здесь все трогать и таким образом развивать мелкую моторику. Какие-то детали помогают им познавать мир, развивать мышление и повышать интеллектуальную активность, — описывает эффект психолог. — Здесь находятся и тренажеры для слабослышащих и слабовидящих детей. У нас есть и такие воспитанники.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Пока Никита проходил своеобразную тропу здоровья, его подруга Алина рисовала на песке, а друг Леша плел косички из ярких цветовых нитей.

— Эта сенсорная комната будет очень хорошим дополнением к тому медикаментозному лечению, которое получают наши дети, — говорит завуч интерната Инна Черепко. — Мы очень давно хотели, чтобы у нас появилась возможность для такой реабилитации. Пока шел ремонт, дети постоянно сюда заглядывали и спрашивали у нас: «Когда уже все откроется?».

«Волшебная комната» стоила школе-интернату более 150 миллионов рублей. Правда, бюджетных денег сюда практически не было вложено. Здесь говорят, что помогали добрые люди и спонсоры.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Идея оборудовать подобный зал у администрации детского дома была давно, но денег на это не было. Все изменилось, когда год назад волонтером сюда пришла Ирина Васильева.

— До этого я работала в Москве, но в прошлом году вернулась в Минск, — рассказывает Ирина. — Знаете, у каждого в жизни когда-то наступает момент, когда он начинает думать, что останется в этом мире после него. И у меня это как раз случилось. И поскольку моя мама воспитывалась в детском доме и много рассказывала мне о здешних трудностях, то я решила направить свою энергию именно на помощь какому-нибудь интернату. Вот так и попала сюда.

На вопрос: «Чем помочь?» — руководство школы-интерната ответило длинным списком из необходимого детскому дому. Ирина выбрала одну из самых сложных и дорогих просьб — сенсорную комнату.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Три месяца Ирина искала деньги: спрашивала по друзьям и знакомым, искала спонсоров в интернете. В итоге купить дорогое оборудование согласились бывшие московские коллеги волонтера: продюсеры Виталий Шляппо и Алексей Троцюк. Это бывшие белорусские кавээнщики, которые сейчас работают в России.

— На ремонт помещения деньги искали, где только возможно. Многие люди помогали бесплатно: предприниматель дал материалы, строители приезжали сюда после основной работы и помогали все оборудовать, художники сделали оформление, на электропроводку нашел деньги отец Александр Якутик. Я с ним вместе училась в Академии искусств, — вспоминает Ирина. — На завершение ремонта деньги нашла администрация интерната уже через своих спонсоров.

От идеи до ее воплощения прошел почти год.

—  Я удивлялась, что так много людей готовы делать добрые дела, — говорит волонтер. — Я многих из тех, кто помогал, даже в глаза не видела.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Сенсорные комнаты есть и в других детских домах Беларуси, но с таким техническим наполнением седьмая школа-интернат — первая.

— Самое главное для нас — научить детей, которые остались без попечения родителей, тому, чтобы они не боялись самостоятельной жизни. Потому что, когда ребята уходят из интерната, они все равно «кучкуются», чтобы снова быть вместе, — говорит завуч Инна Черепко. — Чтобы добиться такого результата в работе с детьми с особенностями развития, нужно прикладывать еще больше усилий. Сейчас у нас появился дополнительный и очень эффективный способ для такой реабилитации и адаптации.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY