/ Фото: Евгений Ерчак,

"Нестандартный вариант" - белорусская рэп-группа, которая имела большую популярность у нас в стране и была узнаваема в соседних. При этом, даже когда клипы коллектива не сходили с экранов, ребята работали на МТЗ. Сейчас группа уже не выпускает новых песен, но ее сооснователь - Дмитрий Михневич, до сих пор живет в поселке тракторного завода и неплохо посвящен в дела завода. На своей кухне собеседник рассказал, почему он поддерживает снос некоторых домов в его районе, по каким причинам больше не пишет музыку и зачем люди продолжают работать на заводе за 2 миллиона.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

"В моей сталинке такие стены, что соседи не слышат даже звука из нашей студии"

Дмитрий родом из Борисова, но живет в поселке тракторного завода уже 11 лет и успел за это время сменить две квартиры на Буденного. Сейчас у него с женой и детьми трехкомнатная на этой же улице.

- Так совпадало, что именно в момент смены квартир мне попадались объявления о продаже жилплощади на Буденного. К тому же мне нравятся эти дома после капитального ремонта: здесь невысоко, уютно, а стены такой толщины, что никто из соседей даже не слышит звук от нашей домашней студии.

И если комната, где находится студия, большая, то кухня в сталинке таких размеров, что Дмитрий там даже не ест. Готовить он также не любитель, как и ходить по ресторанам.

Кухонный гарнитур переехал еще со старой квартиры, правда, его пришлось немного урезать, так как не влазил в такое маленькое пространство.
Кухонный гарнитур переехал еще со старой квартиры, правда, его пришлось немного урезать, так как не влезал в такое маленькое пространство.

- Я не знаю почему, но у нас в семье как-то не повелось ходить в кафе. Максимум - раз в три месяца с дочкой в "МакДональдс", хотя я не могу сказать, что у нас нет финансовой возможности посещать рестораны.

"Дома, которые хотят сносить у нас в поселке, не представляют никакой архитектурной ценности"

С другой стороны, в поселке тракторного завода и ресторанов-то толком нет, зато, по мнению некоторых людей, есть архитектурная ценность зданий. Несмотря на это, городские власти планируют снести двухэтажки по улицам Клумова, Чеботарева, Стахановской, Щербакова, в связи с чем недавно представители интеллигенции обратились к мэру столицы с просьбой не делать этого. Дмитрий же не разделяет их мнение.

- Там же стоят точно такие дома, как и мой, которые никакой архитектурной ценности не представляют. Тем более что в тех домах даже не делали капитальный ремонт, поэтому они - это абы что. В таком состоянии это вообще убогие сооружения, и большого смысла их оставлять я не вижу. По большому счету, там нечего защищать.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Собеседник предполагает, что противники сноса выступают и за целостность тракторного поселка как архитектурного объекта с послевоенными границами и названием. Но, по его мнению, даже после ликвидации двухэтажек эта территория не потеряет свое наименование.

- Останется ведь проходная завода неизменного вида и улица Кошевого, которая действительно имеет архитектурную ценность. Также есть красивые сооружения и на Стахановской, которые не нужно трогать, а на месте остальных типовых домов можно построить комфортное жилье, которое будет востребовано, ведь это почти центр города. Пользы от этого будет больше.

"Наш район точно такой, как и все остальные, ведь мужики везде бухают"

Собеседник говорит, что был бы не против, чтобы снесли даже двухэтажки по улице Буденного, в одной из которых он живет, если бы на их месте построили хорошие дома. Он не боится и того, что вместо сооружений под снос возведут другие объекты: современная минская архитектура его устраивает.

- Меня устраивает все, и даже эти стеклянные здания. По-моему, город меняется в лучшую сторону.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

А вот в поселке, по наблюдениям собеседника, за 11 лет мало что поменялось: работяги все так же идут после смены в магазин и берут выпивку "на вексель". По дороге к Дмитрию жизнь района в выходной увидел и корреспондент TUT.BY: пьяных мужчин на улицах хватает, один из них ловит машину с центра дороги, буквально бросаясь под колеса, в подъезде тусуются подростки с пивом, которые слабо могут связать пару слов уже в семь вечера.

- Я думаю, что этот район такой же, как и многие другие, где так же бухают мужики и можно на кого-нибудь нарваться. Та же Серебрянка или Чижовка - такие же, только там нет сталинок.

По словам собеседника, единственное изменение в поселке Тракторного за 11 лет - новая поликлиника.
По словам собеседника, единственное изменение в поселке тракторного за 11 лет - новая поликлиника.


"У молодежи сейчас намного больше возможностей, которыми они не пользуются"

А вот минская молодежь, по наблюдениям Дмитрия, изменилась. Он говорит, что сейчас молодые люди имеют массу возможностей для развития и творчества, но часто не пользуется этими благами.

- У нас вообще ничего не было, кроме улицы, и мы сами по себе делали какое-то движение. А сейчас есть телефоны, компьютеры и другие устройства, которые большинство использует для развлечения, а не создания какого-нибудь продукта. Зря они просто в них втыкают, сидят в социальных сетях и проживают так самые лучшие годы.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Также, по словам собеседника, в Минске пропала молодежная рэп-культура, которая была в начале и середине 2000-х. Дмитрий говорит, что хоть сейчас в столице и стало больше рэп-групп, но в городе нет "комьюнити".

- Сейчас каждый делает сам по себе, выкидывает в социальную сеть и на этом все. А потом начинаются обсуждения, кто валит отстойно, а кто нет, хотя раньше абсолютно все уважали друг друга, все были братанами. А теперь все конкуренты, что не очень хорошо и скучно.

"Я не умею придумывать песни, которыми можно заработать, ведь я не поэт, да и музыкантом меня назвать сложно"

Сейчас, говорит Михневич, уже нет и среды для рождения социальной, а не коммерческой рэп-музыки. Он рассказывает, что "Нестандартный вариант" родился из того, что происходило в 90-е в Борисове, откуда Дмитрий родом.

- Я помню, как мы могли спокойно сидеть на одной лавочке с 14-летними ребятами, которые просто убивались наркотиками. Эта вся неустроенность у меня впоследствии выливалась в песни. Я пел о том, что видел, а в Минске треки рождались из борисовских воспоминаний.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

И эта понятная многим музыка имела успех не только в Минске, но и во всем СНГ. "Нестандартный вариант" показал широкой публике ближнего зарубежья, что в Беларуси есть нормальный рэп. Они выступали на больших фестивалях, давали регулярные концерты, а их клипы по несколько раз в день появлялись на музыкальных каналах.

- Но это был абсолютно некоммерческий проект, и я продолжал работать на тракторном. Люди в трамвае удивлялись, что только что видели меня по телевизору, а сейчас я стою рядом с ними в транспорте. Спрашивали, где моя машина, а о какой машине может идти речь, если с концерта мы в лучшем случае зарабатывали 150 долларов на троих.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Но были у ребят и более эффектные появления на публике. Собеседник вспоминает, как однажды они приехали на вручение музыкальной премии в Дворец Республики на огромном тракторе "Беларус", который завод им выделил специально на это мероприятие по просьбе Дмитрия. Но слава в данном случае вовсе не значила, что группа должна жить долго.

- Году в 2009-м мы достигли своих высот, и я понял, что дальше группа может существовать только как коммерческий проект. Более того, в стране уже пропала та неустроенность, о которой мы пели, а выдумывать песни ради заработка я не умею, ведь я даже не поэт, и музыкантом меня сложно назвать.



"Система, которая построена на МТЗ, - это страх и жесть, ведь там восемь человек делают работу одного"

Дмитрий говорит, что не жалеет о том, что у него не появляется новых треков, хотя группа и существует в том формате, что они иногда выступают со старыми песнями, например, на хоккейных матчах. А вот с тракторным заводом, где Михневич прошел путь от рабочего до инженера-технолога, он расстался окончательно. Об этом он также не жалеет.

- Это тема для отдельного разговора, но система, которая построена на заводе, - это страх и жесть. И, наверное, положение дел, когда на предприятии восемь человек делают работу, которая по силам одному, - устраивает министерство. Меня же такая система не устраивала, мне просто стало скучно, и в 2011 году я ушел с завода.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Дмитрий открыл свое дело по ремонту электроники и стал главным редактором сайта по подобной тематике, а вот многие его коллеги, говорит он, остались на своих местах на МТЗ. Причем это далеко не глупые или безынициативные люди.

- Когда я пришел из цеха в управление, я понял, что в Минске есть интеллигенция. У меня был классный коллектив, все были спецами, а мой начальник - вообще гениальный человек. Но, к сожалению, платят им теперь совсем небольшие деньги. Например, инженер нашего отдела с 10-летним стажем получает около 5 миллионов.

Дмитрий говорит, что растить дочку с такой зарплатой как сейчас на зводе, было бы сложно.
Дмитрий говорит, что растить дочку с такой зарплатой, как сейчас на заводе, было бы сложно.

Некоторые также уходили с такой работы в частные фирмы, но сейчас, по словам собеседника, вернулись обратно на завод, ведь в кризис эти организации попросту закрылись или сократили персонал. Хотя и зарплата в 5 миллионов не самая маленькая на заводе.

- В сборочном цехе получают вообще копейки, может, миллиона два-три. Да, например, в литейном получают и по 15, но "литейка" - это ад. Туда не надо идти работать.

"В нынешнем состоянии у завода нет будущего, и его спасет только хозяин"

Но никто из работяг, по словам Дмитрия, особенно не стремится уйти с МТЗ либо на большую зарплату, либо на лучшие условия труда потому, что "завод очень сильно затягивает и человек становится очень неуверенным в себе, думая, что другой работы попросту нет". Правда, затягивает завод, как рассказывает Михневич, далеко не перспективами развития.

- И хоть последнюю неделю МТЗ перешел на пятидневку, будущего в нынешнем состоянии у него нет. Его спасет только хозяин, а для этого нужна приватизация с дальнейшим сокращением работников и повышением зарплаты. Но государство на это вряд ли пойдет, ведь таким образом появится безработица.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

По мнению Дмитрия, приватизация спасла бы завод, потому что на наши трактора еще есть спрос. Правда, отмечает собеседник, сейчас он сильно упал из-за экономических проблем в России и Украине.

- Наши трактора востребованы, но, с другой стороны, хороший и обеспеченный фермер всегда купит себе американский John Deere, а не "Беларуса".

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

4 минских вопроса Дмитрию Михневичу

- Какое здание или сооружение вы бы снесли в Минске в первую очередь?

- Я бы ничего не сносил, я бы перенес за черту города литейный цех МТЗ и оставил лес возле завода.

- Кому бы вы поставили в Минске памятник?

- Я бы поставил памятник Сергею Михалку при жизни. Он достоин государственной награды, ведь он действительно настоящий белорус, который сделал себя сам.

- Кого вы считаете самым значимым минчанином в истории?

- Об этом я как-то не задумывался, поэтому не могу ответить на этот вопрос.

- Куда вы в первую очередь ведете в Минске иностранных гостей?

- В Троицкое предместье, хотя в Минске есть много интересных мест, которых я, к сожалению, не знаю.
-20%
-10%
-9%
-33%
-20%
-5%
-52%
-23%
-25%
-22%
-40%
0070970