Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Виктория Семенович,

Споры о раздельном обучении мальчиков и девочек ведутся уже не одно десятилетие. В Беларуси есть только одна женская гимназия, и находится она в Жодино.

Раздельное образование было широко распространено в царской России. Но после прихода к власти большевиков, в 1918 году, такая форма обучения была упразднена – мальчики и девочки стали учиться вместе. Однако в годы Великой Отечественной войны было решено вернуться к системе раздельного обучения в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров СССР. Она просуществовала до 1954 года, но по настоянию родителей учеников и общественности была отменена.
 
Теперь в Беларуси только одна женская гимназия, располагается она в Жодино. Чтобы развеять мифы о том, что там воспитывают будущих домохозяек или феминисток, корреспондент belchas.by посетила девичье учреждение образования и попыталась разобраться, в чем преимущества и недостатки раздельного обучения.
 
Фото с сайта belchas.by
Фото с сайта belchas.by
 

Упор – на эстетику и духовность

Переступив порог гимназии, сразу замечаю, что здесь очень уютно и спокойно. И хотя перемена в самом разгаре, по коридорам никто не бегает и не шумит.
 
– У нас предусмотрены уголки отдыха – во многих кабинетах и холлах стоят диванчики, где ученицы могут провести свободное время, – предвосхищает мой вопрос директор гимназии Людмила Толмачева. Стараемся создавать комфортную, домашнюю атмосферу, чтобы и учиться, и работать здесь было приятно.
 
Фото с сайта belchas.by
Фото с сайта belchas.by
 
Большая библиотека, столовая, бассейн и сауна, тренажерный и спортивный залы, теннисный корт, музей истории женского образования – далеко не каждое учебное заведение может похвастаться такой базой. Но главное отличие женской гимназии от других учреждений образования в том, что здесь делается упор на эстетическое и духовное воспитание девочек.
 
– Учебная программа такая же, как и в других гимназиях, но за счет факультативных занятий и воспитания наши ученицы получают прекрасное образование. Хореография, музыка, занятия по декоративно-прикладному искусству, этикет – все это способствует духовному развитию девочек, обогащает их внутренний мир. Я преподаю уроки этикета в 9–11 классах и убеждена, что этот предмет способствует социальной адаптации, личностному росту и самореализации учащихся. Девочки изучают семейный, деловой, столовый этикет и многие другие аспекты социальной жизни вплоть до того, как планировать путешествие и что брать с собой в дорогу, – рассказывает замдиректора по воспитательной работе Надежда Фадеева. – Поверьте, феминисток в гимназии не воспитывают. Девочкам прививают ценности семейной культуры, и гендерные вопросы постоянно освещаются учителями.

Фото с сайта belchas.by
Фото с сайта belchas.by
 
По ее словам, большое внимание уделяется профессиональной ориентации учениц. Ставка – на женские профессии: учитель, врач, психолог, менеджер по туризму. Как результат, многие выпускницы поступают в медицинские и педагогические университеты. Сказывается и профильное образование – химико-биологическая и филологическая направленность гимназии. В целом процент поступления в вузы превышает 90%.
 

Вопросов с дисциплиной нет

– Если в первые годы работы гимназии упор делался на домоводство и трудовое обучение девочек, то сейчас – на профильное образование. Запросы у общества поменялись – родители хотят, чтобы их дети получили высшее образование и хорошую профессию, – отмечает замдиректора по учебной работе Лилия Булай. – Я работаю здесь с 1994 года, когда происходило становление гимназии, хотя это учебное заведение появилось в 1992-м и функционировало как воскресная школа. Что такое класс из 20 девчонок? Я прихожу на урок и делаю то, что запланировала, а не успокаиваю мальчишек. Вопросы дисциплины у нас не стоят.

Фото с сайта belchas.by
Фото с сайта belchas.by
 
Основные аргументы сторонников раздельного образования – разное восприятие мира мальчиками и девочками, различия в их умственной деятельности, этапах взросления. По мнению педагогов, очевидным преимуществом раздельного обучения является особая психологическая обстановка, благодаря которой девочки полностью раскрываются и проявляют свои таланты. К тому же отсутствие мальчиков положительно сказывается на учебе. Девочки не отвлекаются от уроков, не стесняются отвечать у доски.
 
Это подтверждают и ученицы 11-го класса.
 
– Мне нравится учиться в этой гимназии, хотя до 5-го класса я ходила в обычную школу, – говорит Оля Науменко. – Девочки постоянно помогают друг другу, нас никто не дергает и не мешает учиться. Мы можем болтать обо всем, не стесняясь мальчиков.
 
– Здесь учителя заботятся о каждом ученике, стараются помочь и объяснить, если что-то непонятно, – добавляет Карина Ковалева.
 
Фото с сайта belchas.by
Фото с сайта belchas.by
 
По словам девочек, учиться без мальчиков совсем не скучно. И то, что на День всех влюбленных они отправляют "валентинки" друг дружке, их не смущает. Впрочем, и в смешанных классах ученицы нередко пишут поздравительные послания одноклассницам. Хотя, конечно, не всем девчатам нравится учиться в женском окружении, бывают случаи, когда гимназистки переходят в другие учреждения образования.
 

Куда же без мужчин?

Главный же аргумент противников раздельного обучения – отсутствие навыков общения и совместной работы с противоположным полом – в Жодинской женской гимназии опровергают.
 
– Наши выпускницы прекрасно адаптируются к социальной жизни, устраивают личную жизнь и благополучно выходят замуж, – уверяет меня Лилия Булай. – Ученицы ведь общаются с мальчиками вне школы. Девочки участвуют в различных конкурсах и соревнованиях, которые проводятся в городе, так что имеют возможность общаться с учениками из других учреждений образования. На школьные концерты и вечера девочки также могут приводить своих друзей. Кроме того, в гимназии работают педагоги-мужчины. Правда, их всего четверо.
 
Как рассказала директор гимназии Людмила Толмачева, главным критерием отбора кадров является профессионализм. "Это должны быть педагоги, а не урокодатели, – подчеркивает она. – У нас работает команда единомышленников, и если человеку не интересна та обстановка, что царит в гимназии, то он не впишется в коллектив".
 
Проблем с набором учениц в гимназии не испытывают, хотя конкурса 5 человек на место, как было в середине 1990-х, сейчас нет. За свою историю женская гимназия несколько раз меняла адрес, и сейчас у нее не самое удачное месторасположение – на окраине Жодино возле тюрьмы и воинской части. Тем не менее 75% учащихся ездят в гимназию из разных районов города. Учатся здесь и дети из близлежащих населенных пунктов. Однако, несмотря на успешную работу Жодинской женской гимназии, применять опыт раздельного обучения другие учреждения образования не спешат.