Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Минск-1 собирались закрыть 1 июля, но сейчас говорится, что работать аэропорт будет до 1 января 2016 года. Эта дата прописана в президентском указе. Сначала на лакомом куске столичной земли планировали построить "Минск-Сити" проект не сбылся. Теперь сербские "Братья Карич" хотят возвести здесь многофункциональный комплекс "Минск-Мир". Президент заявляет, что сербы не имеют права провалить этот проект.

TUT.BY отправился на экскурсию по Минску-1, потому что уже через полгода такого случая может и не представиться.


Здание аэровокзала: офисный центр или музей гражданской авиации?

Здание аэровокзала аэропорта Минск-1 историко-архитектурная ценность. Это может спасти его от сноса, в отличие от пятидесяти семи зданий и сооружений внутри аэропортового комплекса.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Аэровокзал открыли в январе 1958 года. Авторы – архитекторы Воинов и Заборский. А вот начало истории самого первого минского аэропорта датируется 1933 годом. Было время, когда роль зала ожидания здесь играла беседка, что сохранилось на архивных фото

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Экскурсию по аэропорту проводит для нас Николай Винтесенко. Начальник службы организации перевозок рассказывает, что по президентскому указу на аэровокзале должен разместиться административно-общественный центр, но формулировка слишком размыта, чтобы надеяться на что-то конкретное.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Николай Винтесенко проработал в авиации сорок лет. Это примерно половина времени, которое в Минске существует первый аэропорт

Те люди, которые приходят сюда, инвесторы наши "Дана-Астра" думали, что наше здание запущенное. Пришли – видят, что в хорошем состоянии, только отдавайте. Приходили дизайнеры от них, мы спрашивали: что здесь будет? Офисы.

Светлые просторные помещения, основательные стены. Аэровокзал Минск-1 и вправду совсем не выглядит ветхим. Несколько лет назад в зонах прилета и вип-залах проводили реконструкцию.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Отдается здание за бесценок, разводит руками Винтесенко.  Отчуждение по указу будет за 2 базовые величины. Но что такое две базовые, когда здание стоит примерно 500 тысяч долларов? И это остаточная стоимость – рыночная будет значительно выше.

Собеседник достает из ящика письменного стола вырезанную из газеты "СБ" заметку. Оказывается, ветераны авиации выступали с просьбой, чтобы в здании аэропорта Минск-1 сделали музей гражданской авиации. Газета опубликовала ответ: музей пообещали разместить "в одном из учебных заведений Октябрьского района".

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Ну кто ж будет ходить в музей гражданской авиации в школу какую-нибудь? И на что там можно надеяться, на маленькую комнатку? Было бы правильно, если уж сносить аэропорт, то в этом здании делать музей. Разместить планера, установить двигатели от вертолетов, самолета "ТУ-134". Все это скоро сдадут в металлолом, а так бы – сохранилось. Люди бы видели, что работала промышленность, что здесь шли процессы обслуживания пассажиров, находился летный отряд, технические службы, что это не просто здание какое-то, а довольно сложный комплекс аэропорта. Это же история, опыт людей.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Сейчас музей авиации теснится в маленькой комнатке, в отдельном доме на улице Короткевича. На снимке музейный смотритель Александр Бурковский мастерит очередную мини-модель самолета, когда-то летавшего из Минска-1


Аэропорт на ладони

На втором этаже, в коридоре, стоит прислоненный к стене макет проекта "Минск-Сити". Он не состоялся, не сбылись и более ранние планы по сносу аэропорта – за сорок лет работы Николай Винтесенко знал их немало.

Экскурсию для нас начинают не откуда-нибудь, а с помещения под крышей аэровокзала оно залито светом. В таких комнатах, со множеством окон, обычно размещают мастерские художников.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Когда-то здесь была парашютная, рассказывают нам. – У самолетов "ТУ-124" не было реверса – обратной тяги двигателей. Для того чтобы самолет мог остановиться после посадки на взлетно-посадочной полосе, сокращения длины пробега, выбрасывали тормозной парашют. В этом помещении парашюты собирали, а потом везли на самолет. Потом ту технику списали, а взамен прислали уже другие самолеты – с реверсом.

Из парашютной можно попасть на просторную лоджию с колоннами она опоясывает историческое здание.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Отсюда летное поле как на ладони. За заборами авиаторов – Минск. Здания на улицах Брилевской, Кижеватова и даже несколько жилых домов практически в углу летного поля, которые успели построить, когда еще планировался "Минск-Сити". Пару участков уже успели отдать компании "Дана-Астра" за ограждением летного поля колдуют экскаваторы.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Конечно, потихоньку мы уплотняемся,  говорит Винтесенко. Обслуживаем 154 гектара. Сейчас на предприятии работает около 140 человек – выходит, больше чем по одному гектару на человека.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

По мнению Николая Алексеевича, для грамотного хозяйствования от куска территории действительно можно отказаться. Во времена расцвета Минск-1 обслуживал большие пассажирские самолеты и крупные грузовые. Сейчас такого потока нет, значит, нет нужды и в части складов, которые сегодня находятся в непрезентабельном состоянии и сдаются в аренду частникам. 

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Склад горюче-смазочных материалов занимает пять гектаров, если не больше. Понятно, что такое в центре города это ненормально. Если бы Минск-1 сохранили, можно было бы построить небольшой современный склад ГСМ на территории аэропорта они сейчас возводятся буквально за полгода.

С высоты хорошо видна техника, которая стоит на перронах и стоянках. Несколько самолетов, вертолеты. Про каждый из них можно рассказывать отдельную историю. Например, вот, в сторонке, самолет Cessna citation X конфискованный. Его уже несколько лет продают на аукционе. Покупатели приезжают, но в судьбе девятиместной "Цессны" до сих пор ничего и не изменилось.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Самолет частной компании "РубиСтар", которая занимается грузоперевозками "АН-12". Его тоже можно назвать ветераном авиации

А вот там – "АН-26". Интересная судьба у этого самолета. В восьмидесятых он заходил на посадку, экипаж не справился с управлением самолет совершил грубую посадку, в результате получил значительные повреждения фюзеляжа. Командира и второго пилота тогда отстранили от управления. Казалось, самолет спишут и все. Но он сначала в учебно-тренировочном отряде работал как тренажер для подготовки авиаторов, потом его нам передали сейчас на этом самолете отрабатывают мероприятия по эвакуации пассажиров и экипажа, по тушению воздушного судна. И так вышло, что такие же самолеты, которые по своему состоянию техническому могли бы еще работать, в 2011 году их списали. А судьба этого видите какая: казалось, первый уйдет, а остался до сих пор.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Ветеран авиации "АН-2" здесь же в хорошем техническом состоянии, летает до сих пор. На фото: техник Николай Хомич

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Фото: Вадим Замировский, TUT.BYФото: Вадим Замировский, TUT.BY

Из парашютной по лестнице можно подняться на крышу аэровокзала.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В центре, между скатами крыши, флаг. Полотнище приходится менять каждые две недели – такие сильные здесь ветра.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
"Я так считаю: пока флаг тут стоит – и аэропорт будет стоять. А как уже флаг снимут, то и аэропорта не будет", рассуждает Николай Винтесенко

 
Минск мог бы иметь центр бизнес-авиации в черте города

Сейчас регулярных рейсов в Минске-1 нет. Основная загрузка – чартеры, около двух рейсов в день.

За этот год выполнили 350 рейсов, около 800 пассажиров перевезли. Прилетают знаменитые люди, члены правительства, делегации, бизнесмены.

По статистике аэропорта, за прошлый год из Минска-1 отправили 1241 вип-пассажира, приняли у себя 1184. Чартерных рейсов в 2015 году здесь было 1115 самолето-вылетов.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
В вип-залах, которых у этого аэропорта сразу несколько, нам показывают книгу почетных гостей

Экономисты предприятия называют цифру убытков: 6 миллиардов 140 миллионов рублей за прошлый год. И тут же добавляют: "Но при этом в мае, когда был чемпионат мира по хоккею, аэропорт заработал 500 миллионов 455 тысяч рублей. Это только за месяц 91 самолето-вылет на чартерах. То есть предприятие может работать с прибылью, если обеспечить загрузку производственных мощностей".

Так выглядел перрон аэропорта "Минск-1" во время Чемпионата мира по хоккею-2014. Фото предоставлено администрацией аэропорта

За прошлый год экспорт услуг аэропорта принес 479,2 тысячи долларов США валютной выручки.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Зал официальных делегаций (вип-зал) в аэропорту Минск-1

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Обслуживание в вип-зале обходится пассажиру в 120 евро

По мнению Николая Винтесенко, ни офисы, ни даже авиационный музей, не принесут городу такой пользы, как если здесь все-таки оставить аэропорт, правда, в новой, современной форме. Понятно, что отправлять отсюда крупные лайнеры не стоит черта города, жилье совсем рядом.  

Но сегодня, посмотрите, какие самолеты пошли. Взлетает – не слышно, как взлетел. Это может быть центр бизнес-авиации. Ведь никуда не деться: и город наш будет развиваться, и авиация совершенно точно. Бизнесменам очень удобно прилетать прямо в Минск. Да и наши члены правительства – вылетели-прилетели – сразу в городе, не надо 50 километров ехать. Сейчас к нам в Минск забирать пассажиров прилетают самолеты из Вильнюса, из Москвы. Один инвестор по бизнес-авиации, не буду называть имена, говорит: я хоть сегодня готов поставить тут, у вас, около десяти-двадцати самолетов. Пригнать их сюда из Москвы, потому что там все дорого. Но вы дайте нам гарантии, что вы пять-десять лет нас не будете трогать.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Помимо прочего, в аэропорту Минск-1 обслуживаются санитарные рейсы. "Через наш аэропорт доставляют органы больным людям, для пересадки. Все должно делаться быстро в таком деле а от этого аэропорта близко до крупных столичных больниц, до кардиологического центра. Бывает, что и ночью органы доставляют счет идет на минуты", рассказывают сотрудники аэропорта.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Медсанчасть, где сейчас проходят предполетный осмотр летчики и другие ответственные за безопасность полетов специалисты, поговаривают, "переквалифицируют" строители комплекса "Минск-Мир" будут проходить осмотры.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В здании аэропорта Минск-1 сейчас находится "Аэрокафе". На входе в это заведение очень интересные интерьеры. Работник аэропорта Светлана Радкевич вспоминает, что в советские годы здесь был ресторан, известный на весь город. Тут работало семь мастеров-поваров, были кондитерский цех и цех бортпитания. Здесь же питались пилоты гражданских и других самолетов. На солянку местного повара, Владимира Ананича, съезжались на обед со всей столицы.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

По слухам, инвестор закрывать кафе не будет – пригодится, чтобы кормить рабочих во время возведения комплекса "Минск-Мир".

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Это девятиэтажное общежитие, которое подлежит сносу в скором будущем, – полностью заполнено. Кроме общежития, в здании размещается гостиница для авиаторов. Николай Винтесенко говорит, что "болит душа за вполне новые здания, которые собираются сносить: общежитие, филиал академии гражданской авиации и здание "Белаэронавигации". 

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Здание аэровокзала имеет основательное бомбоубежище – с необходимым набором аварийно-спасательных средств.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Николай Винтесенко показывает старинные весы, которые использовались в аэропорту давным-давно. Сейчас они на заслуженном отдыхе (их заменили современные), но до сих пор точно измеряют вес.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Собеседник напоминает, что в Минске уже есть школа пилотов сверхлегкой авиации. Люди начали приобретать самолеты и летают на них.

– Где потом они будут базироваться? В Минске-2? Нет, конечно. Национальный аэропорт развивается, если интенсивность полетов будет увеличиваться – маленькие самолеты там будут просто путаться под ногами. Снести Минск-1 легко, но никто же не думает, что потом придется строить где-то новый.

"Бизнес-авиации нет, потому что ей раньше никто толком не занимался"

Аэропорт Минск-1 предоставляет взлетно-посадочную полосу для воздушных судов, которые прибывают на ремонт и техническое обслуживание на Минский авиаремонтный завод. 

И если в указе написали, что аэропорт нужно закрыть 1 января 2016 года, а завод – 1 января 2017 года – то спрашивается: целый год куда будут садиться самолеты? На крышу завода? – удивляются в аэропорту. – ВПП мы не можем передать никому, потому что нужна сертификация, специалисты, соответствующие службы, и много других нужно для этого выполнить условий.

Прямо во время нашей прогулки по летному полю прилетает и становится на стоянку "Цессна" проекта "Аэротакси", о котором TUT.BY писал раньше. Их самолеты тоже базируются в аэропорту Минск-1. Руководитель проекта Денис Евдасев, он же пилот, выпрыгивает из кабины. Спрашиваем, что он думает о планах по сносу Минска-1 и как это отразится на работе "Аэротакси".

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Денис Евдасев, руководитель проекта "Аэротакси". В собственности компании есть два самолета: Cessna 421 (4 пассажира) и Cessna 402. Как рассказывал Денис Евдасев порталу probusiness.by, дополнительную технику арендуют у частных владельцев. За 2014 год в Беларуси было зарегистрировано около пятидесяти частных самолетов

– Летали, летаем и будем летать, – жизнеутверждающе говорит Евдасев. Что будем делать, если снесут? Пока не знаем. Будем решать вопросы по мере их поступления. Минск-1 уже несколько десятилетий закрывают, так и не закрыли... Для меня Минск-1"является базовым аэропортом, поэтому, конечно, к планам по его закрытию я отношусь негативно. И, если честно, то очень скептически отношусь к проекту "Минск-Мир" – в кризисный период он не будет реализован, раз не был реализован в докризисный.

По мнению Дениса Евдасева, с точки зрения бизнес-авиации, Минск-1 – почти идеальный аэропорт. Потенциал для развития этой сферы в Беларуси есть. Пока игроков на этом рынке, как и клиентов, немного, но причина проста – "до недавнего времени бизнес-авиацией у нас вообще никто не занимался".

Возле вертолетов "Ка-26" встречаем директора компании "Хеликоптер" Александра Лавриновича. Он общается с техниками. Делится с нами мнением, что аэропорт Минск-1 умирает не сам – его уже долгие годы убивают искусственно.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Александр Лавринович, директор вертолетной компании "Хеликоптер"

– Но, я так понимаю, вопрос со сносом – решенный. Чего уж тут копья ломать? Я надеюсь, что успею продать эти вертолеты, уйду из бизнеса этого - и всё. Это решение не связано напрямую с планами по закрытию. Но раз нет должного внимания со стороны государства к развитию данного сектора авиации – так а нам что напрягаться? Найдем, куда применить свои силы.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Техники Александр Ленский и Николай Ставер обслуживают "Ка-26". Справа у вертолета – Николай Винтесенко

Лавринович говорит, что сложилась ситуация, в которой "все друг другу должны". Сельхозпредприятия, которые обслуживаются его вертолетами, задолжали за два-три года.

– В судах уже бывал, перспективы нерадостные.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

По словам собеседника, как раз вертолетам несложно найти место для базирования – им взлетная полоса не нужна.

– По аэропорту, я знаю, есть ребята, которые собрались продавать самолеты из-за закрытия. Да, есть какие-то мелкие аэродромы – но это все не так удобно. Одно дело в Минске база, другое дело – где-нибудь за 60 километров. Что касается Минска-2, то малую авиацию там никто не ждет.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

И Денис Евдасев, и Александр Лавринович приводят в пример аэропорт Киева, Жуляны, который стал вполне успешным предприятием.

– Аэропорт такого же класса находится в черте города, поток большой. Самолеты и бизнес-авиации, и частной авиации – все у них там востребовано. И у нас это тоже может быть востребованным – было бы внимание и должные усилия.

Начальник филиала Минск-1 Национального аэропорта Минск Вячеслав Хоронеко по поводу возможности сохранить аэропорт настроен скептически. Говорит об убытках, необходимости обслуживать огромную территорию, отсутствии загрузки рейсами той самой бизнес-авиации. По его оценкам, для нормального функционирования аэропорта загрузка должна быть не менее семи вылетов в день. 

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Директор Минска-1 Вячеслав Хоронеко показывает журналистам прежние награды аэропорта и считает судьбу Минска-1 абсолютно решенной

– Здесь очень много можно говорить, но вместе с тем сам аэропорт морально уже устарел. Дальнейшая работа требует огромных вложений, денег, инфраструктуры. Здание 60-х годов постройки, можете себе представить... Реконструкция была только в здании аэровокзала – огромные деньги вложены государственные. А у нас 57 зданий и сооружений, которые нужно обслуживать. На поддержание всего этого мы денег в принципе не зарабатываем...

И все-таки указ президента есть – а значит, снос аэропорта и строительство комплекса "Минск-Мир" – дело уже решенное, рассуждает он.