Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Пройти на самолет в обход пограничника. Чуть больше месяца в Национальном аэропорту Минск в качестве эксперимента действует так называемая система электронных ворот. Суть в том, что документы у пассажира проверяет не человек, а специальный инфокиоск. Он автоматически проверяет подлинность паспорта и сверяет фото пассажира из базы с изображением, которое делает местная камера. Журналисты dev.by узнали, как работает система.

Фото: Евгений Ерчак, dev.by
Фото: Евгений Ерчак, dev.by

Принцип действия всех биометрических систем идентификации одинаков. Технология работает с уникальными личностными характеристиками: отпечатки пальцев, радужная оболочка глаза, голос, почерк, лицо и даже иногда ДНК. Эта информация обрабатывается, преобразовывается в математический код и в этом виде хранится. При прохождении проверки устройство считывает заданные параметры человека и сравнивает их с записанной ранее информацией.

— Причин для введения подобной новинки несколько: отчасти на основании роста пассажиропотока, но также и в целях повышения степени готовности к внедрению белорусских биометрических паспортов. То есть работаем на перспективу, — объясняет замначальника Управления информационных технологий Госпогранкомитета Дмитрий Таранко.

Фото с сайта ГПК Беларуси
Фото с сайта ГПК Беларуси

Пока оборудование возле линии пограничного контроля минского аэропорта еще нельзя назвать полноценными электронными воротами — это только своеобразный киоск для идентификации личности. В перспективе здесь должны появиться турникеты. Тогда отпадет необходимость дополнительного паспортного контроля пограничником. Основная цель пилотного проекта — определить, насколько возможно применять эти технологии и оборудование в нашей стране.

В Минске установлено португальское и белорусское оборудование. Оно обеспечивает вероятность распознавания человека на 95%.

— За месяц работы через наше оборудование прошло около 4 тысяч человек — это те пассажиры, которые по просьбе сотрудников поучаствовали в эксперименте. Статистика успешной идентификации достаточно высока, хотя есть и нюансы. Связаны они, например, с ярким женским макияжем, который способен настолько изменить лицо, что программные алгоритмы его не распознают. Но это исключения, находящиеся в пределах статистической погрешности, — рассказывает первые результаты Дмитрий Таранко.

Также «электронными воротами» не смогут пользоваться дети до определенного возраста. Есть определенные трудности с близнецами.

— У человека всегда будет альтернатива: воспользоваться новым оборудованием либо пройти контроль традиционным способом, — добавляет представитель ГПК.

Фото: Евгений Ерчак, dev.by
Замначальника Управления информационных технологий Госпогранкомитета Дмитрий Таранко / Фото: Евгений Ерчак, dev.by

Несмотря на довольно позитивные предварительные результаты эксперимента, вопрос применения подобного оборудования в национальном аэропорту окончательно не решен.

— Думаю, этап тестирования продлится еще месяц-другой, после чего можно будет принимать решение и переходить на другую стадию. Португальские партнеры попросили нас оценить их наработки. Поэтому статистику мы собираем не только для себя, но и для них. Все оборудование пока предоставлено на безвозмездной основе, — говорит о перспективах Дмитрий Таранко. — В любом случае применение подобной аппаратуры — это мировая тенденция, поэтому рано или поздно мы к этому придем.

Если электронные ворота все-таки начнут полноценно работать, то приоритетное право пользования ими будет в первую очередь у белорусов. Сначала появится пара тестовых турникетов. Если у пассажиров будет спрос на автоматический паспортный контроль, то электронные ворота расширят.

Фото: Евгений Ерчак, dev.by

Сейчас за неимением биометрических паспортов Госпогранкомитет использует базу паспортных фотографий, временно предоставленных МВД. Как пишет dev.by, схема действия следующая: паспорт прикладывается к считывателю и сканируется, затем камера оборудования делает снимок, который сличается с двумя фотографиями — непосредственно из паспорта и из базы МВД.

Сейчас обсуждается идея проводить предварительную регистрацию путешественника на рейс. Тогда пассажиру необходимо будет заранее один раз оставить пограничникам свои биометрические данные (фотографию, отпечатки пальцев и т. д.), которые занесут в систему.

Такой принцип уже сегодня действует во многих мировых аэропортах. Это позволяет не только значительно упростить процесс паспортного контроля и ускорить пересечение границы с использованием электронных ворот, но и повысить уровень безопасности.

— К тому же это позволит решить спорные ситуации: с теми же близнецами или девушками в макияже. Пассажиру не придется стоять в очереди в кабину паспортного контроля: процедура автоматического сличения, как показывает европейская практика, занимает до 30 секунд, — рассказывает Дмитрий Таранко.

Фото: Евгений Ерчак, dev.by
Фото: Евгений Ерчак, dev.by

По информации dev.by, есть задумка применять электронные ворота и в автодорожных пунктах пропуска, например для пешеходов, или в залах оформления пассажиров рейсовых автобусов.