147 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Врач объясняет, когда выпивать два дня — это уже запой и как быстро человек может спиться
  2. «Я решил отвечать соразмерно». Байден заявил, что выбрал мягкий вариант санкций против России
  3. «Белнефтехим» рассказал, насколько подорожает топливо до конца года
  4. АНТ: «Ціханоўскія атрымалі долю ў кампаніі сям'і Бабарыкі задоўга да выбараў». Глядзім дакументы
  5. Переговоры с Мишустиным и новые законы. Что происходит в Беларуси 16 апреля
  6. В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?
  7. Белорус заочно получил пожизненное за убийство французских миротворцев. Рассказываем, что известно
  8. Премьер-министр России в Минске: налоговая интеграция и анонс встречи Лукашенко и Путина
  9. Курсы доллара и евро заметно упали. Что происходит на валютном рынке
  10. В выходные чуть потеплеет, на следующей неделе — похолодание и дожди
  11. «Настроения упаднические». Работники «Белмедпрепаратов» сообщают об увольнениях из-за политики
  12. Вместо Земфиры — Моргенштерн. Организаторы «Вёски» — о возврате билетов и новом лайнапе
  13. «Вы будете петь вместе с ангелами, и твой голос будет звучать, как всегда, ярко». В Минске простились с Леонидом Борткевичем
  14. Бежали за границу через реки, леса и поля. Как белорусы скрываются от преследования силовиков
  15. На «Гомсельмаше» рассказали про 400 вакансий, приглашение россиян на работу и зарплаты выше 3600 рублей
  16. Суд приговорил музыканта Тиму Белорусских к двум годам «домашней химии»
  17. «Это недопустимо». Григорий Василевич — об идее ограничить возраст для голосования 70 годами
  18. «Переболел COVID-19 и вернулся». История 92-летнего фельдшера, без которого в деревне никак
  19. «Оказалось бы, что Минск — древний азербайджанский город». Бывший президент Армении раскритиковал Лукашенко
  20. Дух захватывает. Что видно с крыши в центре Минска, где сегодня презентовали высотный огород?
  21. Разбираемся с подержанными «китайцами». Что интересного можно купить?
  22. Как скручивают пробеги у машин из Европы: вопиющие примеры и советы специалистов
  23. «Падает мотивация платить налоги». Белорусы плохо разбираются в бюджете. Вот к чему это может приводить
  24. Мошенники оформили на женщину онлайн-кредит на 10 000 рублей, пришлось его выплатить. Что говорят в банке
  25. Девушка Роналду — модель с невероятными формами. Вы удивитесь, узнав, чем она занималась до встречи с ним
  26. «В больнице плакал и просил прощения». Поговорили с женой Виктора Борушко, которому дали 5 лет колонии
  27. Врач — о симптомах хламидиоза и том, как им можно заразиться
  28. Туктамышеву называют новой примой российского фигурного катания. Только взгляните, как она хороша
  29. «Попытка восстановить легитимность». Эксперты — о «заигрывании с Баку» и будущей встрече с Путиным
  30. Где в Беларуси численность населения падала, а где росла? Посмотрели статистику по регионам


В Беларуси дети с особенностями психофизического развития смогут ходить в обычные школы. Министр образования подписал концепцию развития инклюзивного обучения. Полностью программа должна заработать с 2018 года: специалистам нужно время, чтобы подготовить нормативно-правовую базу, учебники и сами школы. Но 14 экспериментальных классов с 1 сентября уже открылись в разных регионах страны.

Фото: DDP
Фото: DDP

Дети с особенностями развития могли получать образование и раньше. Вариантов было два. Первый — спецшколы. Но в них инвалиды практически лишены возможности социализации. Второй — интегрированные классы в обычных школах. Но их мало. И подходят они не для всех. Потому что главный принцип интеграции — ребенок подстраивается под систему образования.

Инклюзивное образование похоже на интегрированное: и дети с особенностями, и здоровые учатся вместе. Но принципиальное отличие инклюзии в том, что система подстраивается под ребенка, и подходы к образовательному процессу меняются таким образом, чтобы они удовлетворяли индивидуальные потребности каждого в обучении.

Это мировая практика, которую собираются реализовать и в нашей стране. Образование будет доступно на всех уровнях: в детских садах, школах, колледжах, ПТУ и вузах. При этом прежние спецклассы и группы для инвалидов обещают не закрывать.

По утвержденной в Беларуси концепции, «инклюзивное образование — это обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе лиц с особенностями психофизического развития, посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся».

«Инклюзивное образование рассматривается как закономерный процесс в развитии образования, базирующийся на признании того, что все обучающиеся могут обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними», — написано в концепции.

Пока отечественная система образования не готова к полноценной реализации проекта. Во-первых, нужно внести изменения в некоторые правовые акты. Во-вторых, написать учебники и методическую литературу. В-третьих, в самих учебных заведениях необходимо создать все условия для учеников с особенностями. Прежде всего это безбарьерная среда. В-четвертых, подготовить кадры. В классах, помимо преподавателя, с детьми-инвалидами будет работать ассистент. Школам разрешат взять на работу дополнительных специалистов: учителей, психологов, тьюторов, сурдопереводчиков и сопровождающих.

Помимо системы образования, к инклюзии должно быть готово и общество. Поэтому одна из задач, которая прописана в концепции, — формирование толерантности у всех участников учебного процесса.

«Инклюзивное образование предполагает формирование отношений, основанных на понимании, принятии и уважении существующих различий, признании равных прав», — говорится в документе.

Общественная организация «Дети. Аутизм. Родители» давно выступает за открытие в Беларуси инклюзивных школ. Ее руководитель Татьяна Яковлева говорит, что принятая концепция — это первый цельный документ на просторах бывшего Советского Союза, где люди с особенностями психофизического развития включены в общеобразовательную среду.

«Одна из отличительных особенностей нашей концепции, что инклюзивное образование рассматривается для всех уровней образования: от детского сада до университета. И речь идет об изменениях отношений в пространстве именно основного образования, а не специального, — оценивает документ Татьяна Яковлева. — В других странах СНГ такого нет. Там инклюзия рассматривается как сервис для детей с особенностями развития».

При этом руководитель общественной организации обращает внимание на то, что концепция в нынешнем виде затронула лишь категорию детей с особенностями психофизического развития.

«Мы надеемся, что далее этот опыт будет распространяться и на другие уязвимые группы социального сообщества», — говорит Татьяна Яковлева.

Представленная концепция — это общий документ. Общественные организации ждут расписанного плана мероприятий по реализации программы.

«Хотелось бы, чтобы дополнительно появились частные документы. В частности, важно принять положение об ассистенте-педагоге, где будет подробно описана его квалификация и функциональные обязанности,  считает руководитель МБОО „Дети. Аутизм. Родители“. — Также, чтобы все работало, необходим сетевой документ о взаимодействии разных учреждений образования с общественными организациями по сопровождению инклюзивных практик».

Финансирование инклюзивного образования будет идти за счет госбюджета и спонсорских средств. В образовательный процесс Минобр собирается активно вовлекать как родителей детей-инвалидов, так и профильные общественные организации.

Реализация концепции разбита на три этапа. В ближайшие два года будет идти подготовка. В 2018 году отдельные учебные заведения полностью приступят к инклюзивному образованию. А после 2020 года состав участников программы должен расшириться.

-10%
-30%
-22%
-50%
-15%
-25%
-80%
-17%
-30%
-10%