1. «Парень выдержал полгода». История мотоциклистки, которая в 25 лет стала жертвой страшной аварии
  2. Нет ни документов, ни авто. В правительстве объяснили, как снять с учета такую машину, чтобы не платить налог
  3. Год с коронавирусом. В какие страны сейчас могут слетать белорусы и что для этого нужно
  4. На продукты рванули цены. Где сейчас выгоднее закупаться — на рынках, в гипермаркетах, дискаунтерах?
  5. Как перекладывают «по карманам» долги госсектора и чем это чревато
  6. Носкевич: Уголовное дело Тихановского до конца месяца будет передано прокурору для направления в суд
  7. «За полтора месяца мое душевное рвение ушло в минус». Минчанка продала квартиру и купила синагогу
  8. Эксперт рассказал, как правильно посеять семена и что делать, чтобы они взошли
  9. «Вместо 25 рублей — 129». Банк повысил предпринимателю плату за обслуживание в 5 раз из-за овердрафта
  10. Инициатива BYPOL выложила напутственную речь якобы экс-главы МВД по случаю его ухода с должности
  11. Итоги ажиотажа: за два месяца техосмотр прошло столько машин, сколько раньше за полгода
  12. По зарплатам «в конвертах» ввели новшество. Оно касается как работников, так и нанимателей
  13. Минское «Динамо» снова проиграло питерскому СКА в Кубке Гагарина
  14. «В школе думали, что приводит бабушка». История Даши, у которой разница в возрасте с мамой 45 лет
  15. Казакевич озвучил социальный портрет «преступника», «связанного с протестной активностью»
  16. Уволился декан ФМО БГУ Виктор Шадурский. Он возглавлял факультет больше 12 лет
  17. ЕЭК предложила Беларуси избавиться от обязательного перечня белорусских товаров в магазинах
  18. Новый декан у ФМО БГУ и большой красно-зеленый флаг в Новой Боровой. Что происходит в Беларуси 4 марта
  19. Белорусские биатлонистки стали вторыми в эстафете, проиграв одну секунду
  20. Перенес жуткое сотрясение, но вернулся и выиграл два Кубка Стэнли. Хоккеист, которым восхищается весь мир
  21. Две машины в Андорру, пять — в Эстонию, 121 — в Германию. Интересные факты об экспорте авто из Беларуси
  22. «Осторожно, тут могут быть бэчебэшники». Как в Купаловском прошел первый спектакль после президентских выборов
  23. «Мы с вами не допустили гражданского раскола». Лукашенко и Кубраков поздравили милиционеров
  24. «Малышке был месяц, они ее очень ждали». Что известно о троих погибших в страшной аварии под Волковыском
  25. Протестировали, как работает оплата проезда в метро по лицу, и рассказываем, что из этого вышло
  26. Служит в армии и копит на дом в деревне. В женском биатлоне — новая звезда (и она невероятно милая)
  27. Все магазины Bigzz и «Копилка» не работают. Компания ушла в ликвидацию
  28. Беларусбанк начал выдавать потребительские кредиты. Какую сумму дадут при зарплате в 1000 рублей
  29. Белорусов атаковали банковские мошенники. Откуда у них данные, почему их сложно найти, как защититься
  30. Медики написали открытое письмо главе профсоюза: «Мог ли врач промолчать и позволить опорочить имя убитого?»


/ фото автора,

Меловые карьеры у поселка Красносельский в последние годы стали популярным местом отдыха не только у жителей Гродненщины, но и у туристов со всей Беларуси.  На то, что это территория предприятия и находиться тут нельзя, внимания никто не обращал. Поэтому ОАО "Красносельскстройматериалы" еще в конце прошлого сезона купило эвакуатор, а недавно пути подъезда к карьерам перекопали, на подъездах организовали дежурства.

Фото: Алексей Шота, TUT.BY

Рейдовая группа вежливо разворачивает машины

Найти "белорусские Мальдивы" не составит труда даже гостям издалека: по пути к заветным лазурным озерам постоянно ездит спецтехника КСМ, а сама дорога белая от извести – ее не спутаешь ни с чем. По пути один за другим запрещающие и предупреждающие знаки – там, где их больше всего, как раз и находится подъезд к карьерам.

Сейчас попасть туда на своей машине нельзя – на полпути к самому большому карьеру "Карповцы 4" встречает не только земляной вал и полностью разбитая асфальтная дорога, но и рейдовая группа работников предприятия. Двое мужчин и женщина в ярких жилетах вежливо объясняют, что дальше ни проехать, ни пройти пешком никому нельзя, даже журналистам. По словам работников, за сегодняшний день они развернули уже две машины "туристов". При этом неважно, приехал человек поплавать или просто завернул на минуту, чтобы сделать несколько красивых кадров и сразу продолжить путь.
Фото: Алексей Шота, TUT.BY
Фото: Алексей Шота, TUT.BY
Фото: Алексей Шота, TUT.BY
Фото: Алексей Шота, TUT.BY
Фото: Алексей Шота, TUT.BY
Фото: Алексей Шота, TUT.BY
Фото: Алексей Шота, TUT.BY

Подъездов к карьерам несколько, поэтому группе приходится быть мобильной и периодически переезжать с места на место. Этим пользуемся и мы, чтобы все-таки подойти поближе. На крутом берегу видим десяток кострищ – видимо, в майские праздники тут побывала не одна группа отдыхающих. По пути находим окружной путь через соседнюю деревню, но там дорогу также предусмотрительно перекопали, и подъехать очень близко, как раньше, уже нельзя.

"Карьеры для нас – больная тема. Лишний ажиотаж вокруг них ни к чему", – рассказал TUT.BY заместитель генерального директора ОАО "Красносельскстройматериалы" Геннадий Найдюк. Он считает, что любое упоминание "белорусских Мальдив" лишь подогревает к ним интерес и привлекает новых туристов-нарушителей. Тем более - в преддверии сезона отпусков и школьных каникул. Надежно же оградить карьеры по периметру невозможно – их территория слишком большая.

Поэтому уже больше года каждого входящего на сайт предприятия встречает сообщение об опасности посещения карьеров. А недавно текст предупреждения дополнил видеоролик, рассказывающий об утонувших тут людях: по данным ОСВОД, за последние несколько лет на карьерах Волковысского района погибло 10 человек. "Хотите стать следующим?" – спрашивают авторы видео.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


Волнует предприятие и множество машин, которые приезжие ставят вдоль технологической дороги. Это мешает нормальной работе большегрузной карьерной техники, поэтому КСМ купило эвакуатор, который будет забирать авто нарушителей на штрафстоянку. Об этом предупреждают знаки по пути к карьерам.

Фото: Алексей Шота, TUT.BY

"Разве опасно полюбоваться и ноги помочить?"

В деревне Карповцы встречаем Сергея из Молодечно. Они приехали сюда с другом на велосипедах, чтобы увидеть своими глазами места, сотни фотографий которых есть в интернете. Друг в этот момент отлучился – именно для того, чтобы узнать у местных, как лучше подъехать к карьерам.

Фото: Алексей Шота, TUT.BY

О том, что тут вообще нельзя находиться, Сергей даже не слышал. Между тем, после нескольких несчастных случаев вопросом занималась даже областная прокуратура.

Интересуемся, считает ли парень карьеры опасным местом. "Если купаться, то, конечно, да. А что опасного в том, чтобы просто полюбоваться, помочить ноги в мелком месте и переночевать в палатках?" – именно так друзья планируют провести тут время.

Может появиться легальная альтернатива

Несколько лет назад энтузиасты из Волковысского района задумали создать в окрестностях Красносельского новый туристический маршрут по следам первобытных шахтеров, в рамках которого можно было бы посетить и "белорусские Мальдивы".

"Это производственная зона, какой может быть там отдых?"
– удивляются на КСМ и приводят данные Волковысского зонального центра гигиены и эпидемиологии: количество колиформных бактерий (Колиформные бактерии – бактерии группы кишечной палочки, которые служат показателем качества воды, в том числе показателем ее загрязнения фекальными бактериями. – TUT.BY) в воде из карьеров превышает норму в 60-100 раз. Пугать должна и глубина, которая в некоторых местах доходит до 50 метров.

Но, как оказывается, речь шла о других, более старых карьерах, с безопасными пологими берегами, которые уже успели обрасти лесом. "Рядом с ними мы хотим организовать кемпинг и музей древних кремниевых шахт с импровизированной деревней каменного века", – рассказал один из инициаторов проекта Роман Волчок. Идею с шахтами и деревней он подсмотрел в Польше.

Планировалось, что новую зону отдыха будет отличать от других мест безбарьерная среда для маломобильных людей. Проект отметили и профинансировали в рамках конкурса малых грантов проекта USAID "Местное предпринимательство и экономическое развитие". Он длится уже два года, но из-за экологической экспертизы начинание "забуксовало".

Фото: Алексей Шота, TUT.BY

Рекультивированные карьеры никому не интересны?

Жители Красносельского рассказали, что в Карповцы собираются ограничить въезд, а местным жителям раздать специальные пропуска. Действительно, еще в апреле в Волковысском райисполкоме прошла встреча, на которой обсуждали, как ограничить доступ посторонних к карьерам.

Председатель Красносельского сельсовета Людмила Демещик подтвердила, что жителям деревни действительно выдали пропуска. Правда, дороги пока еще никто не контролирует. "Люди должны понимать, что все ограничения вводятся лишь ради их собственной безопасности", – говорит Людмила Николаевна.
 
Интересуемся, нет ли в перспективе планов по рекультивации карьеров и организации там полноценной зоны отдыха. "Прежде всего, эти места привлекают необычным цветом воды и рельефом. Но после рекультивации берега станут пологими, цвет воды изменится и карьер превратится в самое обычное озеро. Вряд ли это будет интересно кому-нибудь", – рассуждает председатель.

В Беларуси есть примеры мест, которые после долгих лет промышленного использования стали туристическими объектами, например, карьер в Новолукомле. Но они совсем не похожи на "красносельские Мальдивы".
-35%
-25%
-5%
-20%
-17%
-70%
-10%
-20%
-30%
0071366